Мария Сарафанова
Конспект занятия «Коллекционер бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области
Конспект
интегрированной совместной образовательной деятельности
в старшей группе по познавательному развитию
Подготовила:
воспитатель Сарафанова М. В.
с. Сенцово 2019г.
Публикация «Конспект занятия „Коллекционер бумаги“» размещена в разделах
Цель: Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.
Задачи:
Образовательные: Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
Развивающие: Побуждать интерес у детей поддерживать беседу.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к книгам.
Методы и приё мы:
- сюрпризный момент, беседа, рассматривание видов бумаги экспериментирование.
Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная, ножницы, емкости для воды, графитный карандаш.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг:
В: Встанем рядышком по кругу, слайд 1
Скажем «здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
-У вас сегодня хорошее настроение? (Да) Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.
-Посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте поздоровайся с нашими гостями и поделимся с ними тоже хорошим настроением!
В: Ребята, сегодня я принесла вот такую чудесную шкатулку. А что в ней лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег слайд 2
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
В: Правильно ребята, это бумага. Но это не просто бумага, а бумажный человечек.
Показывает детям бумажного человечка.
В: Человечек не обычный. А чем он необычен?
Примерные ответы детей.
В: В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда. Вы хотите узнать о бумаге больше?
Ответы детей.
В: весёлый бумажный человечек приглашает нас отправиться в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
Ответы детей.
В: Когда и как появился материал под названием – бумага. И из чего его делают? Интересный вопрос. Не побывав там, где придумали бумагу, мы не поймем, как она к нам пришла. Слайд 3
В: Начнем мы своё путешествие с истории появления бумаги.
2. Основная часть.
В:
- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?
(они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые) слайд 4,5
- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов. Слайд 6
- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги. Слайд 7
- А на Руси писали на березовой коре – бересте. Слайд 8
Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.
- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. Слайд 9
- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?
- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.
В: Дети, так из чего же изготавливают бумагу?
Примерные ответы детей
В: Ребятки, послушайте стихотворение про то, как изготавливают бумагу.
Воспитатель читает стихотворение:
Лесорубы дерево срубили.
На станке на части разделили.
Чурбачки на щепки порубили.
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
В: А давайте, теперь мы превратимся в деревья и немного поиграем.
Физкультминутка:
«Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (тянутся вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
В: У меня есть увлечение, я собираю виды бумаги, которых у меня уже целый папка альбом. Такой альбом можно назвать коллекцией. А как можно назвать меня и людей, которые что-либо коллекционируют?
Примерные ответы детей
В: Предлагаю вам рассмотреть мою коллекцию и сказать одинаковые здесь виды бумаги или нет (достать из папки и положить перед детьми). Слайд 10
Примерные ответы детей
В: А какие виды бумаги, вы увидели в моей коллекции?
Примерные ответы детей
В: Ребята, я сейчас вам буду показывать бумагу и называть для чего она предназначена. слайд 11
1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов) слайд 12
2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей) слайд 13
3 - картон (для открыток, коробок, обложек) слайд 14
4 - цветная (для аппликаций) слайд 15
5 - альбомная бумага (для рисования) слайд 16
6 - обойная (для оклейки стен) слайд 17
7 - фотобумага (для фотографий) слайд 18
8 - бархатная бумага (для труда, поделок) слайд 19
9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение) слайд 20
10 - копировальная бумага
В:
Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.
В: Вы молодцы, назвали все виды бумаги. Дети, но я люблю не только коллекционировать бумагу, но и проводить различные эксперименты.
В: Как вы относитесь к экспериментам?
Ответы детей.
В: Нам нужно узнать, какими свойствами обладает бумага. Для этого предлагаю бумагу исследовать.
В:
Я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию для проведения опытов с бумагой.
Дети рассматривают бумагу.
Также можно предложить: порвать бумагу, помахать бумагой возле уха (она издаёт звук, понюхать её (она не пахнет, погладить бумагу (гладкая и шероховатая).
Опыты
- Ребята, может вы что то уже знаете о свойствах бумаги? (мнется, рвется, режется, горит)
Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.
1 Опыт «Разрывание бумаги»
- Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)
- Что можно сказать о бумаге?
- А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось?
Вывод :ЗНАЧИТ, БУМАГА РВЕТСЯ.
2 Опыт «Разрезание»
(воспитатель раздает ножницы)
- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
- Вся ли бумага режется?
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.
3 Опыт «Сминание бумаги»(полоски бумаги)
-Попробуйте смять бумагу. Получилось? {ответы детей)
- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
ЗНАЧИТ, сделаем вывод бумага МНЕТСЯ.
- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ.
4 Опыт «Намокание»
Для создания этого опыта нам понадобится вода.
- Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей)
- Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
- Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась)
ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
5 Опыт «Рисование»
- Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?
ВЫВОД :ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.
Дыхательная гимнастика
Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
В: Разные виды бумаги окружает нас всюду. На изготовление бумаги уходит много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь.
- Деревья выделяют кислород, им дышат люди и животные.
- Деревья – это жильё для многих птиц, животных, насекомых.
- Деревья имеют лечебные свойства.
-Если исчезнут деревья, то погибнет все вокруг.
-Скажем спасибо бумажному человечку за путешествие и проводим его.
3. Заключительная часть.
-Ребята, что мы с вами сегодня рассматривали? Что нового узнали о бумаге?
- Расскажите, что вам запомнилось во время нашего путешествия?
- Что интересного узнали о бумаге?
-Какие свойства бумаги мы используем в жизни?
-Может для вас что то показалось сложным?
- Что нужно делать для сохранения деревьев?
Ответы детей.
В: Молодцы! А теперь я хочу подарить вам значки за то, что вы были настоящими исследователями, эти значки символизируют пропуск в страну знаний.