Ольга Николаевна Токарева
Сценарий игры-викторины «Большая и малая Родина» по патриотическому воспитанию для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-викторина по патриотическому воспитанию
«Большая и малая Родина!» для детей 4-5 лет
Подготовила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г. Калининграда Токарева О. Н
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей большой и
малой Родине.
Задачи:
• Обобщить и систематизировать знания детей о государственных символах
России и малой Родины;
• Обогащать словарь по теме, вводить в словарь слова «малая Родина», «большая
Публикация «Сценарий игры-викторины „Большая и малая Родина“ по патриотическому воспитанию для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Родина»;
• Закрепить умения выразительно читать стихотворения о Родине;
• Продолжать учить работать в команде;
• Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о
Родине; беседы о Российской и Калининградской символике; рассматривание
иллюстраций и открыток о родном городе; прослушивание записи гимна РФ;
аппликации на темы: «Российский флаг», «Флаг Калининградской области».
Оборудование: 2 стола, мольберт, 2 конверта с флагами разных стран, 2
конверта с гербами разных стран, 1 картинка флага России, 1 картинка флага
Калининградской обл., 1 картинка герба России, 1 картинка герба
Калининградской обл., эмблемы для команд (ромашки и васильки, фишки, 2
коробочки, аудизапись гимна РФ.
Ход викторины:
Родина – слово большое, большое! В нем умещается ровно полмира:
Пусть не бывает на свете чудес, Мама и папа, соседи, друзья.
Если сказать это слово с душою, Город родимый, родная квартира,
Глубже морей оно, выше небес! Куст сирени под окошком
И на щёчке родинка - это тоже Родина. (Т. Бокова)
Воспитатель : - «Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла гостья. Давайте
поздороваемся с ней и улыбнемся. Уважаемая гостья, мы приглашаем вас на
игру-викторину «Большая и малая Родина!». В игре участвуют две команды:
команда «Васильки» и команда «Ромашки». А сейчас предлагаю командам
поприветствовать друг друга».
Приветствие команд
Команда «Васильки» (дети команды – хором)
Василёк – цветок России,
Он, как небо, синий-синий.
Любит русская душа
Васильковые глаза.
Команда «Ромашки» (дети команды – хором)
Мы - ромашковое поле
Символ русского раздолья,
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи. 1
Воспитатель : - «Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но наша страна
для нас – необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что
такое Родина?»
Дети: Родина – значит родная. Родина – место, где мы родились, и где мы живем.
Воспитатель : - «Сегодня мы поиграем в игру-викторину, поговорим о нашей
большой и малой Родине. А начнем мы нашу викторину с первого конкурса -
«Разминки». Я буду задавать каждой команде вопрос, а вы за каждый правильный
ответ получите фишку. В конце игры мы их посчитаем и определим команду –
победительницу».
Первый конкурс «Разминка»
1. Как называется наша страна? (Россия)
2. Граждане России как называются … (Россияне)
3. Столица России – город … (Москва)
4. Что такое государственный гимн? (Главная песня страны)
5. Кто является главой российского государства? (Президент)
6. Как называется город, в котором мы живём? (Калининград)
7. Как зовутся горожане нашего города? (Калининградцы)
8. Как называется река, которая протекает через наш город? (Прегель)
9. Каким полезным ископаемым богата наша область? (Янтарём)
10. Как называют ещё янтарь? (Солнечный камень)
Воспитатель : - «Молодцы, ребята. Хорошо справились с этим заданием. Каждая
страна имеет свои государственные символы – это гимн, флаг и герб. Вы
правильно сказали, что гимн – это главная песня страны. Она исполняется стоя,
торжественно. Разговаривать во время звучания гимна – нельзя (Дети встают и
прослушивают фрагмент гимна РФ). Флаг - это тоже символ страны. Какой флаг
у России, нашей большой Родины?»
Дети: - «Трёхцветный (Белый, синий, красный)».
Воспитатель : - «Правильно. Что же эти цвета обозначают?» (на мольберте
выставляется картинка флага РФ)
Дети: - «Белый цвет – это цвет мира, чистоты, он говорит о том, что наша страна
миролюбивая. Синий цвет – это цвет верности, честности, что народ любит свою
страну и будет её защищать. Красный цвет – это цвет мужества, силы, смелости.
Это цвет крови, пролитой людьми за свою Родину».
Воспитатель : - «Правильно. А какой флаг у нашей малой Родины –
Калининградской области?»
Дети: - «Тоже трёхцветный (красный, жёлтый, синий)».
Воспитатель : - «Что же эти цвета обозначают?» (на мольберте выставляется
картинка флага Калининградской области)
Дети: - «Красный цвет – это цвет мужества, силы, смелости. Жёлтый цвет – цвет
янтаря, который у нас добывают. Синий цвет – это цвет верности, честности.
Второй конкурс «Государственные символы нашей страны»
Д/и «Найди флаги России и Калининградской области»
Воспитатель : - «У вас на столах лежат конверты, в которых находятся
изображения флагов разных стран. Вы должны найти среди них флаги России и
нашей малой родины – Калининградской области. Побеждает та команда, которая
первой выполнит задание».
