Папки-передвижки

Конспект занятия «Куколка моя, берегинюшка» в подготовительной к школе группе

Елена Фукалова
Конспект занятия «Куколка моя, берегинюшка» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству;

Задачи:

Познавательное развитие:

- познакомить детей с историей русских обрядовых и обереговых кукол;

-закрепить знания о разнообразии обрядовых и обереговых кукол;

- развивать познавательный интерес к истории русского народа;

Социально-коммуникативное развитие:

Публикация «Конспект занятия „Куколка моя, берегинюшка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

- активизировать предметный словарь за счет слов «обрядовые куклы», «обереговые куклы», «тряпичная кукла», «Пеленашка», «Кувадка», «Нянюшка»;

- развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;

-воспитывать любовь и уважение к русским народным обычаям и культуре;

Художественно-эстетическое развитие:

- учить изготавливать тряпичную куклу Кувадку;

-приобщать детей к русскому народному творчеству;

-учить детей самостоятельной творческой деятельности;

Физическое развитие:

-учить детей следовать правилам игры;

-развивать равновесие, координацию движений;

-развивать крупную и мелкую моторику;

Виды детской деятельности:

- игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование из ткани, двигательная.

Оборудование:

- альбом для рассматривания «Обрядовые и обереговые куклы»;

- нарядные тряпичные куклы для рассматривания;

-материалы для изготовления простейшей куклы-закрутки: лоскутки хлопчатобумажной ткани, красные нитки, ножницы;

-плетеная корзинка для сюрпризного момента;

Организационный момент:

П. : - Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришла не с пустыми руками.

(Корзинка с тряпичными куколками).

Сообщение темы:

П. : - А что там вы узнаете, отгадав загадку:

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и дважды пять:

П. : - Правильно, кукла.

- А какие игрушки есть у вас? (Ответы детей).

- А как вы, думаете, какими игрушками раньше играли дети? Не было магазинов, где можно было купить игрушки, заводов, на которых выпускались игрушки, тоже не было (игрушками, которые делали сами дети и их родители).

- Из какого материала можно изготовить игрушки? (Из глины, бумаги, ткани).

- Правильно, а ещё делали игрушки из лыка, соломы, дерева.

- А всеми ли куклами разрешалось играть? (Нет).

- Молодцы. Были куклы обрядовые, куклы – обереги, которые служили для защиты дома, ребёнка от злых духов, и привлекали в дом достаток и счастье.

(Показ куколок из альбома и тряпичных кукол).

-Посмотрите на куколок, которых я принесла вам:

-Кукла-пеленашка (Обереговая кукла).

В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду.

-Кукла Кувадка (Обереговая кукла).

Эта куколка служила защитой и оберегом маленьких ребят от злых духов, болезней. Мама специально перед рождением малыша готовила эту куколку из ткани и нашептывала на нее заговор, то есть пожелание здоровья, силы, защиты от злых духов, и вешала ее над кроваткой.

-Птички из ткани (Обрядовая кукла).

Для заклички весны, чтобы шла быстрее, зиму холодную прогоняла. В первые весенние дни замужние женщины с девочками выходили за околицу и кликали Весну. Считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет!

Жаворонки, жаворонки.

Прилетите к нам,

Принесите к нам

Лето теплое,

Унесите от нас,

Зиму холодную,

Нам зима холодная,

Надоскучила,

Руки ноги отморозила.

-Кукла Нянюшка (Обереговая кукла).

Роль у Нянюшки большая: ей назначено быть берегиней малыша. Ведь раньше как было в деревне? - Малыши двух-леточки бегали по улице сами себе предоставленные, недосуг было за ними мамушкам приглядывать. А ведь мир такой большой и такой страшный. То человек чужой пройдет, незнакомый, то собака пробежит мимо с малютки больше ростом. Кто охранит да обережет его от всего неведомого? Конечно, эта милая заботливая куколка, которую матушка скрутит своими любящими руками, повесит сыночку иль дочке на шейку да словами добрыми его сопроводит. И как встретится ему что страшное на пути - он сразу же ручонкой за Нянюшку обережную возьмется и тепло маминых рук почувствует. И станет ему легко-легко и свободно, и ничуть не страшно.

Динамическая пауза:

-Сейчас я предлагаю поиграть в игру, в которую играли наши предки.

Игра «Колпачок» (паучок)

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг, хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

-Присаживайтесь, ребята, на место.

-Ребята, из чего изготовлены эти куколки Кувадки (Из ткани?

-Почему у кукол нет глаз? (Потому что, раньше считали, что через глаза в куклу могут проникнуть злые духи и навредить ребенку).

- Хотите сами сделать такую куклу Кувадку?

Практическая часть:

Изготовление куклы Кувадки.

- Тогда присаживайтесь за столы.

- Посмотрите, что нам понадобится для работы? (Ткань и нитки).

- Почему у нас нет ножниц и иголок? (Считалось, что они могут причинить боль кукле и ее будущему хозяину, то есть ребенку).

Проводится показ приемов изготовления куколки.

-1) Берем большой отрезок ткани и начинаем его закручивать: верхние углы сворачиваем до середины, потом нижние углы сворачиваем до середины, проглаживаем ладонями.

-2) Еще раз верхние углы сворачиваем до середины, а потом нижние, проглаживаем ладонями.

-3) Сгибаем пополам закрутку и приглаживаем ладонями.

-4) Сгибаем поперек закрутки и перевязываем красной ниткой примерно на уровне «шеи».

-5) Из меньшего отрезка точно также скручиваем «ручки».

-6) Вставляем «ручки» в первую закрутку на уровне «шеи».

-7) Перевязываем ниткой на поясе и крест-накрест спереди и сзади:

Ах ты, куколка моя!

Ах ты, умница моя!

Прародительница,

Берегинюшка!

-8) Отмечаем красной ниткой ручки.

После изготовления куклы женщины приговаривали:

«Берегинюшка моя,

Во сундук кладу тебя.

Ты тихонько там лежи

И весь дом мой сбереги»

Итог зянятия:

- С какими игрушками мы с вами сегодня познакомились? (С обрядовыми и обереговыми куклами).

-Назовите их.

-Какую куколку сами выполнили?

- Что понравилось на занятии?

Выставка кукол, рассматривание и обсуждение работ.

Публикации по теме:

Проект «Игровая народная кукла» Название проекта «Игровая народная кукла» Тип Творческо-информационный Участники Воспитатель и дети старшей группы Масштаб краткосрочный.

Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства.Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства. амой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Куколка моя, берегинюшка» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 9 ноября 2014 в 10:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Куколка моя, берегинюшка» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фукалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД