Чеботарева Лидия
Конспект занятия «Лес как природное сообщество»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №151»
«ЛЕС КАК ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО»
КОНСПЕКТ ОД
Составитель: воспитатель:
Л. С. Чеботарева
«Лес как природное сообщество»
Цель: создать у воспитанников представление о лесе как природном сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории, уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом
Публикация «Конспект занятия „Лес как природное сообщество“» размещена в разделах
Задачи:
-продолжать знакомить детей с особенностями природных условий леса;
- дать им элементарные представления о лесе как о зеленом доме растений и животных;
- формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
- расширять представления детей о значимости леса;
-формировать знания о лесе ка природном сообществе;
- уточнить и расширить представления детей о лесе;
- познакомить с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано»;
- воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Оборудование: оформление леса (ширма, музыкальное оформление: «Голоса птиц», «Голос Земли» (запись, «Волшебная палочка», колокольчик, кроссворд, дидактические игры, Сказочные персонажи : «Лесовик», «Фея Природы».
Методы, формы: игровой момент, беседа, обсуждение, моделирование, физкультминутка, загадка, разгадывание кроссворда, ребуса, дидактические игры, упражнение, стихи. Слушание: «голоса птиц», голос «Земли».
План:
1. Организационный этап
-приветствие;
-сообщение темы, целей. Задач занятия.
2. Основной этап
- игровой момент: «Встреча с Феей Природы», «Встреча с Лесовиком»;
- беседа;
- стихи;
- игровой момент;
- работа с книгой «Лесные науки», обсуждение;
-моделирование;
-слушание «Голоса птиц»;
- работа по вопросам;
-разгадывание кроссворда;
-первый экологический закон;
-пословицы и поговорки о лесе;
- загадка Лесовика;
-физкультминутка;
- дидактические игры;
- стихи о природе;
- игровое упражнение «Выбери правило вежливости»;
- разгадывание ребуса «Животные леса»;
- игровой момент, возвращение героев леса «Феи Природы и Лесовика»;
- голос земли (слушание-запись);
- вручение памятки «Юный друг природы»;
- игровой момент «Прощание с Феей Природы и Лесовичком»;
3. Заключительный этап
Дети, перевоплощенные в образы лебедей, движутся по кругу.
Воспитатель ведет детей к заранее выбранному месту (в условный лес)
4. Художественное слово: (чтение стихотворения у леса)
Воспитатель здоровается (от имени всех) с лесом
Воспитатель:
-Здравствуй, лес, волшебный лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же видишь-мы свои!
-Пауза…
Воспитатель: (продолжение)
- Что такое, что случилось?
Ничего я не пойму.
Что в лесу здесь приключилось, кто откроет тайну всю?
5. Игровой момент. Звон колокольчика (в лесу)
Воспитатель:
-Видно рядом лесовик, он в лесу шагать привык, здесь ему совсем как дома, все давным – давно знакомо.
6. Игровой момент. Появляется лесовик и приветствует детей.
Лесовик:
Я – старичок-лесовичок.
Вот какой мой колпачок.
Каждый день и в снег, и в зной
Сторожу я дом лесной.
А с чем вы пожаловали в лес. С добром или со злом?
Дети:
- С добром, с добром.
Лесовик:
- Вижу, что вы дети добрые, умные.
Проходите, пожалуйста, в мои владения. Вот вам моя книга «Лесные науки», изучайте ее, выполняйте мои задания, отвечайте на вопросы, а мне пора идти, посмотреть надо, все ли в порядке в лесном царстве, но я скоро вернусь к вам обязательно. Удачи, вам!
Лесовик передает воспитателю книгу «Лесные науки».
Лесовик уходит.
7. Работа с книгой «Лесные науки»
Воспитатель открывает «лесную книгу» и читает отрывок из стихотворения «Лес»
- Нет в лесной гостинице диванов,
Вон пенек стоит не вдалеке.
Сядь и не болтай тут беспрестанно,
В царстве молчаливых великанов
Говорят на мудром языке.
Пребывание детей в лесу. (Дети рассаживаются)
- подведение итогов;
-прощание.
