Ольга Кастрюлева
Тренинг для педагогов «Мастерская креатива»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №180»»
Тренинг для педагогов
Выполнил:
Педагог-психолог Кастрюлева О. А.
Воронеж, 2025
Цель: развитие креативности участников.
Задачи:
• расширить представление о понятии «креативность» как профессионально значимого качества;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• повысить заинтересованность в развитии собственной креативности;
• способствовать развитию личного креативного потенциала участников (беглости, гибкости и ассоциативности мышления);
• повысить способность генерировать нестандартные оригинальные идеи;
• способствовать развитию партнерского взаимодействия в решении творческих задач.
Оборудование:
1. Бумага для записей А4 (на 12 участников-14 листов)
2. 4 небольшие емкости, в которых закрыты ватные диски с различными ароматами.
3. Игра «Ерундопель»
4. Бумага для задания «Вертикали» А3 (2 штуки)
5. Буклеты
Теоретическая часть
Психолог: Я рада приветствовать вас, коллеги в «Мастерской креатива».
Что же такое «креативность»? Это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Джой Пол Гилфорд в 50-х годах XX века. Согласно американскому психологу Маслоу, творческая направленность врожденна и свойственна всем, но теряется большинством под воздействием среды.
Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире, оно пригодится везде: от оформления дома до выстраивания отношений с людьми. Креативность требуется в любой сфере профессиональной деятельности, педагоги не исключение.
Для дальнейшей работы, хотелось бы разделить понятия «творчество» и «креатив». Несомненно, это одного поля ягоды, но есть отличия, как между черникой и земляникой.
Творчество - внутренний ПРОЦЕСС, который приводит к созданию чего-то нового, особый вид деятельности.
Креативность - КАЧЕСТВА личности, обеспечивающие эту возможность, способность к творческой деятельности.
Еще один вопрос до сих пор полностью не решенный, это взаимосвязь между интеллектом и креативностью. Психологи Джой Пол Гилфорд и Элис Пол Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности.
Несомненно, идти проторенной дорогой гораздо легче, но развитие креативности необходимо нам не только для успешной карьеры, но и для профилактики некоторых психических заболеваний.
Почему?
Разум всегда находится в режиме экономии и когда он видит, что какая-то способность практически не используется, то он начинает сокращать ресурсы в этом направлении, словно мышцы без физической нагрузки. И нейронные связи, отвечающие за эту способность, постепенно затухают. Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение – наши привычки, – при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи. Так происходит встраивание нашего «автопилота», но при этом страдает гибкость нашего мышления. Наш мозг нуждается в упражнениях.
С несколькими играми и упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики.
Практическая часть
1. Упражнение «Что, как, откуда?»
Цель: развитие творческой продуктивности, чувства юмора.
Форма работы: индивидуальная/групповая
Ход: Участникам предлагается рассмотреть предметы и ответить на вопросы «Что это? Откуда это взялось? Как это можно использовать?»
2. Упражнение «Предметный рассказ»
Цель: развитие креативности, умения работать в команде.
Форма работы: подгрупповая
Ход: Участники делятся на 2 команды. Командам выдается лист с лист бумаги, на котором напечатаны предметы. Команде необходимо в процессе совместной работы составить связанный рассказ.
3. Игра «Вижу, как пахнет»
Цель: визуализация обонятельных ощущений.
Форма работы: индивидуальная/групповая
Ход: ведущим подбираются 3 аромата (прим. : кофе, свежескошенной травы, парфюма). Ароматы упакованы в непрозрачные пронумерованные емкости. Участникам предлагается понюхать каждый аромат по очереди и сделать зарисовку своих ассоциаций на бумаге, так же пронумерованной.
Вопросы к участникам:
- какие эмоции вызвал каждый запах?
- какие воспоминания вызвал каждый запах?
- какие желания вызвал каждый запах?
В конце игры рисунки участников выкладываются на стол по номерам. На первый стол рисунки с первым ароматом, на второй со вторым, на третий с третьим. Участники могут убедиться, насколько разные эмоции и ассоциации вызывают одни и те же запахи.
Ведущий: в русском языке есть редкие слова, как по частоте употребления, так и по красоте звучания, чаще всего это термины и иноязычные слова. Некоторые из них слышатся, пишутся и произносятся так, будто нарочно придуманы для забавной игры. Я хочу предложить вам лингвистическую игру «Ерундопель», которая не только поможет расширить ваш активный словарь и кругозор, но и создаст в коллективе эмоционально позитивную атмосферу.
4. Игра «Ерундопель»
Цель: развитие креативности, умения работать в команде, создание эмоционально позитивной атмосферы
Форма работы: подгрупповая/индивидуальная
Ход: игра представляет собой набор из ста двадцати карточек. Лингвистическим материалом для нее послужили различные редко употребляемые лексические единицы. Среди них - термины, иноязычные слова. Игра может быть, как групповой, так и между участниками. Вопрос может быть адресован как всей команде, так и конкретному человеку. Ведущий выбирает карточку из колоды и читает слово с тремя определениями. Остальные игроки должны выбрать правильный ответ.
Выигрывает тот, у кого будет больше правильных ответов.
5. Упражнение «Вертикали»
Цель: развитие личного креативного потенциала.
Форма работы: индивидуальная.
Ход: участникам раздается бумага размера А5, на которой проведены вертикальные линии на расстоянии 1 см друг от друга. Необходимо рисовать узоры между линиями. Узоры не должны повторяться.
Ведущий: в заключении мастер – класса хочется сказать о том, что если вы, уважаемые участники, будете воспринимать себя как человека креативного и продолжите развивать свои творческие способности, ваша жизнь станет намного лучше и интереснее, так как креативность, как волшебная таблетка, действительно способна улучшить вашу жизнь.
Участникам раздаются буклеты по теме мастер – класса.
Рефлексия: участникам предлагается выразить свое мнение о работе «Мастерской креатива», о том, что было удачно, выразить эмоциональный настрой и переживания во время мастер – класса, озвучить то, что возможно забрать в свою рабочую «копилку».