Папки-передвижки

Конспект занятия «Лесные жители Карелии зимой» по познавательному развитию в средней группе (7 фото)

Савинова Надежда Валерьевна
Конспект занятия «Лесные жители Карелии зимой» по познавательному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к диким животным, как к живым существам.

Конспект занятия «Лесные жители Карелии зимой» по познавательному развитию в средней группе

Задачи:

1. Уточнять и расширять знания детей о диких птицах и животных родного края, повадках, пище, жилищах.

Фото «Лесные жители Карелии зимой»

2. Формировать умение различать хищных, всеядных и травоядных животных.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

5. Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.

Публикация «Конспект занятия „Лесные жители Карелии зимой“ по познавательному развитию в средней группе» размещена в разделах

6. Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных, помогать им в зимний период.

Материал и оборудование: Карта России с обозначенной на ней Карелией (регионы и республики отмечены достопримечательностями-картинками, силуэт зимнего дерева с картинками птицами на ней и отдельными картинками птиц и зверей леса- на магнитах, магнитофон, флешка с голосами зимующих птиц, зверей. Карточки с изображением диких животных и тем, чем они питаются; макет избушки лесника, лесник и лесничиха, мелкие игрушки-дикие животные, лось, заяц, белка, волк, лиса, медведь.

Конспект занятия  по познавательному развитию в средней группе - фото

Ход:

В: Приветственный круг

Встаньте, дети, встаньте в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Все дети посмотрели друг на друга и улыбнулись)

- Молодцы, и я вижу у вас отличное настроение. Тогда приступаем к работе.

Ребята, я очень люблю рассказы. А какие рассказы я люблю? Догадайтесь.

Фото №1 Цель развитие устойчивого познавательного интереса к диким животным как к живым существам

Рассказ педагога:

Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка. Летом и зимой мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года. Много чудес раскрывает наша лесная тропинка.

В: Интересный рассказ? Вам понравился? А про что он?

(В рассказе говорится о лесной тропинке, о животных, о чудесах леса, о природе)

Фото №2 Уточнять и расширять знания детей о диких птицах и животных родного края повадках пище жилищах

Работа с картой

В: Дети наша природа прекрасна и неповторима. У нас есть много морей, рек, гор, лесов, много животных и растительности. Посмотрите на карту нашей Родины. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

В: Мы с вами уже рассматривали ее и знаем, что наша Россия большая. А как называется частичка России, где мы с вами родились и живем? (Карелия)

В: Правильно, молодцы! Каждый сейчас нашел глазками то место на карте, где находится наша милая Карелия и достопримечательность, которая как мы знаем считается главной визитной карточкой нашей республики. Кто первый назовет, тот и покажет это знаменитое место на карте России. (Кижи) Дети поднимают руки, отвечающий первым ребенок показывает Карелию и картинку-символ Кижи.

В: Молодцы, вы правильно назвали и показали на карте нашу малую родину Карелию. Скажите, пожалуйста, какое наступило сейчас время года? (Зима)

- Правильно, зима. Зима-красавица нарядила наши водоемы и леса в снежный наряд.

(показ картинки про зиму) Правда, красиво (Да)

В: Под снегом укрылись травы, земля стала твердой-претвердой и не раскопаешь. Трудно же приходится лесным жителям зимой. Как вы думаете, почему? (Нет корма, насекомые пропали, не растут ягоды и растения, очень холодно, морозно, поэтому некоторые птицы улетели в теплые края, а звери легли в спячку)

Работа с «говорящим» деревом - птицы

В: Ребята, но птицы и звери, которые остались зимовать и бодрствовать у нас в Карелии не унывают. Посмотрите на наше дерево. Каких птиц вы узнаете? (Воробьи, синички, снегири, вороны, голуби)

В: Послушайте, как они разговаривают. (звучат голоса зимующих птиц) Угадали, это кто? А это кто сейчас «говорил»? (синички, воробей, ворона)

В: Но кроме птиц в зимнем лесу ведь кто-то еще есть? (звери) Как называются звери, которые живут в лесу? (дикие)

В: Почему их так называют? (Сами себе добывают пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)

В: Молодцы! Вы у меня знатоки природы, мои помощники природы. Давайте сегодня мы поиграем в новую игру. Надо отгадать животное, кто отгадает, тот ставит нашего зверя к нашему зимнему карельскому дереву. (Дети слушают голос животного в природе)

Игра «Отгадай зверя по описанию»

1. У этого животного большое, мощное тело с маленьким хвостиком и маленькими ушками на голове. Лапы короткие и толстые. Шерсть коричневого цвета, два слоя шерсти — один защищает от воды, другой помогает сохранять тепло. (Медведь)

2. Хвост веслом!