(Дети подходят к столам, вынимают из конвертов изображения флагов,
находят флаг РФ и области, затем возвращаются на свои места) 2
Воспитатель : - «У нашей страны есть ещё один государственный символ - это
герб. (На мольберте выставляется картинка герба РФ).
У нашей малой Родины тоже есть свой герб (на мольберте выставляется
картинка герба Калининградской области).
Вот вам ещё по одному конверту. Ваша задача: среди гербов разных стран
найти гербы России и Калининградской области. Побеждает та команда, которая
первой выполнит задание».
Д/и «Найди герб России и Калининградской области»
(Дети вынимают из конвертов изображения гербов разных стран, находят гербы
РФ и области, затем возвращаются на стульчики, за два задания команды
получают по две фишки).
Третий конкурс «Конкурс чтецов»
Воспитатель : - «Много песен и прекрасных стихов сочинили поэты о нашей
Родине. Сейчас команды посоревнуются в чтении стихов» (выходят три девочки и
три мальчика, читают стихи по очереди).
«Ромашки»
Что мы родиной зовём?
Край, в котором мы растём.
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
«Васильки»
Слышишь песенку ручья –
Это Родина моя!
Детский сад, мои друзья –
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я –
Это Родина моя!
«Ромашки»
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья.
«Васильки»
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Видишь звёздочки Кремля?
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Шум ветвей и звон дождей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина! 3
«Ромашки»
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
«Васильки»
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое –
Это всё моё, родное.
Воспитатель : - «Молодцы, ребята. Одна у человека родная мать, одна у него и
родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок. Сейчас
каждая команда расскажет по две пословицы»
Команда «Ромашки»
Человек без Родины, что соловей без песни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Команда «Васильки»
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины нашей.
(Команды получают по одной фишке).
Физкультминутка «В нашей стране …»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
В нашей стране реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
В нашей стране степи широкие, (раскидываем руками в стороны)
В нашей стране леса большие, (руки вверх)
Ну, а мы ребята - вот такие! (показываем большой палец)
Четвёртый конкурс «Конкурс капитанов – знатоков родной природы»
Воспитатель : - «Ни одно место на земле не может сравниться с красотой русской
земли. Россия самая богата лесами страна в мире. Лес – это огромный дом для
зверей и птиц. Этот конкурс посвящен природе России. Капитаны, выходите и
приготовьтесь отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ вы получите одну
фишку».
Команда «Ромашки»
- Какое дерево называют русской красавицей? (береза)
Команда «Васильки»
- Какая птица является санитаром леса? (дятел)
Команда «Ромашки»
- Лекарственное растение, растущее вдоль дорог, которое лечит ранки и
ссадины? (подорожник)
Команда «Васильки»
- Дерево, которое кормит кабанов зимой? (дуб)
Команда «Ромашки»
- Птица, которая в сказке кашу варила и детей кормила? (сорока)
4
Команда «Васильки»
- Самые дружные грибы, которые растут на пнях? (опята)
Пятый конкурс «Уголки нашей малой Родины»
Воспитатель : - «Молодцы! Мы продолжаем нашу викторину. Ребята, в нашей
большой стране есть место, где мы родились и растем – это наш родной край,
наша малая Родина.
Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём.
Отгадайте-ка, ребятки, вы о городе загадки.
Я начну стихи читать, а вам придётся продолжать.
Команда «Ромашки»
В этом музее – янтарные моря,
Русалки и дельфины, киты и якоря.
Янтарными глазами из глубины веков,
Со стен на вас взирают портреты мудрецов. (Музей янтаря)
Этот город - не глушь, не заграница,
Здесь не конец России, а начало …
Нам здесь когда-то посчастливилось родиться,
И малой родиной он зовётся. (Калининград)
Этот город для - зверят,
Сотни клеток в нем стоят.
Живут рядом лев и кошка,
Лиса, заяц, енот–крошка,
Обезьянка, попугай.
Что за город – отгадай! (Зоопарк)
Команда «Васильки»
Артист на сцене – кукловод,
А зритель в зале там – народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол)
В городе деревьев мало,
И гулять стремятся все,
Уходя на два квартала,
От проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей,
И зеленых тополей. (Парк)
Ездят вдоль нее машины,
Нет её тебе родней,
Садик, школа, магазины,
И твой дом стоит на ней,
Нежно солнце жмурится,
Это твоя! (Улица) 5
Воспитатель : - «Наша викторина подошла к концу. Ребята, вы можете сделать
нашу страну крепкой и могучей, если будете любить свою семью, родную природу
и не будите ссориться с друзьями. Я желаю вам, что бы вы выросли большими,
умными, сильными и в будущем, прославили Россию и наш край своим трудом и
достижениями. Давайте подведём итоги нашей викторины. (Воспитатель
подсчитывает фишки каждой команды) Обе команды отлично справились со
всеми заданиями, молодцы! Победила дружба! Давайте поаплодируем друг другу.
Рефлексия:- «О чём мы с вами беседовали? Что вы делали в процессе игры? Что
мы называем большой Родиной? Мы живём в Калининградской области, она для
нас какая Родина? Что вам больше всего понравилось делать? (Ответы детей)
На этом наша викторина окончена. Спасибо! Вы большие молодцы!»