Карина Карпова
Конспект занятия «Как мы общаемся» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сплочение группы;
- тренировка интонации речи;
- развитие языка жестов;
- снятие мышечных зажимов;
- знакомство с понятием мимика;
- изучение мимики и связанных с ними эмоциональных состояний;
- тренинг выразительности мимики.
Материал: клубок ниток, запись с танцевальной музыкой, картинки с изображением эмоций, картинки-отгадки к загадкам.
Ход занятия.
Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о способах общения. Как вы думаете, что такое общение?
Публикация «Конспект занятия „Как мы общаемся“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Дети: Это когда люди разговаривают.
Психолог: Правильно, общение - это разговор нескольких людей, в котором они передают информацию друг другу. Так мы передаем знания, рассказываем, что мы умеем. А как вы думаете, ссоры, грубые слова, крик - это общение или нет?
Дети: Да!
Психолог: Да, это общение, но не правильное. Правильно общаться, это значит вести себя так, чтобы людям было с тобой хорошо, удобно и приятно разговаривать. Кто запомнил, почему нужно правильно общаться?
Дети: Чтобы людям было приятно с тобой разговаривать.
Психолог: Правильно! Молодцы! А какими способами люди могут общаться?
Дети: Люди разговаривают.
Психолог: Разговаривая мы общаемся с помощью слов, так мы передаем информацию о том кто мы, что мы любим.
Упражнение "Волшебный клубочек"
Цель: сплочение группы.
Психолог: А сейчас давайте все вместе поиграем с волшебной ниточкой и расскажем что-то о себе. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг руки, говорит что он любит и передаёт его следующему, сидящему справа от него, ребёнку. Когда последний закончит говорить, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю… "Я люблю. " Теперь передаю ее Ване.
Отлично!
Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я ее смотаю обратно в клубочек.
Психолог: Вот как много информации можно рассказать словами.
Упражнение "Скажи по-разному"
Цель: тренировка интонации речи.
Психолог: А ведь важно не только что мы говорим, но и как мы говорим. Можно менять интонацию голоса, и тогда одно и тоже предложение будет звучать по-разному: как вопрос или утверждение. Давайте попробуем сказать по-разному "Я пойду гулять". Например, вы не знаете, отпустит вас мама гулять или нет, и вы у нее спрашиваете. Как мы это спросим?
Дети: Я пойду гулять?
Психолог: А как можно спокойно рассказать друзьям об этом.
Дети: Я пойду гулять.
Психолог: А теперь представьте, что мама не пускает вас гулять, а вам хочется. Конечно, вы огорчитесь. Как в этом случае будет звучать предложение?
Дети: Я пойду гулять!
Психолог: А если вам хочется, и мама наконец-то вас отпустила. Вы обрадуетесь? Как тогда будет звучать предложение?
Дети: Ура! Я пойду гулять!
Упражнение "Покажи и расскажи"
Цель: развитие языка жестов.
Психолог: Мы с вами сейчас общались с помощью слов. Но общаться можно и без слов, а с помощью жестов. Жест - это движение рук, тела, головы. Жесты помогают в общении словами или даже заменяют их. Некоторые из них могут иметь разное значение в зависимости от ситуации. Как вы думаете, что значит этот жест: "человек машет рукой"?
Дети: Привет, пока, я здесь.
Психолог: А как можно показать жестом: "я", "там", "до свидания", "иди сюда", "нельзя", "нет", "да"?
(Дети показывают)
Психолог: А теперь догадайтесь, какой жест изобразила я: "поднятый большой палец".
Дети: Круто!
Психолог: Молодцы! Я рада, что мы с вами друг друга поняли, мне было приятно с вами общаться!
Игра "Вот так!"
Цель: поднятие настроения, снятие мышечных зажимов.
Психолог: Давайте поиграем в игру "Вот так!" На каждый мой вопрос отвечайте громко "Вот так!" и жестом показывайте нужные действия. Например, как живешь? - Вот так! И показываем большой палец. Как поешь? Как бежишь? Вдаль глядишь? Как плывешь? Как устал? Как на дудочке играл? А на танцах танцевал?
(Дети показывают)
Психолог: Молодцы, отлично потанцевали! Все запомнили, что такое жест?
Дети: Это движение рук, тела, головы.
Психолог: Кроме общения с помощью слов и жестов, мы можем общаться с помощью выражения нашего лица, которое передает настроение человека даже тогда, когда он молчит. Когда вы приходите в детский сад, иногда воспитатель спрашивает: "Что случилось? Почему ты такой грустный?" Как же он догадался о вашем настроении?
Дети: Увидел грустное лицо.
Психолог: Выражение нашего лица, которое выражает настроение называется мимика. С помощью мимики мы передаем радость, удивление и другие эмоции.
Упражнение "Пиктограммы".
Цель – тренировка умения распознавать эмоциональное состояние.
Психолог: Посмотрите, как вы думаете, что чувствует сейчас этот гномик, какой он?
(Ответы детей)
Упражнение " Мимическая гимнастика".
Цель – изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительности мимики.
Психолог: А давайте теперь мы попробуем изобразить эти эмоции. Сдвинем брови, нахмуримся, руки сжаты в кулаки. Покажем, как мы злимся. Расслабимся. Полностью расслабим брови. Нам всё равно. А теперь расширим глаза, рот откроем, всё тело напряжено. Мы чего-то испугались. Расслабимся. Улыбнемся. Покажем, как мы веселимся. А сейчас нахмурим лоб, поднимем брови - удивимся и посмотрим на доску. Что же там за листочки прикреплены?
Эти листочки не простые, на них написаны загадки. Я вам сейчас их загадаю, а вы, не называя отгадку, будете показывать ее с помощью движений, мимики и звуков.
Заворчал живо замок, лег у двери поперек (собака)
Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, зовут ее. (лягушка)
Хвост узорами, сапоги со шпорами, раньше всех встает, голосисто поет (петух)
Кто, забыв тревоги, спит зимой в берлоге? (медведь)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц)
Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом (лиса)
Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили и узнали, как люди могут общаться между собой. Давайте еще раз назовем эти способы общения.
Дети: Они могут общаться с помощью слов, мимики, жестов, движений.
Психолог: Правильно! но это далеко не все способы общения. О других способах мы поговорим с вами в следующий раз. А теперь догадайтесь. Что я хочу вам сказать. (Молодцы, до свидания)