Ход занятия:
1. Приветствие. Сообщение темы, целей, задач занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, которое называется «Лес как природное сообщество». Мы с вами будем учиться понимать, что представляет собой лес как природное сообщество множества растений и животных, проживающих на одной территории. Вы познакомитесь с экологическим законом «все со всем взаимосвязано». Мы с вами будем учиться правилам поведения на природе, развивать внимание, смекалку, учиться проявлять заботу о растениях и животных.
2. Основной этап
1. Вступительное слово.
Воспитатель:
-Ребята, для того. Чтобы понять, что же представляет собой лес как природное сообщество, мы должны побывать в нем. Лес – это сказочный мир доброго царя Берендея. Лес полон загадок и таинства. Он многих приютил. В нем ни на мгновение не замирает жизнь. Все трудятся. Бывают в лесу праздники. Случаются и несчастья. Чтобы понять, как живет лес, отправимся в путешествие.
2. Игровой момент. Встреча с Феей Природы.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель:
-Ребята, к нам кто-то пришел! (открывается дверь)
В комнату заходит Фея Природы. Здоровается с детьми.
Фея Природы :
- Я слышала, что вы хотите попасть в мои лесные хоромы, зеленый терем. Приглашаю вас в лесной мир. Дорогу нам укажет моя волшебная палочка.
Фея Природы демонстрирует волшебную палочку.
Воспитатель:
- Фея Природы, подожди, нам скорее надо попасть в лес, пусть твоя волшебная палочка превратит нас в птиц – лебедей и мы полетим вереницей в твой чудесный лес.
Фея Природы касается волшебной палочкой плеча каждого воспитанника и говорит:
- В «лебедей» вас превращаю, в путь – дорожку собираю.
Фея Природы передает волшебную палочку воспитателю и говорит:
- Моя волшебная палочка поведет вас в лес, укажет путь.
-Следуйте за ней. А мне пора идти, по своим делам, хлопотам, но я вернусь еще к вам обязательно!
Фея Природы уходит (за дверь).
3. Звучит музыка «В мире животных»
8. Беседа воспитателя с детьми по вопросам книги лесовика «Лесные науки».
Вопросы:
-Ребята, скажите, как вы понимаете выражение:
«природный мудрый язык?» Что это значит?
Предполагаемые ответы для детей:
-Нужно молчаливо, спокойно вести себя в лесу, не нарушать лесной порядок, не пугать птиц, внимательно слушать их голоса.
Воспитатель:
- Ребята, а какие правила поведения на природе вы знаете?
Ответы детей:
- Не разводить костры;
- Не оставлять мусор;
- Не рвать цветы;
- Не уносить из леса детенышей зверей;
- Не разорять птичьи гнезда;
- Не кричать в лесу.
Воспитатель:
Вопрос:
- А что же такое лес?
Ответы детей:
- это деревья, кустарники, травы, птицы, цветы, насекомые, звери, это дом для зверей и птиц, столовая для животных.
Воспитатель:
- Лес – это зеленый храм. Это кладовая солнца. Это природное сокровище. Это легкие нашей планеты, это – красота земная. Лес – наш кормилец! Лес – наше богатство.
Воспитатель:
Вопрос:
-Ребята, скажите, какой бывает лес?
Ответы детей:
- Лиственный, смешанный, хвойный.
Воспитатель:
Вопрос:
- Скажите, какие деревья вы знаете?
Ответы детей:
-Дуб, береза, клен, ель, сосна, лиственница, кедр, липа, вяз, осина, тополь.
Воспитатель:
Вопросы:
- Как называется лес из дуба? Елей? Сосен? Берез?
Ответы детей:
- Дубрава, ельник, сосновый бор, березовая роща.
Воспитатель обращается к книге, открывает страницу и читает запись лесовика:
- Скоро мой лес загрустит, «зачахнет», так как в нем появятся целые полчища насекомых, гусениц, обнажатся деревья и кустарники, не будет цветов, трав, так как они уничтожат всю зелень, всю травку, все листики.
- Что делать, как быть, кто поможет лесу?
Воспитатель:
- Как же спасти лес, кто ему поможет?
Ответы детей:
- Мы поможем спасти лес. Мы знаем как!
