Ольга Горбунова
Конспект занятия «Море»
Конспект занятия «Море»
Цель: познакомить детей с понятием «море», с особенностями Чёрного моря.
Задачи:
-дать знания о Чёрном море;
-расширять словарный запас;
-совершенствовать умения в подборе прилагательных к заданному слову;
-развивать познавательную активность;
-развивать мелкую моторику;
-воспитывать любовь к родному городу.
Публикация «Конспект занятия „Море“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Оборудование: Слайды на диске, контейнеры для опытов, соль, йод, картофель, яйцо, стаканы, трубочки, мешочек с мелкими игрушками, галька, резиновые мячики, рабочая тетрадь.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
(открываются слайды с изображением моря).
Педагог: Ребята, мы с вами снова в научной лаборатории Севастополя.
Что будем изучать и исследовать, узнаете, если отгадаете загадку.
(Звучит мелодия «Шум моря»)
Педагог:
(стихотворение – загадка)
«Смотрите, какое просторное!
Его не объять руками,
Его не измерить шагами,
Оно как чаша большое,
Оно без конца и края.» (С. Баруздин «Черное море»)
Педагог: Ребята, вы догадались о чём говорится в этом стихотворении?
(В этом стихотворении говорится о море)
II.Основная часть.
1. Беседа.
Педагог: На берегу какого моря расположен наш славный город Севастополь? (Город Севастополь расположен на берегу Чёрного моря)
Чёрное море очень глубокое. Его глубина составляет 2 250 м.
Педагог: На что похоже дно Чёрного моря? (ответы детей)
Морское дно по своему рельефу похоже на перевёрнутую вниз шляпу.
Чёрное море имеет довольно широкое мелководье у берегов, которое можно беспрепятственно исследовать, и глубокое, объёмное дно посередине.
Опыт №1.
(Педагог предлагает наполнить водой ёмкость, напоминающую по своему строению рельеф черноморского дна).
Педагог: Пробовали ли вы на вкус морскую воду? Какая она?
(Ответы детей)
Педагог: Верно! Солёная.
А мы какую воду налили? (Пресную)
Что нужно сделать, чтобы она стала солёной? (добавить соль)
Опыт № 1.(дети растворяют соль в воде, пробуют на вкус).
Педагог: Ребята, что мы знаем о солёной, морской воде? (обладает полезными свойствами, заживляет раны).
Педагог: солёная вода помогает предметам не утонуть. Проверим, проведём опыт.
Опыт № 2.(яйцо и картофель)
• (Дети опускают сырое яйцо в стакан с пресной водой – яйцо опустилось на дно стакана).
• (Дети опускают сырое яйцо в стакан с солёной водой – яйцо будет плавать на поверхности воды).
Педагог: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Плавать в морской воде намного легче, она как бы выталкивает тело.
Педагог: Какой можно сделать вывод? (солёная вода помогает предметам держаться на поверхности).
Педагог: А вы знаете чем пахнет море?
(пахнет йодом)
Морские волны выбрасывают на берег огромное количество водорослей. Среди них бурые водоросли — это цистозира бородатая, которая источает сильный запах йода. Бурые водоросли растут на камнях, у берегов не только Черного моря, но и многих других морей. Они накапливают йод, а морской ветер разносит этот свежий запах.
(слайды с изображением водорослей)
Опыт № 3. «Чем пахнет море?».
(добавляем несколько капель йода).
Вывод: Море пахнет йодом.
( видео: шторм, штиль)
Педагог: Море – это непредсказуемая стихия.
Очень часто на Чёрном море дуют ветра.
Если на море штиль, затишье, безветренная или тихая погода со слабым ветром – море ласковое и тихое.
Опыт № 4. «Штиль». Дети слабо дуют на воду (губы «трубочкой).
А если шторм, буря, сильный ветер, наоборот, море с бушующими волнами, буйное и свирепое.
Опыт № 5. «Буря». Дети дуют сильно в трубочку, которая находится в стакане.
3. Игра «Штиль-шторм» ( дети чередуют движения рук: штиль - ладони вверх, шторм - круговые движения кулаками).
(Дети слушают звук бьющейся волны о гальку).
4. Пальчиковая гимнастика «Волна»
Светит полная луна - за волной бежит волна,
Ветер веет напросторе, и всю
ночь волнует
море.
Волн спокойныхмерный шорох
Успокоил мыслей ворох…
Педагог: Давайте прислушаемся, что мы слышим?
(звук шума волны; шорох камней)
(Ответы детей).Волны бьются о гальку.
Галька — мелкий окатыш, камешек; окатанные в разной степени обломки природных камней горных пород диаметром от одного до 15 сантиметров.
Упражнение «Расскажи»
(Определить, какая галька на ощупь, какой размер: большие камни или маленькие)
5. Упражнение «Чудесный мешочек» (Дети на ощупь, среди мелких предметов находят гальку).
Педагог: Сейчас какое время года? Мы сейчас представим лето, август, ночной берег. Сядем на гальку и посмотрим в даль…
(видео с фосфорящейся водой)
Когда дотрагиваешься до воды,загораются маленькие фонарики…
Ребята, вы знаете, почему так происходит? (ответы детей)
Педагог: Искрящееся свечение излучает планктон размером до 5 мм, свечение вспышками — существа более 1 см. Живые организмы излучают свет обычно под влиянием внешних раздражителей — движения воды в морских течениях или зоне прибоя, возмущения от хода кораблей и тому подобное.
Это светятся микроводоросли, маленькие рачки и существа — фонарики — гребневики.
Эти существа живут в верхнем слое воды. Когда вода нагревается, (а это чаще бывает летом) они начинают светиться. У них есть такое свойство- при волнении воды, при резком движении,они светятся.
Педагог: Возьмите линейку, посмотрите, что значит 5мм, 1 см? Много это или мало? Светятся большие существа или маленькие? (дети делают вывод)
Если рассмотреть через увеличительное стекло, то все эти существа будут выглядеть примерно так (показать прозрачные резиновые мячики).
При столкновении с волной, камнями, планктон светится.
Опыт № 6. «Морские фонарики»
(опыт с резиновыми мячиками, которые при ударе начинают светиться).
Педагог: Вот такие удивительные научные явления происходят в Чёрном море.
Педагог: Ребята, а какое для вас Чёрное море?
6. Упражнение «Какое море?» (игра с мячиком резиновым).
(Море - волшебное, загадочное, тёплое, ласковое, полезное, глубокое, тихое, бурное, серое, страшное, опасное).
Работа в тетради.
III. Итог занятия.