Савинова Надежда Валерьевна
Конспект занятия «Лесные жители Карелии зимой» по познавательному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к диким животным, как к живым существам.
Задачи:
1. Уточнять и расширять знания детей о диких птицах и животных родного края, повадках, пище, жилищах.
2. Формировать умение различать хищных, всеядных и травоядных животных.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
5. Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Публикация «Конспект занятия „Лесные жители Карелии зимой“ по познавательному развитию в средней группе» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Карелия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
6. Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных, помогать им в зимний период.
Материал и оборудование: Карта России с обозначенной на ней Карелией (регионы и республики отмечены достопримечательностями-картинками, силуэт зимнего дерева с картинками птицами на ней и отдельными картинками птиц и зверей леса- на магнитах, магнитофон, флешка с голосами зимующих птиц, зверей. Карточки с изображением диких животных и тем, чем они питаются; макет избушки лесника, лесник и лесничиха, мелкие игрушки-дикие животные, лось, заяц, белка, волк, лиса, медведь.
Ход:
В: Приветственный круг
Встаньте, дети, встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Все дети посмотрели друг на друга и улыбнулись)
- Молодцы, и я вижу у вас отличное настроение. Тогда приступаем к работе.
Ребята, я очень люблю рассказы. А какие рассказы я люблю? Догадайтесь.
Рассказ педагога:
Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка. Летом и зимой мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года. Много чудес раскрывает наша лесная тропинка.
В: Интересный рассказ? Вам понравился? А про что он?
(В рассказе говорится о лесной тропинке, о животных, о чудесах леса, о природе)
Работа с картой
В: Дети наша природа прекрасна и неповторима. У нас есть много морей, рек, гор, лесов, много животных и растительности. Посмотрите на карту нашей Родины. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
В: Мы с вами уже рассматривали ее и знаем, что наша Россия большая. А как называется частичка России, где мы с вами родились и живем? (Карелия)
В: Правильно, молодцы! Каждый сейчас нашел глазками то место на карте, где находится наша милая Карелия и достопримечательность, которая как мы знаем считается главной визитной карточкой нашей республики. Кто первый назовет, тот и покажет это знаменитое место на карте России. (Кижи) Дети поднимают руки, отвечающий первым ребенок показывает Карелию и картинку-символ Кижи.
В: Молодцы, вы правильно назвали и показали на карте нашу малую родину Карелию. Скажите, пожалуйста, какое наступило сейчас время года? (Зима)
- Правильно, зима. Зима-красавица нарядила наши водоемы и леса в снежный наряд.
(показ картинки про зиму) Правда, красиво (Да)
В: Под снегом укрылись травы, земля стала твердой-претвердой и не раскопаешь. Трудно же приходится лесным жителям зимой. Как вы думаете, почему? (Нет корма, насекомые пропали, не растут ягоды и растения, очень холодно, морозно, поэтому некоторые птицы улетели в теплые края, а звери легли в спячку)
Работа с «говорящим» деревом - птицы
В: Ребята, но птицы и звери, которые остались зимовать и бодрствовать у нас в Карелии не унывают. Посмотрите на наше дерево. Каких птиц вы узнаете? (Воробьи, синички, снегири, вороны, голуби)
В: Послушайте, как они разговаривают. (звучат голоса зимующих птиц) Угадали, это кто? А это кто сейчас «говорил»? (синички, воробей, ворона)
В: Но кроме птиц в зимнем лесу ведь кто-то еще есть? (звери) Как называются звери, которые живут в лесу? (дикие)
В: Почему их так называют? (Сами себе добывают пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)
В: Молодцы! Вы у меня знатоки природы, мои помощники природы. Давайте сегодня мы поиграем в новую игру. Надо отгадать животное, кто отгадает, тот ставит нашего зверя к нашему зимнему карельскому дереву. (Дети слушают голос животного в природе)
Игра «Отгадай зверя по описанию»
1. У этого животного большое, мощное тело с маленьким хвостиком и маленькими ушками на голове. Лапы короткие и толстые. Шерсть коричневого цвета, два слоя шерсти — один защищает от воды, другой помогает сохранять тепло. (Медведь)
2. Хвост веслом!
Пловец отменный!
Да и мех имеет ценный,
Строит «хатки» и плотины
Из ветвей, камней и тины. (Бобр)
3. У данного животного большой пушистый хвост, глаза круглые, большие; ушки стоячие, треугольной формы; вокруг рта – усы, она очень подвижна, любопытна, много бегает, прыгает, скачет. (Белка)
4. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. Кабан
5. Ты на слово мне поверь,
Это - очень хищный зверь.
Он пушист, увёртлив, ловок,
Он - охотник на полёвок.
Слух отличный, острый глаз,
В узкий он пролезет лаз,
Рыжеватая окраска.
А зовут зверушку.
(Ласка)
6. Хищный маленький зверек,
Но не норка, не хорек.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет…
(Куница)
7. Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
8. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка он выбрасывает вперед сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Глаза на мордочке по бокам расположены. Уши длинные, хвост маленький пушистый. (Заяц)
9. Дымчато-серый зверь шагает по глубокому снегу. Белогубой пастью хватает душистую хвою. Вот осина помешала, махнул рогатой головой – обломилась с треском ветка, отскочила, воткнулась в снег. (Лось)
10. Есть у нас такой обычай –
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки,
Кто мы – лисы или волки? (Волки)
- Молодцы, всех зверей карельского леса отгадали!