- Надо поселить птиц.
Воспитатель:
- Правильно, молодцы. Ребята.
Воспитатель:
Вопрос:
- А каких лесных птиц вы знаете?
Предполагаемые ответы детей:
- Воробьи, соловьи, жаворонки, грачи, скворцы, иволги, дрозды, зяблики, сороки, поползни, пищухи, дятлы, горихвостки, совы, мухоловки, варакушки, удоды, пеночки, славки, малиновки, варакушки.
Воспитатель:
- Молодцы, дети, давайте с вами поселим птиц в лесу, чтобы лес не грустил.
9. Моделирование. Дети расселяют птиц. (Дети поселяют птиц в лесу)
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, каким веселым стал чудесный лес!
Давайте послушаем музыку леса, как поют птицы. Наш лес наполнен трелями разных птиц. Не забывайте о тишине.
10. Звучат «Голоса птиц» (запись).
Дети слушают.
11. Вопросы.
Воспитатель:
Вопрос:
- Каких птиц вы узнали по звукам?
Ответы детей:
- Кукушку.
Воспитатель:
- Верно, вот так радостно живет лес, какие переливчатые, звонкие песни дарят ему лесные птицы.
Воспитатель:
- Но скоро не будут щебетать, распевать свои сольные песни, умолкнут голоса, почему, как вы думаете?
- Ответы детей:
- Нечем будет, питаться птицам и многие погибнут от голода.
Воспитатель:
Вопрос:
- Как предотвратить беду? Что надо сделать? Как помочь лесу?
Ответы детей:
- Надо поселить насекомых.
12. Моделирование. Расселение насекомых.
Дети поселяют в лес насекомых, называют их.
13. Вопросы:
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете. Кого еще не хватает в лесу?
- Без кого лес – не лес?
- Что же делать? Как быть? Нападало столько шишек, желудей, что не пройдешь.
- Кого же еще поселить надо в лесу?
Ответы детей:
- В лесу должны жить разные звери и другие животные.
- Дети называют представителей животного мира: белки, лисы, медведи, зайцы, волки, рыси, лоси, косули, кабаны, змеи, ящерицы, лягушки, жабы, пауки и поселяют их в лесу.
14. Расселение животных.
Дети поселяют животных в лесу.
15. Разговор – беседа.
Воспитатель:
Вопрос:
- Почему в лесу должны жить разные животные?
Ответы детей:
- Одни животные питаются другими. Волки, лисы являются санитарами леса.
Воспитатель:
- Правильно, молодцы! Все в природе взаимосвязано.
- Но в лесу бывают не только праздники, случаются и несчастья. Болеют иногда лесные обитатели. Как же некоторые звери избавляются от болезни?
Ответы детей:
- Лечатся ядовитыми грибами. Многие съедобные грибы являются лакомством для животных. Ими питаются: лоси, белки, олени, слизни, сороки, разные насекомые.
Дети называют съедобные и ядовитые грибы.
Ответы детей:
- Съедобные грибы: шампиньоны, лисички, рыжики, сыроежки, опята, маслята, грузди, белый гриб, подберезовики, подосиновики, свинухи.
- Ядовитые грибы: бледная поганка, ложные лисички, мухомор, сатанинский гриб, желчный гриб.
Воспитатель:
Вопрос:
- Что мы должны сделать, чтобы лес жил полноценной жизнью?
Ответы детей:
- Поместить грибы.
16. Моделирование. Размещение грибов.
Дети размещают грибы в лесу.
17. Сведения о грибах.
Воспитатель:
Ребята, вы хотите услышать новое о грибах, тогда послушайте.
- Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, это особая группа живых существ. Грибы очень нужны лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников. Трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб-мухомор. Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков: пней. Упавших стволов и сучьев, отмершей травы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
Воспитатель:
Вопрос:
- А кто знает как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет?
- А как долго живет гриб? Не знаете?
Воспитатель:
Тогда слушайте, пожалуйста, внимательно.
Гриб живет 3-4 дня, а грибница долго иногда до 10 лет (показывает иллюстрацию). Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя выдергивать с корнем из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить грибнице вред. Машина, автобусы – враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы, и могут загрязнить грибы.
