Анжелика Алесенкова
Конспект занятия с детьми дошкольного возраста «Мой родной город»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми дошкольного возраста
Пояснительная записка.
Проблема формирования российской гражданственности подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна - Россия, гражданами которой мы являемся. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Публикация «Конспект занятия с детьми дошкольного возраста „Мой родной город“» размещена в разделах
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств являются занятия и внеклассные мероприятия, которое помогают раскрыть связь родного города с Родиной в целом. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Сегодня растёт новое поколение, которое, в отличие от нас людей росших в других социально-экономических условиях, другом институте нравственной ценности, воспринимает окружающую действительность в части касающейся области знаний о родном крае, его истории, а также в вопросе любви к своей Родине, в том числе и малой с гораздо меньшей заинтересованностью. У нынешнего поколения в настоящее время иные интересы и нравственные ценности, чаше всего они ограничиваются просмотром контентов в социальных сетях и просмотром фильмов, играми и т. д. Потому наша основная задача привить нашим детям понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его позиции и патриотизма.
Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной.
Задачи:
• Закреплять знания детей о родном городе, умение эмоционально и выразительно читать стихотворение.
• Продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города;
• Способствовать формированию представлений о символике родного края и города (Герб Брянска, Герб Брянской области).
• Развивать речь, обучая составлению рассказа;
• Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.
Оборудование: мультимедийное устройство для показа слайдов, презентация фотографий города Брянска, напечатанные фотографии города и достопримечательностей, гербы Брянска и области, карта Брянской области, ,пазлы гербов Брянска и области, мнемотаблица для составления рассказа, посылка, персонаж «Незнайка».
Ход занятия:
Организационный момент
- Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень.
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение.
Слышите, кто – то стучится к нам. Кто бы это мог быть? (предположения детей) .
2. Сюрпризный момент.
Логопед сообщает детям, что ей сегодня на электронную почту детского сада пришло видео сообщение для Вас. Давайте мы его откроем и узнаем от кого оно.
На экране появляется Незнайка.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я живу в стране «Вселенная Незнайки». Очень хочу посетить ваш город. Но ничего о нём не знаю. Расскажите мне о своей малой родине.»
Логопед: Ребята, поможем Незнайке? (ответы детей) .
Ответьте мне на вопросы:
- Что означает слово Родина? (Родина – это страна, в которой мы живем.)
-Наша Родина называется… (Россия)
-Жители России называются… (россияне).
-Президент России … (В. В. Путин)
-Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, что на них изображено. (Природа, памятники нашего города, улицы нашего города, наш детский сад и т. д.).
-Как можно назвать все это одним словом? (наш город)
-Правильно, наш город, наш край. Наша малая родина.
- Что означает слово малая родина? (малая родина это место, где человек родился и вырос.)
- Ребята, как называется город, в котором мы живем? (Брянск)
Как называется наша область? (Брянская)
- Ребята, почему наш город называется Брянск? (Ответы детей).
- Да, вы верно ответили, густые, непроходимые леса покрывали Брянский край в далёком прошлом. Город, расположенный в лесных дебрях, древние жители края называли Дебрянском (от слова "дебри"). С годами это название приобрело современное название - Брянск. А вы знали, что нашему городу более тысячи лет? (ответы детей)
- Посмотрите, что это за карта? (Брянской области, а Брянск - главный город)
- А кто из вас ребята знает, какая крупная река протекает в нашем городе? ( Ответы детей : река Десна)
- Ребята, кто знает гимн нашего города? ("Шумел сурово Брянский лес").
- Я предлагаю послушать гимн. (звучит гимн Брянской области)
У меня есть для вас задание соберите пазлы и посмотрите, что у вас получиться. Что у вас получилось? (герб Брянска и Брянской области)
- Какую форму имеют гербы?
- Что символизирует мортира? Ёлочка? Лучики? Какими ленточками оплетены венки?
Логопед: Герб Брянской области представляет собой французский щит синего цвета. В нижней части щита из одной точки расходятся три золотых луча, делящие щит на три части. В верхней большей части щита расположено изображение золотой ели с трёхъярусной кроной. В центральной части ели изображён герб города Брянска. В парадном варианте герб окаймлён дубовым венком, в верхнем разрыве которого изображён серп и молот. Венок переплетё н орденскими лентами: правая сторона — лентой ордена Ленина, левая сторона — лентой медали «Партизан Великой Отечественной войны»)
- А вы знали, что наш город прославился только во время войны?
Брянский край известен своим партизанским движением в годы Великой Отечественной войны. В эти годы наши земляки проявляли мужество, героизм в борьбе с фашистами. Многим из них было присвоено звание героев. В память о них люди воздвигли памятники, назвали в их честь улицы. Какие улицы названы в честь героев? (Ответы детей).
- Поэтому еще называют: Брянск – город партизанской славы.
- Все люди любят свой город, в котором они живут. Сочиняют стихи и песни о своем родном городе. Я тоже сочинила стихотворение о нашем городе Брянске. Незнайка вас послушает, а вы ему расскажете.
(Чтение детьми стихотворения А. Алесенковой «Наш Брянск»
(Чтение стихов)
1 ребенок:
Наш Брянск, ты лучший город!
Люблю тебя, до глубины души.
Как хороши твои просторы,
Осеняя листва, как золото кружит.
Прекрасен ты, в любое время года,
За это мы должны благодарить.
Хоть в дождь, в любую непогоду,
Как хочется по улицам бродить.
2 ребенок:
Мы для тебя родные дети,
Ты согреваешь миром и теплом.
Нет лучше города на свете!
Для нас, ты наш родимый дом.
Почти два года ты терпел фашиста,
И прятал партизан в своих лесах.
И вдруг услышав гул артиллериста-
Воспрянул духом, хоть сильно и ослаб
3 ребенок:
Во благо нашей мирной жизни,
Все отдавал и не щадил себя.
Все пережил, разрушен был фашистом,
Наш Брянск – за все благодарю тебя.
Ты город – Партизанской Славы,
Дедам своим спасибо говорим.
За то, что отстояли город славный,
И память мы на веки сохраним.
4 ребенок:
И вырастут пусть наши дети
Под мирным небом, без войны
Когда-нибудь услышат строки эти
О лучшем городе большой страны.
- Вы много рассказали о нашем городе и о Родине. Правильно сказали, что у нас много улиц, домов, красивая природа. В нашем городе трудится много людей, которые хотят, чтоб наш город стал лучше, красивее и богаче.
Физминутка
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
На экране Незнайка загрустил.
- Посмотрите, Незнайка что-то стал грустным. Что случилось?
Незнайка: Ребята, я, к сожалению не все запомнил, что вы мне сегодня рассказали.
Логопед: Давайте ему поможем вспомнить. Расскажем о нашем любимом городе. (Составление описательных рассказов о городе по мнемотаблицей)
Итог занятия
Незнайка: Спасибо, ребята за интересный и познавательный рассказ, а что вам самим понравилось сегодня больше всего. (Дети делятся своими впечатлениями)
Незнайка: Я все запомнил и в хорошем настроении возвращаюсь к своим друзьям во «Вселенную Незнайки» и с радостью расскажу о нашем городе Брянске всем жителям своей страны.
Логопед: Молодцы, ребята, вы очень много рассказывали Незнайке о нашем любимом городе. Давайте мы ему отправим в подарок фотографии Брянска и его достопримечательностях.
(Незнайка прощается с детьми)