Пловец отменный!

Да и мех имеет ценный,

Строит «хатки» и плотины

Из ветвей, камней и тины. (Бобр)

3. У данного животного большой пушистый хвост, глаза круглые, большие; ушки стоячие, треугольной формы; вокруг рта – усы, она очень подвижна, любопытна, много бегает, прыгает, скачет. (Белка)

4. Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. Кабан

5. Ты на слово мне поверь,

Это - очень хищный зверь.

Он пушист, увёртлив, ловок,

Он - охотник на полёвок.

Слух отличный, острый глаз,

В узкий он пролезет лаз,

Рыжеватая окраска.

А зовут зверушку.

(Ласка)

6. Хищный маленький зверек,

Но не норка, не хорек.

Белочка в дупле боится,

Что ее найдет…

(Куница)

7. Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

8. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка он выбрасывает вперед сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Глаза на мордочке по бокам расположены. Уши длинные, хвост маленький пушистый. (Заяц)

9. Дымчато-серый зверь шагает по глубокому снегу. Белогубой пастью хватает душистую хвою. Вот осина помешала, махнул рогатой головой – обломилась с треском ветка, отскочила, воткнулась в снег. (Лось)

10. Есть у нас такой обычай –

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки,

Кто мы – лисы или волки? (Волки)

- Молодцы, всех зверей карельского леса отгадали!

Физминутка – игра «Заяц и лисица» (как охотится лиса и как убегает от нее заяц)

Утром зайка притаился под заснеженным кустом

И с большим сугробом слился, задремал он чутким сном.

(сидя на корточках, ладони под щечкой)

А потом приподнял ушки, по сугробам скок-поскок.

Вдруг раздался на опушке суматошный крик сорок.

(прыжки вперед и назад)

Но зайчишка не из робких! Сделал он большой прыжок,

И, не разбирая тропки, поскакал через лужок.

(Прыжок в длину с места, маленькие прыжки на месте)

Гонится за ним лисица, хочет бедного схватить,

(имитация грациозного быстрого бега лисы)

И летят вдогонку птицы, продолжая гомонить.

(махи руками в стороны)

Только зайца вдруг не стало, он как будто с глаз исчез:

Поле зайку укрывало и густой дремучий лес.

(присесть, руки над головой домиком)

Шла лиса по следу долго, след в снегах петлял, петлял,

А потом под старой елкой неожиданно пропал.

(Имитация ходьбы лисицы)

Спрятался зайчишка в яме под поваленным стволом;

Приютил между корнями зайца старый бурелом.

(сидя на корточках, руки прижать к голове)

Игра «Кто что ест?»

В: Ребята, кто из вас знает, на какие три группы по способу питания подразделяются дикие животные? (травоядные, хищники, всеядные)

В: Травоядные. Как вы думаете, почему их так назвали? (Они питаются травой, кореньями и ветками деревьев.)

В: Хищники. Почему их так называют? (Они питаются мясом.)

В: И всеядные? (Едят как растительную еду, так и мясо.)

Сейчас каждый из вас возьмет картинку с животным и попробует определить, к какой из трех групп можно его отнести и объяснить почему. (На карточках у вас есть небольшие подсказки-символы) (Дети рассказывают)

Травоядные

Лось – ветки, кора, побеги, листья

Заяц – трава, корни, ягоды

Северный олень – трава, молодые побеги деревьев, листва.

Всеядные

Медведь – растит. пища, мясо, падаль животных

Белка – растительность, грибы, насекомые, небольшие птицы, яйца

Еж – взрослые насекомые, пауки, ящерицы, мелкие грызуны, грибы, ягоды.

Хищники

Волк – олени, лоси, иногда зайцы

Лиса – мелкие грызуны, зайцы.

Выдра – преимущественно рыбой, летом лягушки, ящерицы.

Рысь – зайцы, реже олени, мелкие грызуны

В: Молодцы, и с этим заданием, мои знатоки природы, вы справились!