- Как это происходит? Мы с вами проведем опыт в лесной лаборатории после нашего занятия.
Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Таким образом, убедимся, как грибы всасывают загазованный, грязный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными.
Воспитатель:
Вопрос:
- Как вы думаете, можно употреблять в пищу такие грибы?
Ответы детей.
Воспитатель:
Вопрос:
- лес богат не только грибами, но и ягодами.
- Какие лесные ягоды вы знаете?
Ответы детей: ежевика, земляника.
Воспитатель:
-Запомните: собирая лесные ягоды, не рвите ветки и кусты. Не топчите траву!
- Почему этого нельзя делать?
Дети:
- Кусты погибнут, и на их месте не будет больше ягод.
Воспитатель:
Лес нам дарит разные дары: плоды и ягоды, давайте разгадаем кроссворд и увидим, какие же дары преподносит нам лес.
- Ребята, давайте с вами поиграем, попробуем разгадать кроссворд Феи Природы «Дары леса».
18. Кроссворд «Дары леса» (прилагается).
Воспитатель:
Наш лес богат своими дарами. Поблагодарим его.
Дети благодарят лес.
Дети составили лес как природное сообщество (Заполнили экосистему – лес).
Воспитатель:
- А теперь можно порадоваться лесной красоте, вдохнуть чистый и добрый воздух. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных грибов и ягод! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться ими и уловить нежный источающий цветочный аромат.
- Мы с вами составили лесное сообщество, где все живут совместно и тесно связаны между собой.
Вот теперь в лесу в порядке.
В лесу – настоящий праздник жизни, такой лес будет жить долго.
- Ребята, давайте с вами поиграем на лесной полянке!
19. Импровизация с детьми «Давай пройдемся медленно по лесу»
-Давай пройдемся медленно по лесу и скажем, здравствуй каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
20. Разъяснение о лесе как природном сообществе.
Воспитатель:
- Ученые называют лес – природным сообществом. Это значит, что все его обитатели живут совместно, они тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Иначе говоря, лесные растения и животные, грибы и микробы, вместе образуют сообщество, в котором все обитатели составляют как бы единое целое. Жизнь живых существ зависит не только друг от друга. Им нужны свет, воздух, вода, почва.
21. Первый экологический закон.
Воспитатель:
- Исходя из всего сказанного, ученые сформулировали первый экологический закон:
- послушайте его внимательно:
«Все со всем взаимосвязано»
Воспитатель уточняет, что это значит.
- Проследим связи внутри природного сообщества. Углекислый газ, который выделяют животные как отходы дыхания – это превосходное питательное вещество для зеленых растений;
- Растения «выбрасывают» кислород, который используется животными, органические отбросы животных служат пищей для микробов.
Таким образом, происходит взаимосвязь в природе.
22. Беседа
Воспитатель:
Вопрос:
Ребята, скажите, замечали ли вы в лесу «этажи»? Ученые их называют ярусами. Самые верхние ярусы образованы, как вы думаете, чем?
Ответы детей:
- Деревьями.
Воспитатель:
- Верно. А ниже расположен ярус чего?
Ответы детей:
- Кустарников. (Калина, малина, дикая вишня, терн)
Воспитатель:
- Еще ниже – маленькие кустарнички (черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса требуется меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев. Возможно, вы замечали в лесу молодые, подрастающие деревца. Они образуют подрост. Хорошо, когда в лесу много подроста. Это – будущий лес. Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными!
Лес живой – береги его!
23. Пословицы и поговорки о лесе.
Воспитатель:
- Ребята, лесовичок просит вас вспомнить и назвать пословицы и поговорки о лесе. Давайте попробуем вспомнить их. Подумайте!
Ответы детей:
- Лес – богатство и краса – береги его всегда!
- Люби лес, люби природу. Будешь вечно мил народу!
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Бесценна российского леса краса – зеленое золото наши леса.
Воспитатель:
- Давайте лес любить, оберегать
И взрослым в этом помогать.
24. Загадка.
Воспитатель:
А кто самый главный обитатель леса?
Отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Воспитатель:
- Правильно, дерево служит пищей, укрытием, домом.
25. Физминутка
«Здравствуй»
- Здравствуй, небо голубое. (Дети поднимают руки вверх, тянутся за ними, встают на носки)
Здравствуй, солнце золотое. (Дети делают круг руками)
Здравствуй, быстрый ручеек. (Приседают, «полощут» руки в ручейке)
Здравствуй, легкий ветерок. (Плавно поднимают и опускают руки)
«Сон»
- В небе солнышко сияет (руки вверх, смотреть на них,
В речке рыбок веселит (руки вниз, смотреть на них).
Ветер листьями играет (движения рук из стороны в сторону, провожая взглядом,
А сова спокойно спит (глаза закрыть).
Ей приснился сладкий сон (глаза широко открыты).
Вот бы не кончался он (глаза зажмурить, палец поставить к носу, качать головой из стороны в сторону)
Глаза куда хотят, туда и смотрят. Пальцем задевать нос. Кружиться.
Воспитатель:
Наша сова увидела во сне деревья. Но явились они ей в виде теней. Сумеете ли вы отгадать, какие деревья приснились сове?
26. Игра: «Узнай дерево по контуру и силуэту»; /прилагается/
Игра: «Определи, чьи это детки?» (дети соединяют деревья с его плодом) /прилагается/
Игра «Кого не хватает в пищевой цепочке?» (общая на доске)
Трава – волк; (заяц, косуля)
Комар – змея; (жаба, лягушка);
Игра «Выложи цепь питания» /прилагается/
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы удачно справились с заданиями, нам понятно, что вам очень дорог родной лес, и вы дорожите этим богатством.
Вы уже понимаете, что представляет собой лес как природное сообщество и будете бережно относиться к природным сокровищам.
- А сейчас лес хочет послушать ваши стихи. Кто желает прочесть?
Пожалуйста
27. Чтение стихов о природе
- Дети читают стихи.
Воспитатель благодарит детей.
28. Игровое упражнение: «Выбери правило вежливости»
/прилагается/
Дети выбирают правила вежливости.
Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем выбрать правило вежливости и тогда мы увидим, кто из вас настоящие друзья природы. (зачитывает)
Воспитатель подводит итоги.
30. Разгадывание ребуса. «Животные леса» /прилагается/ Ответы6 волк, лев, лиса. Заяц.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте попробуем разгадать ребус Феи Природы!
(разгадывают)
31. Игровой момент. Фея Природы и Лесовик возвращаются.
Хвалят и благодарят детей за работу.
Воспитатель:
- Ребята, помните, растения не любят расти в одиночестве, а животные находиться далеко друг от друга. Обычно они собираются большими группами или сообществами. Такими сообществами являются, например: лес, луг, болото.
Сегодня вы познакомились с природным сообществом – лес.
- Все живые существа нужны в природе. Нельзя их делить на вредных и полезных. Все в природе взаимосвязано.
Хищники убивают других животных не потому, что они злые, а потому, что они не могут существовать иначе. Злыми и жестокими порой бывают люди, которые убивают животных без причины или наносят вред природе.
Воспитатель:
- Дорогие ребята, вы научились уже многому, показали хорошие знания.
Скоро день Земли и наша планета сейчас будет говорить с вами.
32. Звучит голос земли.
33. Лесовик и Фея природы вручат воспитанникам памятку «Друзей природы»
34. Прощание Феи Природы и Лесовичка.
- Ребята, нам пора уходить, но мы к вам обязательно придем в гости. Можно? Мы видим, что вы настоящие друзья природы и дарим вам на память книгу о природе, мы не прощаемся с вами. А говорим вам: «До свиданья!»
Фея Природы и Лесовик уходят.
- Что интересного вы узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Что показалось трудным, непонятным?
- Что вас удивило? Обрадовало?
- Что бы вы хотели еще узнать о лесе и его обитателях?
- К каким выводам вы пришли?
- Что бы вы в себе изменили?
- Как вы считаете, над чем каждому из вас надо поработать?
- Что бы вы сказали, пожелали обитателям леса?
- Какое правило друзей природы вы хотели бы нарисовать, придумать?
- Каким вы видите лес будущего?
- Спасибо за работу, молодцы!