Оксана Кялова
Конспект занятия «Где был казак, там была Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края, с традициями и бытом казаков.
Задачи:
- приобщать детей к культуре Ставропольского края и быту казачества;
- закреплять представления детей о жизни казачьей семьи;
-формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.
Словарная работа: курень, казаки, прялка, чугунок, рушник, кулич, любо.
Публикация «Конспект занятия „Где был казак, там была Россия“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, глобус, предметы быта казаков: рушник, глиняная посуда, настольник. Костюмы казака и казачки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: - А сейчас ребята послушайте загадку:
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Глобус).
-А что такое глобус? (ответы детей.)
Давайте повнимательнее его рассмотрим, и загадка покажется простой. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.)
-Что на глобусе обозначено синим цветом? (Моря, океаны, реки).
-Коричневым и желтым? (Горы и пустыни).
-Зеленым? (Леса и долины).
-Белым? (Ледники).
А теперь давайте найдем на глобусе нашу страну– как она называется? (Ответы детей - Россия).
Какая она большая и красивая, богатая плодородными землями, морями и реками.
-Ребята как называется народ, который живет в России? (Ответы детей.)
-И мы с вами кто? (Ответы детей – Россияне.)
-А столица нашей страны? (Ответы детей – Москва.)
-Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.)
-Мы с вами кто? (Ответы детей- Ставропольцы.)
-А как называется край, в котором мы с вами живем? (Ответы детей.)
-А кто скажет, как называют наш край? (Ответы детей – Ставропольский.)
-Знаете ли вы, ребята, как раньше называли население на Ставрополье? (Ответы детей.)
-Правильно (казаки, казачки).
2. Основная часть.
Воспитатель: - А начиналось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Ставрополье. 4 ноября 1777 года заложили первый камень в основании Ставропольской крепости. Казаки были основателями Ставропольской крепости и Ставропольской станицы, которые впоследствии были преобразованы в город Ставрополь.
-Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков.
-Обживая земли, казаки строили себе жилье. В давние времена жилища называли мазанки, хаты. Казачья хата называлась - курень. (Слайд хаты.)
- Хаты строили из камыша, глины, соломы. Крышу покрывали соломой или камышом. Строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, Белый цвет – символ чистоты и опрятности. (На слайдах рассмотреть убранство казачьей хаты. Предметы быта. Посуды.)
Дидактическая игра: «В хате или в доме?» (Игра на интерактивной доске.)
На доске вверху слева и справа два значки хаты и современного дома. В низу изображения предметов в зависимости от того, где они должны находиться в современном доме или в хате. Перенести предметы к соответствующим значкам (хату или современный дом.)
3. Физминутка «Перетяжка».
Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак, ребёнок, одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак, ребёнок, берется за эту же палку, с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
Воспитатель: - У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
Воспитатель: - В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.
Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
(Слайды казака и казачьего костюма.)
Игра «Сбей кубанку». Воспитатель предлагает детям поиграть в старинную казачью игру. (Игра проводится с мальчиками. Цель игры, раньше соперника сбить кубанку с головы).
Воспитатель: - Жена казака – казачка занималась дома по хозяйству. С утра она ходила к колодцу, приносила воду, чтобы приготовить еду и постирать грязную одежду. В чугуне казачка варила вкусную кашу. Молоко она хранила вот в такой глиняной посуде, которая называется глэчик. А вот этот большой глиняный горшок называется макитра. В макитре казачка замешивала тесто. Одежду казачка хранила в скрыне. Так раньше называли сундук. С 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению.
До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое: рушники, настольники, рубахи. (Показывает вышитый рушник, даёт полюбоваться вышивкой).
- Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы? (Ответы детей- птиц, цветы, животных).
- Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
- Какие цвета они использовали? (Ответы детей).
Воспитатель: - Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Частенько, занимаясь рукоделием, девушки пели песни.
Игра «Кто быстрее намотает клубок». Как только музыка начнёт играть, надо ниточку в клубочек намотать. (Игра проводится с девочками).
Воспитатель: - Ребята, сегодня, вы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину на Ставрополье, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.
4. Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, назовите страну, в которой мы живём? (Ответы детей).
-Как называется наша малая родина? (Ответы детей).
- Первые поселенцы на Ставрополье? (Ответы детей).
- Чем занимались казаки? (Ответы детей).
- Какими домашними делами занималась казачка? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я очень рада тому, что сейчас возрождаются станицы с казачьими обычаями и традициями. (Под веселую музыку в группу входит казак с казачкой, общая пляска с детьми).