Ну а теперь я подготовила для вас блиц-опрос. Я вам зачитываю вопрос, вы, если знаете ответ, поднимаете руку и отвечаете. «Вопрос-ответ»

1. У каких животных меняется окрас шубки? Ответ: У зайца, белки. У белки - летом в окраске преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона; зимой — серые и чёрные.

2. Чем защищаются животные от врагов? Ответ: Волк – клыками и когтями, Заяц быстро убегает от врагов и ещё падает на спину и бьёт противника задними лапами. Белки - бегают вниз и вверх по дереву по спирали, совершают ошеломительные прыжки на другие деревья. Ёж - колючими иголками. Лось рогами и сильными копытами.

3. Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Ответ: Сильные и длинные задние лапы, которые длиннее передних.

4. Кто охотится на травоядных животных? Ответ: Хищники.

5. Что помогает лисе отыскивать под снегом мышей? Ответ: Хороший слух и нюх.

7. Чей хвост как парашют? Почему? Ответ: У белки. Распушив хвост, как парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево, она может пикировать с вершины на землю, управляя хвостом, словно рулем.

В: Молодцы, на все вопросы вы ответили!

Ребята, в деревнях и селах, городах нашей Карелии живут удивительные люди. Из поколения в поколение передается бережное отношение ко всему живому, что населяет родные места. В старину женщины и мужчины, приходя в лес, а лес, как мы знаем является жилищем для насекомых, птиц, зверей, стараются не только взять от природы ее дары (ягоды, грибы, дерево под строительство и тепла и многое другое, так вот, приходя в лес, стараются принести как можно меньше вреда ему (ведь человек все-таки имеет разрушительное влияние на природу, уберечь, помочь братьям нашим меньшим. Как он помогает? (подкормка птиц и животных зимой)

В: Давайте сейчас поиграем в игру «Человек и дикие животные зимой». Но для начала спрошу, как называется профессия человека, который охраняет лес и помогает лесным обитателям пережить зиму. (Егерь, лесник).

Кто-то возьмет на себя роль людей, которые живут рядом с лесом, лесника и лесничихи, кто-то диких зверей. Вспомните, чем можно отпугнуть хищного зверя? (Огнем, ружьем, дымом).О каких зверюшках необходимо позаботиться в первую очередь? (О травоядных и всеядных мелких- зайцах, белках, лосях, оленях и др.) Кого следует опасаться в зимних лесах Карелии (волков, проснувшегося медведя-шатуна, рыси).

(Дети берут на себя роли и играют, оказывают помощь, кормят сеном лося, зайцев, орехами белочку. Стараются обходить стороной воющих волков и других хищников.)

Занятие завершается сюжетно-ролевой игрой «Дикие животные в лесу зимой»

Фото №3 Формировать умение различать хищных всеядных и травоядных животных Фото №4 Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе
Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами»Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Национальное наследие России - коренные жители Севера - Саами» Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лесные жители» в младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лесные жители» в младшей группе «Лесные жители». Конспект по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Цель: Обобщение представления детей о диких животных. Задачи:.

Дидактическое панно «Лесные жители зимой»Дидактическое панно «Лесные жители зимой» .

Конспект НОД «Как звери живут в лесу зимой» по познавательному развитию в средней группеКонспект НОД «Как звери живут в лесу зимой» по познавательному развитию в средней группе «Как звери живут в лесу зимой" (занятие по познавательному развитию в средней группе) Цель: Ознакомление детей с жизнью диких зверей в.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жители зимнего леса» с использованием ИКТ Цель: Закрепление у детей знаний об обитателях леса в зимнее время года. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные изменения в живой и неживой.

Конспект ООД по познавательному развитию в первой младшей группе «Лесные жители»Конспект ООД по познавательному развитию в первой младшей группе «Лесные жители» Конспект ООД по познавательному развитию в 1 младшей группе «Лесные жители». Провела: воспитатель Новикова В. В. Цель: Дать детям представление.

Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки» Цели : закрепить знания детей о домашних животных; расширить представления детей о жизни домашних животных, о том, как готовятся к зиме.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Трудовая акция. Конспект занятия по познавательному развитию «Моя помощь птицам зимой» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Лесные жители Карелии зимой» по познавательному развитию в средней группе
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 18:54
+229Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Лесные жители Карелии зимой» по познавательному развитию в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Савинова Надежда Валерьевна (УИ 2340807) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД