Ольга Лакомкина
Конспект занятия «Мастера и рукодельницы» по программе «Истоки» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в дошкольном образовании» с детьми подготовительной группы.
Тема занятия : «Мастера и рукодельницы».
I. Программное содержание :
1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела».
Публикация «Конспект занятия „Мастера и рукодельницы“ по программе „Истоки“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
2. Воспитывать уважение к людям труда (мастерам и рукодельницам)
3. Развивать умение детей договариваться, приходить к согласию.
II. Подготовка к занятию :
1. Чтение произведений П. П. Бажова «Каменный цветок», К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
2. Знакомство с видами народного промысла: прядение, вышивание
плетение корзин и лаптей, создание игрушек, валяние, изготовление деревянных ложек, гончарное ремесло.
3. Знакомство с работой кузнеца, кружевницы, художника, столяра, швеи, плотника, повара.
4. Художественная деятельность дома (роспись макетов матрешек, подготовка презентации матрешки.
Материалы для занятия : книга для развития детей «Мастера и рукодельницы», изделия народных промыслов.
III. Ход занятия :
Педагог приглашает детей на ярмарку, звучит в грамзаписи музыка И. Стравинского «Петрушка», сцена «Ярмарка».
- Дети, вы знаете, что раньше на Руси проводились ярмарки. Ярмарка - это рынок, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники, чтобы продать свой товар. Рассмотрите изделия на нашей ярмарке. Здесь есть и матрешки, и деревянные ложки, и дымковские игрушки, и жостовские подносы, и гжельские изделия. Чем они вам понравились? (Дети рассказывают о тех изделиях, которые им понравились).
Педагог приглашает к прилавку с матрешками и рассказывает: Русская матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Матрешку знают во всем мире. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе). Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись игрушки разного размера. Затем матрешек стали изготавливать и в других областях России. На каждом предприятии мастера старались придать игрушке узнаваемые черты. Поэтому матрешки бывают разными, расписанные разными видами народного промысла. А сейчас нам ребята расскажут, какие виды матрешек бывают.
Презентация «Виды матрешек» (дети презентуют свои матрешки).
Ребенок: - Я хочу представить Сергиев-Посадскую (Загорскую) матрешку. Такая матрешка одета в сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.
Ребенок: - А вот и Полховская матрешка. В отличие от других матрешек, ее платок не завязан узлом, а свободно спадает на плечи, из-под него виднеются кудрявые волосы. У нее нет передника и сарафана, лишь овал спереди, заполненный узором из роз, шиповника, георгинов и ягод.
Ребенок: - Я представляю Семеновскую матрешку. Самая важная деталь в росписи этой куклы – передник, украшенный ярким цветочным букетом. Отличительная особенность ее в том, что помимо оттенков красного, желтого и синего используется цвет натурального дерева.
Ребенок: - А вот и Вятская матрешка. Она рыжеволосая, у нее тщательно прорисованные глаза с густыми ресницами, платок и фартук украшены цветами (пионами, незабудками, розами). Ее особенность в том, что украшена аппликацией из соломы.
Ребенок: - Я хочу представить Тверскую матрешку. Она украшается золотым или серебряным узором. Это самая многоликая матрешка: она часто предстает в облике разных фольклорных персонажей – например, Царевны Несмеяны или Снегурочки.
Воспитатель: - Матрешку изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Как называют человека, изготавливающего матрешку? (мастер). Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Кто расписывает матрешку? (художник). Какие узоры используются? (Ответы детей)
- Для создания матрешки мастерам требуется немало умения, времени, терпения, доброты, любви, чтобы создать такую красоту.
Презентация оренбургских пуховых платков
Дети с воспитателем рассматривают пуховой платок, слушают отрывок песни «Оренбургский пуховый платок». Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Предлагается к просмотру презентация.
Ребята, а как назывались мастерицы, которые вязали платки? (вязальщицы). Какие узоры вы запомнили? (ответы детей).
Активное занятие. Этапы работы:
1. Подготовительный этап :
Разговор в круге. Воспитатель: Все виды народного промысла, которые мы видим на нашей ярмарке, требует от мастеров большого труда, много времени. Мастера вкладывали душу в свои творения. Недаром настоящих мастеров и рукодельниц любят и помнят долгие годы.
Дети садятся за столы.
Педагог предлагает детям открыть книгу для развития на стр. 5.
- Рассмотрите иллюстрации. К какому произведению эта иллюстрация? О каком ремесле говорится в сказке «Каменный цветок»? Какие качества помогли Данилушке стать настоящим мастером? Как вы думаете, почему Данилушко стал любимым учеником мастера? Объясните пословицу: «Каков мастер, такова и работа» (ответы детей).
Педагог предлагает детям открыть книгу для развития на стр. 14.
- К какому произведению эти иллюстрации? Расскажите о пути зернышка до рубашки.
Каких мастеров – умельцев вы еще знаете (Ответы детей)
Физкульминутка. Каждый мастер своего дела в совершенстве владеет инструментом. Каждому виду труда характерны определенные действия. Давайте поиграем в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Дети ведут хоровод и говорят: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», останавливаются и изображают действия. Ведущий отгадывает.
Педагог приглашает детей за столы.
2. Основной этап.
Самостоятельно. Выполняем задание «Мастера и рукодельницы» на стр. 17. Воспитатель: Дети, вначале каждый из вас будет выполнять задание самостоятельно. Внимательно рассмотрите иллюстрации слева, на которых изображены мастера, а справа – их изделия. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу. На это вам дается три минуты (время отслеживается по песочным часам).
Работа в паре. Педагог: Сейчас разделимся на пары и сделаем эту же работу в парах. Возьмите другую иллюстрацию. Вам нужно рассмотреть её, договориться и прийти к общему решению. Соедините линией те иллюстрации, которые выбрали вместе. Решите, кто из вас будет рассказывать о своей работе. На эту работу вам дается еще 3 минуты.
Экспертная оценка: Каждая пара представляет результаты совместной работы. Свое выступление начинают со слов: «Мы решили, мы думаем…». Дети дают оценку выступления пары. Педагог знакомит со своей экспертной оценкой и благодарит детей за дружную работу.
3. Рефлексия
Проводится в кругу.
- Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц. Давайте подумаем о том, «Какими качествами должен обладать каждый мастер?» Каким мастерством вы хотели бы овладеть? Почему? (Ответы детей). Что вам понравилось на занятии? Что понравилось при работе в паре?
После занятия предложить детям нарисуют русские узоры на стр. 15 книги для развития.