Марина Веселкова
Конспект занятия «Какую форму имеет Земля» для детей подготовительной группы
▼ Скачать +Заказ
Непосредственная образовательная деятельность с использованием инновационных технологий для подготовительной группы
Образовательная область: Познание.
Формирование целостной картины мира
Тип деятельности: занятие творческого применения знаний и умений
Тема: Какую форму имеет Земля
Цель: формирование целостной картины мира, ознакомление с культурными ценностями человечества, частью которого я являюсь.
Публикация «Конспект занятия „Какую форму имеет Земля“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Задачи: систематизация ранее полученных знаний; развитие логического и образного мышления; расширение кругозора, обогащение словарного запаса; создание среды психологического комфорта, возможности почувствовать себя ценной частицей окружающего мира.
Предварительная работа: ознакомление с легендами и мифами народов мира о происхождении человечества и планеты; составление собственной "Экологической книжки" из страничек, нарисованных на предыдущих занятиях, рассматривание альбомов и презентаций о древней культуре человечества.
Оборудование: на столах у детей цветные карандаши и листы для создания экологической книжки; позже - смайлики-наклейки для пальчиковой игры; на доске большой рисунок по теме предыдущего занятия (по сказке В. Бианки " Про Кузяра бурундука и Инойку медведя", большая линейка; изображения героев различных легенд; таблички со словами ДОМОСЕД, ПУТЕШЕСТВЕННИК, АНТИПОДЫ; изображение человечков - антиподов, размещенных вокруг Земли; на ковре оборудовано место для проведения игр: круглая Земля (макет) со значками, изображающими разные точки мира, стульчик - домик Домоседа; электронная презентация "Путешествие вокруг Земли
I. Повторение
1. Дети входят, приступают к работе у доски: повторение мифов разных народов об устройстве Земли по опорным картинкам; педагог обобщает высказывания детей о легендах и мифах разных народов.
2. Повторение темы прошлого занятия "Как люди догадались, что Земля круглая" при помощи рисунка на доске (по сказке В. Бианки) Акцент на моменте "высокие предметы первыми освещаются восходящим солнцем, следовательно, Земля имеет шарообразную форму". Это ещё раз подтверждается при помощи изображения солнечных лучей, освещающих Землю (педагог).
II. Новый материал
1. Дети садятся за столы. Знакомство со сказкой из книги А. Волкова "Земля и небо", "Какую форму имеет Земля". Работа на страничке "Экологической книжки".
Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: Как люди убедились, что Земля круглая?
(словарная работа: знакомство со значением и составом слов при помощи табличек на доске; работа на листе: дети находят изображения героев на своей страничке, обосновывают свои предположения. По ходу сказки они делают зарисовки на страничке "Экологической книжки").
Жили в деревне Земной Верх два брата Домосед и Путешественник. Домосед любил сидеть дома, печь пироги, встречать гостей. А путешественнику очень нравилось ходить (шествовать) по Земле, открывать новые края, рассказывать о своих приключениях.
- Хочу, брат Домосед, проверить, правду ли говорят, что Земля круглая. А ещё, мне не понятно, как же тогда на другой стороне живут люди! Может быть, они ходят вниз головой? А может даже, падают в небо? - говорит однажды Путешественник.
- Не уходи! - просит Домосед. Это так опасно! Ведь в пути могут встретиться дикие звери или морские разбойники. Как ты будешь преодолевать высокие горы и бескрайние моря? Я очень за тебя волнуюсь! Не уходи!
- Но как же мы сможем узнать обо всём, если всегда будем сидеть дома? Я постараюсь не попасть в беду, не волнуйся! Мне нужно идти!
Ушёл Путешественник, а Домосед стал смотреть ему вслед из окна. Долго, очень долго пришлось ему ждать брата!
(Далее текст сказки сопровождается электронной презентацией
"Путешествие вокруг Земли")
А Путешественник побывал в больших шумных городах,
перешёл через гладкие равнины,
одолел высокие горы,
переплыл бескрайние моря,
превозмог жгучие пустыни,
пересёк снежные просторы,
пробрался через леса дремучие,
повидал он и тундру студёную, и саванну знойную,
пережил жестокий шторм на море, не испугался свирепого урагана,
полюбовался он на водопады шумные и степи цветущие.
Побывал он и в деревне Земной Низ, подружился с ее жителями и понял, что они не ходят вниз головой и, конечно, не падают в небо.
Наконец, добрался наш Путешественник до родной деревни Земной Верх.
Видит: брат Домосед так и сидит у окна, смотрит в ту сторону, куда Путешественника проводил, волнуется.
- Здравствуй, Брат Домосед--- говорит ему Путешественник. - Я вернулся!
Ох, и обрадовались же они встрече! - Постой, брат! Ведь ты же уходил в ту сторону, - говорит Домосед, - Почему же вернулся с другой стороны?
- Так Земля-то и в самом деле круглая! И никто не ходит по ней вверх ногами! Так - то!
Стой поры деревню Земной Верх перестали так называть, потому что всюду на планете земной верх, а люди ходят по нему на ногах и радуются!
2. Динамический момент Игра-инсценировка "Домосед и Путешественник".
3. Работа со страничкой "Экологической книжки".
Пальчиковая игра "Обойди планету". Дети получают смайлик-наклейку, пальчики детей "шагают" сначала по "плоской Земле", затем - по "круглой Земле". Отвечают на вопросы:
1. В каком случае вам удалось дойти до края Земли?
2. В каком случае вы подошли к Домоседу с другой стороны?
3. Какая же Земля на самом деле? Приклейте ваш смайлик на ту картинку, где изображена " правильная Земля".
4. Дети отвечают на вопросы:
О чём ещё хотел узнать Путешественник? Что он узнал?
Почему деревни назывались Земной Верх и Земной Низ?
Знакомство со значением и составом слова "антиподы"
(на доске табличка со словом и изображение антиподов - человечков вокруг планеты).
Встретил ли наш Путешественник антиподов? Где они жили?
5. Игра на ковре "Найди своего антипода"(дети становятся вокруг макета, указывают своих антиподов, приветствуют их).
7. Возвращаемся за столы. Дети рисуют на своей страничке приключения Путешественника и Домоседа, антиподов, всё, что считают нужным.
III. Подводим итоги. Благодарим друг друга за работу.
Как люди убедились, что Земля круглая?
Что они узнали о других людях Земли?
Что вам больше всего понравилось?
Чему научились на занятии?
Завершение занятия.
Использованная литература:
1. Программа дошкольного образования " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы
2. Книга по основам экологии для детей 5-8 лет "Планета - наш дом" составители Белавина И. Г. и Найдёнская Н. Г.