Папки-передвижки

Конспект занятия «Где был казак, там была Россия»

Оксана Кялова
Конспект занятия «Где был казак, там была Россия»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края, с традициями и бытом казаков.

Задачи:

- приобщать детей к культуре Ставропольского края и быту казачества;

- закреплять представления детей о жизни казачьей семьи;

-формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.

Словарная работа: курень, казаки, прялка, чугунок, рушник, кулич, любо.

Публикация «Конспект занятия „Где был казак, там была Россия“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, глобус, предметы быта казаков: рушник, глиняная посуда, настольник. Костюмы казака и казачки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: - А сейчас ребята послушайте загадку:

Моря есть - плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Что это? (Глобус).

-А что такое глобус? (ответы детей.)

Давайте повнимательнее его рассмотрим, и загадка покажется простой. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.)

-Что на глобусе обозначено синим цветом? (Моря, океаны, реки).

-Коричневым и желтым? (Горы и пустыни).

-Зеленым? (Леса и долины).

-Белым? (Ледники).

А теперь давайте найдем на глобусе нашу страну– как она называется? (Ответы детей - Россия).

Какая она большая и красивая, богатая плодородными землями, морями и реками.

-Ребята как называется народ, который живет в России? (Ответы детей.)

-И мы с вами кто? (Ответы детей – Россияне.)

-А столица нашей страны? (Ответы детей – Москва.)

-Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.)

-Мы с вами кто? (Ответы детей- Ставропольцы.)

-А как называется край, в котором мы с вами живем? (Ответы детей.)

-А кто скажет, как называют наш край? (Ответы детей – Ставропольский.)

-Знаете ли вы, ребята, как раньше называли население на Ставрополье? (Ответы детей.)

-Правильно (казаки, казачки).

2. Основная часть.

Воспитатель: - А начиналось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Ставрополье. 4 ноября 1777 года заложили первый камень в основании Ставропольской крепости. Казаки были основателями Ставропольской крепости и Ставропольской станицы, которые впоследствии были преобразованы в город Ставрополь.

-Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков.

-Обживая земли, казаки строили себе жилье. В давние времена жилища называли мазанки, хаты. Казачья хата называлась - курень. (Слайд хаты.)

- Хаты строили из камыша, глины, соломы. Крышу покрывали соломой или камышом. Строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, Белый цвет – символ чистоты и опрятности. (На слайдах рассмотреть убранство казачьей хаты. Предметы быта. Посуды.)

Дидактическая игра: «В хате или в доме?» (Игра на интерактивной доске.)

На доске вверху слева и справа два значки хаты и современного дома. В низу изображения предметов в зависимости от того, где они должны находиться в современном доме или в хате. Перенести предметы к соответствующим значкам (хату или современный дом.)

3. Физминутка «Перетяжка».

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак, ребёнок, одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак, ребёнок, берется за эту же палку, с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель: - У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

Воспитатель: - В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

(Слайды казака и казачьего костюма.)

Игра «Сбей кубанку». Воспитатель предлагает детям поиграть в старинную казачью игру. (Игра проводится с мальчиками. Цель игры, раньше соперника сбить кубанку с головы).

Воспитатель: - Жена казака – казачка занималась дома по хозяйству. С утра она ходила к колодцу, приносила воду, чтобы приготовить еду и постирать грязную одежду. В чугуне казачка варила вкусную кашу. Молоко она хранила вот в такой глиняной посуде, которая называется глэчик. А вот этот большой глиняный горшок называется макитра. В макитре казачка замешивала тесто. Одежду казачка хранила в скрыне. Так раньше называли сундук. С 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению.

До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое: рушники, настольники, рубахи. (Показывает вышитый рушник, даёт полюбоваться вышивкой).

- Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы? (Ответы детей- птиц, цветы, животных).

- Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.

- Какие цвета они использовали? (Ответы детей).

Воспитатель: - Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Частенько, занимаясь рукоделием, девушки пели песни.

Игра «Кто быстрее намотает клубок». Как только музыка начнёт играть, надо ниточку в клубочек намотать. (Игра проводится с девочками).

Воспитатель: - Ребята, сегодня, вы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину на Ставрополье, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.

4. Рефлексия:

Воспитатель: - Ребята, назовите страну, в которой мы живём? (Ответы детей).

-Как называется наша малая родина? (Ответы детей).

- Первые поселенцы на Ставрополье? (Ответы детей).

- Чем занимались казаки? (Ответы детей).

- Какими домашними делами занималась казачка? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, я очень рада тому, что сейчас возрождаются станицы с казачьими обычаями и традициями. (Под веселую музыку в группу входит казак с казачкой, общая пляска с детьми).

Публикации по теме:

Методическая разработка сценария развлечения к Дню защитника Отечества в старшей группе «Казак без службы — не казак!» .

Классный час «Где родился, там и пригодился» Цель: ознакомить учащихся с востребованными профессиями в городе Новокузнецке. Ход классного часа. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Где вода, там и жизнь» Цели: Воспитывать у детей бережное отношение к воде; формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов;.

Конспект НОД в старшей группе «Где дружба прочна — там хорошо идут дела» Цель. Освоение детьми способа приглашения сверстника к совместной деятельности. Задачи. Образовательные. - Учить проявлять настойчивость,.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Где родился, там и пригодился» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 59 городского округа город Уфа Республики Башкортостана.

Сценарий мероприятия, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады «Был город фронт — была блокада» - Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Вставай страна огромная». Ведущий 1. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Сценарий открытого музыкально-тематического занятия «Был город-фронт, была блокада» Сценарий открытого музыкально-тематического занятия «Был город-фронт, была блокада» Ведущая: 900-дневная блокада Ленинграда - одна из.

Фотоотчет о выставке поделок ко Дню Матери «Там где мама, там и счастье! С Днём Матери!»Фотоотчет о выставке поделок ко Дню Матери «Там где мама, там и счастье! С Днём Матери!» Мама! Самое прекрасное слово на земле- МАМА. Это первое слово,которое произносит человек. и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

Фоторепортаж «Там, где всегда живёт Новый год»Фоторепортаж «Там, где всегда живёт Новый год» Сообщение на тему: "Там, где всегда живёт Новый год" ученика 3б класса Титова Александра. Для всех рождественские праздники приходят только.

Экскурсия в мини-музей «Где родился, там и пригодился» Цель: вызвать познавательный интерес к истории родного города. Задачи: Образовательные: вызвать интерес к истории города, к людям, жившим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Где был казак, там была Россия»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 10:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Где был казак, там была Россия»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Кялова (УИ 1037245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД