Ольга Сафонова
Конспект занятия для детей старшей группы «Птицы возвращаются»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы
Цели: 1. Образовательные:
Расширить знания детей о перелётных птицах, их повадках и образе жизни.
2. Развивающие: Определить время прилёта ласточек в Воронежскую область.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Птицы возвращаются“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Развивать связную и монологическую речь.
Продолжать обучению составления описательных рассказов, рассказ на заданную тему.
Использовать освоенные ранее знания и умения для решения проблемы персонажа.
Развивать конструктивные способности.
3. Воспитательные:
Воспитывать доброе, бережное отношение к природе и птицам. Уметь видеть красоту окружающей нас природы родных мест. Вызывать радостное, весеннее настроение.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, беседы о весне и перелётных птицах. Рассматривание их внешнего вида, прогулки и экскурсии в весенний лес. Беседы об увиденном на прогулках и экскурсиях. Наблюдение за прилётом птиц и местом гнездования. Изготовление скворечников и установка их на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, репродукций и презентаций на тему весны и прилёта птиц. Прослушивание аудиозаписей «Голоса природы», «Весна в лесу», «Звуки окружающего мира». Дидактические игры «Когда это бывает?»,»Улетают -не улетают», «Зимующие и перелётные птицы», «Четвёртый лишний».
Дети стоят стайкой рядом с воспитателем.
Воспитатель - отгадайте загадку:
Светает рано по утрам, Проталины то тут, то там, Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает, Кто это время года знает?
Дети: «Это весна»
Воспитатель: Какие строчки из стихотворения вам помогли понять. Что это Весна?
Дети :– (повторяют строчки из стихотворения).
Воспитатель: Что же происходит весной с природой?
Дети: (Она просыпается, оживает, наряжается)
Воспитатель: Посмотрите что это у нас на мольберте. Верно, это берёза, но она без листочков. Я предлагаю вам нарядить берёзу в весенние листочки. (Проводится игра наряди дерево. За правильный ответ на вопрос – «Какая бывает весна?» ребёнок берёт листик и прикрепляет его к берёзе.)
Дети: весна бывает холодная, ранняя, поздняя, дождливая, поющая, цветущая, звенящая, зелёная, радостная …
Воспитатель: Хочу познакомить вас ещё с одним словом- весна – «бушующая». Это когда всё распускается, раскрывается, расцветает, просыпается, то есть бушует. Повторите это слово. Предлагаю нескольким детям индивидуально повторить это слово для запоминания.
Воспитатель: Так какое сейчас время года?
Дети: Сейчас весна.
Воспитатель: Верно, но вы знаете, что весна приходит не одна, она приходит со своими друзьями – птицами. С началом весны возвращаются на Родину птицы зимовавшие в тёплых краях. Какие это птицы? Как их можно назвать одним словом?
Дети: Это перелётные птицы.
Воспитатель: А вы хорошо знаете перелётных птиц? Сейчас проверим. Посмотрите на доску. Сколько здесь много птиц. Как вы думаете все ли они перелётные? Давайте оставим только перелётных птиц, а картинки с другими птицами уберём. (Проводится игра «Кто лишний»).
Воспитатель: Давайте сейчас сядем на стульчики и представим, что мы в весеннем лесу. Что же там происходит? (Включается грамзапись «Весна в лесу»).
Воспитатель: Что вы услышали?
Дети: Мы услышали голоса птиц, журчание ручья…
Воспитатель: Где ещё можно услышать пение птиц?
Дети: В парке, в саду, в сквере, возле дома…
Воспитатель: Почему возвращаются перелётные птицы?
Дети: Корма стало достаточно, появились насекомые, можно найти червячков, прошлогодние семена…
Воспитатель: Какая перелётная птица возвращается первой? Почему?
Дети: Потому, что грач не боится лёгких морозов. У него большой и сильный клюв которым он может раздолбить ещё слегка замёрзшую землю и достать себе еду. Грач крупная птица похожая на ворону, только грач чёрного цвета.
Воспитатель: А скворец?
Дети: Скворец прилетает немного позже, когда становится теплее. Его клюв намного меньше и слабее. Скворец не крупная птица, у него красивое оперение, оно пёстрое и переливается на солнышке. Скворец очень красиво поёт.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Улетают - не улетают». Вставайте все. Когда вы услышите название перелётных птиц, то машите руками, как крыльями, а когда услышите название зимующих птиц, то обнимаете себя руками как бы согреваетесь. (жаворонок, грач, воробей, лебеди, ворона, сорока, утки, дятел, скворец, кукушка). Молодцы. Ой, что-то стало очень душно, давайте я открою окошко. (Воспитатель приоткрывает окошко и находит письмо).
(Читает стихотворение)
Кто-то бросил мне в оконце Посмотрите, письмецо Может это воробьишко пролетая обронил Может кот письмо как мышку На окошко заманил?
Ребята, от кого пришло письмо? Давайте скорее почитает (открывает письмо)
Письмо от ласточки.
Дорогие ребята!
Пишет вам ласточка из дальних краёв. Все перелётные птицы. Зимовавшие в тёплых краях, торопятся вернуться на Родину. Вот и я спешу прилететь к вам. Ведь там моя родина. Но я не знаю, когда мне можно лететь. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, сообщите пожалуйста когда мне можно возвращаться. Очень надеюсь на скорый ответ. До встречи. Ваша подруга – ЛАСТОЧКА.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем ласточке разобраться, когда же ей можно лететь к нам.
Сначала расскажите пожалуйста, что из себя представляет ласточка. Опишите её внешний вид.
Дети: Ласточку можно узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Ласточку называют – птицей воздуха, потому, что они летают высоко в небе и неустанно ловят мелких мошек и комаров.
Воспитатель: На столе много картинок с птицами, найдите среди них ласточку и покажите нам. В каком весеннем месяце прилетают ласточки? (в мае)
Почему?
Дети: потому, что корма стало достаточно, появились насекомые, которые зимовали под травой, листочками, корой деревьев. В мае их становится очень много, они размножаются.
Воспитатель: Где ласточка строит своё гнездо и из чего она его делает?
Дети: Своё гнездо ласточка строит под крышей домов. Делает она его из грязи, глины и травы.
Воспитатель: Из чего сделано гнездо грача? А у скворца? Кто сделал скворечники? Давайте поиграем в игру «Рассели птиц по своим домикам». Садитесь за столы, возьмите перфокарту. Что изображено с левой стороны? (домики для птиц, а с правой? (птицы). Возьмите фломастер и соедините птицу с её домиком. А теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. У всех правильно? Вот и молодцы. Ребята, пришло время написать ласточке ответ. Так что же мы ответим ласточке? Можно ли ей лететь к нам?
Давайте я буду писать, а вы мне будете подсказывать, что надо написать. (написание письма).
Дети: Дорогая ласточка! Пишут тебе ребята из детского сада № 148 г. Воронежа. У нас сейчас май, последний весенний месяц. Это самый красивый и самый тёплый весенний месяц. Уже цветёт черёмуха, вишни, яблони. В лесу раздаются птичьи голоса, поёт соловей и слышится голос кукушки. В воздухе много мошек, комаров и мух. Всё готово к твоему возвращению. Лети, ласточка, лети! Мы тебя уже ждём.
Воспитатель: А что бы ласточке было веселее лететь, давайте мы сделаем для неё друзей. У вас на столах лежат заготовки и всё необходимое для этого. Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Дети делают физкультминутку «Пришла весна»). Вот теперь приступайте к работе. (Дети делают фигурку ласточки из бумаги).