Татьяна Родионова
Конспект занятия к Дню Космонавтики
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с детьми старшей группы на тему: «День космонавтики».
Подготовила: Родионова Т. В.
Цель: Расширение представлений детей о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах : познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики К. Э. Циолковским, С. П. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
Публикация «Конспект занятия к Дню Космонавтики» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Темочки
-Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
-Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, притяжение земли, спутник и др.
-Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос.
Актуальность:
Расширить кругозор и обогатить знания детей о космосе, о первом полете в космос.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о космосе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с портретами космонавтов и учёных, космическими кораблями и аппаратами, межпланетными станциями, космоса (звезды, галактики, кометы, солнечной системой, с собаками - космонавтами Белкой и Стрелкой и так далее.
Раздаточный материал:
наборы картинок
Виды детской деятельности:
познавательная, коммуникативная
Словарь активный: космонавт, ракета. Словарь пассивный: невесомость, перегрузка, центрифуга
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня встретила почтальона, и он дал мне письмо. Оно адресовано вам, группе «Смешарики». Давай посмотрим что там.
Читаю письмо.
Здравствуйте. Меня зовут Петя Иванов. Нас в школе ко дню космонавтики попросили написать статью. А я очень мало о нем знаю. Помоги мне, пожалуйста, узнать о космосе. Педагог предлагает помочь мальчику Пете узнать о космосе.
Воспитатель: Ребята, скоро наша страна будет отмечает День Космонавтики. -Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник? (12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.)
-Как его зовут? (Юрий Алексеевич Гагарин)
Воспитатель: С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушки не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу.
-Как их называют?
Дети: Их называют космонавтами. - А кто такие космонавты? (Ответы детей) Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля.
-Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей)
-Что помогает ученым наблюдать за звездным небом? (Ответы детей)
Ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом.
-Что они могли увидеть в телескопы? (Ответы детей) Они могли увидеть звёзды, планеты.
-Какие планеты вы знаете? (Ответы детей) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко.
-И что придумали ученые? (Ракеты, космические корабли)
-Кто же первым в России придумал ракету? (Константин Эдуардович Циолковский)
Жил в городе Калуге, простой учитель, Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их, и очень ему хотелось до них долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности такой летательный аппарат сделать. Но, он рассказал об этом в своих книгах.
-Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат? Сергей Павлович Королев-ученый-конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник. На спутнике установили приборы и запустили в космическое пространство.
Позже ученые решили повторить полет, но уже с животными на борту – это были собаки – Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на землю. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.
-Первый полет в космос совершил наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел НАШ русский человек. До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком - истребителем в авиационном полку Северного флота.
Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом? (Ответы детей)
Воспитатель: Что бы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было заниматься спортом. Он бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге.
Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит? (Ответы детей)
Воспитатель: это испытательный аппарат. Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова.
Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии.
Во время полета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки.
-Что такое перегрузки? (Предположение детей)
Перегрузки - это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки.
-Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости.)
Физ. минутка:
- Какая чудесная музыка звучит, она спокойная, медленная, тихая. Так и хочется парить над Землёй, летать в космическом пространстве. В космосе невесомость и все движения плавные и медленные. Давайте представим, что мы находимся в космическом пространстве.
1. Невесомость на животе - ребята сейчас мы с вами ложимся животом и поднимаем ноги и руки. Повторяйте за мной, поднимаем и полетели. Следующее упражнение: 2. Полет в невесомости на спине – ребята ложитесь на спину и поднимаем ноги и руки вверх. Двигаем ими влево, вправо одновременно. Представим ребята, что мы в открытом космосе и совершаем полет. Молодцы космонавты!
А вы знаете, на чем летают космонавты? (Ответы детей)
Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. После него в космос летали сотни космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина- космонавт Валентина Терешкова.
Воспитатель: А кто знает, в чем находится еда космонавтов? (Ответы детей) Верно, еда космонавтов находится в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости.
А кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор? (Ответы детей)
Верно, скафандр и шлем. А для чего нужны они? Ответы детей
Верно, для того, что бы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе? (Ответы детей, Чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать.
Ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете? (Ответы детей)
Правильно ребята иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть? Дети: планеты, луну, кометы, спутники, солнце.
Т. В. : Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы. Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран. А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве. Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования. Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты. Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.
А теперь я проверю, что вы запомнили из нашей беседы. Я загадаю вам загадки, если знаете ответ, поднимайте руку.
1. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
2. До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
3. Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своём скафандре
Он из космоса глядит. (космонавт).
4. В космосе нет сковородки,
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селёдка,
И борщи, и винегрет –
Расфасованы, как крем!
Космонавтом буду.
Из чего-то я поем,
Вовсе без посуды. (из тюбиков).
5. Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт (Гагарин)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "НАЙДИ ЛИШНЕЕ"
Перед тем как отправится в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.
1) Гагарин, Терешкова, Циолковский
2) Венера, Сатурн, Африка
3) Марс, Меркурий, Большая Медведица
4) Ракета, луноход, лодка
5) Комета, метеорит, глобус
Итог занятия.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Мы напишем с вами мальчику Пете письмо. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
1. Первый полет в космос совершил наш космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин).
2. Специальный прибор, чтобы наблюдать за звездным небом (телескоп).
3. Испытательный аппарат для космонавтов (центрифуга).
4. В солнечной системе планет (восемь).
5. Первым в России ракету придумал (Константин Эдуардович Циолковский). 6. Изготовил первый космический спутник (Сергей Павлович Королёв).
7. Первая женщина – космонавт (Валентина Терешкова).
8. Впервые вышел из ракеты в космос (Алексей Леонов).
Молодцы, ребята. Теперь, благодаря вам, Петя напишет статью о космосе.