Физминутка – игра «Заяц и лисица» (как охотится лиса и как убегает от нее заяц)
Утром зайка притаился под заснеженным кустом
И с большим сугробом слился, задремал он чутким сном.
(сидя на корточках, ладони под щечкой)
А потом приподнял ушки, по сугробам скок-поскок.
Вдруг раздался на опушке суматошный крик сорок.
(прыжки вперед и назад)
Но зайчишка не из робких! Сделал он большой прыжок,
И, не разбирая тропки, поскакал через лужок.
(Прыжок в длину с места, маленькие прыжки на месте)
Гонится за ним лисица, хочет бедного схватить,
(имитация грациозного быстрого бега лисы)
И летят вдогонку птицы, продолжая гомонить.
(махи руками в стороны)
Только зайца вдруг не стало, он как будто с глаз исчез:
Поле зайку укрывало и густой дремучий лес.
(присесть, руки над головой домиком)
Шла лиса по следу долго, след в снегах петлял, петлял,
А потом под старой елкой неожиданно пропал.
(Имитация ходьбы лисицы)
Спрятался зайчишка в яме под поваленным стволом;
Приютил между корнями зайца старый бурелом.
(сидя на корточках, руки прижать к голове)
Игра «Кто что ест?»
В: Ребята, кто из вас знает, на какие три группы по способу питания подразделяются дикие животные? (травоядные, хищники, всеядные)
В: Травоядные. Как вы думаете, почему их так назвали? (Они питаются травой, кореньями и ветками деревьев.)
В: Хищники. Почему их так называют? (Они питаются мясом.)
В: И всеядные? (Едят как растительную еду, так и мясо.)
Сейчас каждый из вас возьмет картинку с животным и попробует определить, к какой из трех групп можно его отнести и объяснить почему. (На карточках у вас есть небольшие подсказки-символы) (Дети рассказывают)
Травоядные
Лось – ветки, кора, побеги, листья
Заяц – трава, корни, ягоды
Северный олень – трава, молодые побеги деревьев, листва.
Всеядные
Медведь – растит. пища, мясо, падаль животных
Белка – растительность, грибы, насекомые, небольшие птицы, яйца
Еж – взрослые насекомые, пауки, ящерицы, мелкие грызуны, грибы, ягоды.
Хищники
Волк – олени, лоси, иногда зайцы
Лиса – мелкие грызуны, зайцы.
Выдра – преимущественно рыбой, летом лягушки, ящерицы.
Рысь – зайцы, реже олени, мелкие грызуны
В: Молодцы, и с этим заданием, мои знатоки природы, вы справились!
Ну а теперь я подготовила для вас блиц-опрос. Я вам зачитываю вопрос, вы, если знаете ответ, поднимаете руку и отвечаете. «Вопрос-ответ»
1. У каких животных меняется окрас шубки? Ответ: У зайца, белки. У белки - летом в окраске преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона; зимой — серые и чёрные.
2. Чем защищаются животные от врагов? Ответ: Волк – клыками и когтями, Заяц быстро убегает от врагов и ещё падает на спину и бьёт противника задними лапами. Белки - бегают вниз и вверх по дереву по спирали, совершают ошеломительные прыжки на другие деревья. Ёж - колючими иголками. Лось рогами и сильными копытами.
3. Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Ответ: Сильные и длинные задние лапы, которые длиннее передних.
4. Кто охотится на травоядных животных? Ответ: Хищники.
5. Что помогает лисе отыскивать под снегом мышей? Ответ: Хороший слух и нюх.
7. Чей хвост как парашют? Почему? Ответ: У белки. Распушив хвост, как парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево, она может пикировать с вершины на землю, управляя хвостом, словно рулем.
В: Молодцы, на все вопросы вы ответили!
Ребята, в деревнях и селах, городах нашей Карелии живут удивительные люди. Из поколения в поколение передается бережное отношение ко всему живому, что населяет родные места. В старину женщины и мужчины, приходя в лес, а лес, как мы знаем является жилищем для насекомых, птиц, зверей, стараются не только взять от природы ее дары (ягоды, грибы, дерево под строительство и тепла и многое другое, так вот, приходя в лес, стараются принести как можно меньше вреда ему (ведь человек все-таки имеет разрушительное влияние на природу, уберечь, помочь братьям нашим меньшим. Как он помогает? (подкормка птиц и животных зимой)
В: Давайте сейчас поиграем в игру «Человек и дикие животные зимой». Но для начала спрошу, как называется профессия человека, который охраняет лес и помогает лесным обитателям пережить зиму. (Егерь, лесник).
Кто-то возьмет на себя роль людей, которые живут рядом с лесом, лесника и лесничихи, кто-то диких зверей. Вспомните, чем можно отпугнуть хищного зверя? (Огнем, ружьем, дымом).О каких зверюшках необходимо позаботиться в первую очередь? (О травоядных и всеядных мелких- зайцах, белках, лосях, оленях и др.) Кого следует опасаться в зимних лесах Карелии (волков, проснувшегося медведя-шатуна, рыси).
(Дети берут на себя роли и играют, оказывают помощь, кормят сеном лося, зайцев, орехами белочку. Стараются обходить стороной воющих волков и других хищников.)
Занятие завершается сюжетно-ролевой игрой «Дикие животные в лесу зимой»