Татьяна Кынчева
Конспект занятия по формированию лексико — грамматических категорий и обучению связной речи. Лексическая тема «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование лексико- грамматических категорий и обучение связной речи. Лексическая тема : «Овощи».
Цель: закрепить знания об овощах, понятие: «овощи». Упражнять в употреблении окончаний существительных множественного числа, окончаний родительного падежа существительных. Продолжать учить составлять рассказ- описание по схеме.
Развивать внимание, память.
Ход занятий.
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико — грамматических категорий и обучению связной речи, Лексическая тема „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Сядет тот, кто расскажет загадки о фруктах.
-Что готовят из фруктов?
-Какие бывают соки из фруктов?
2. Сообщение темы.
На столах у детей лежат картинки овощей. Нужно назвать эти
овощи.
-Как можно назвать эти картинки одним словом?
-Где они растут? Когда их собирают? Как их собирают? -Каждый овощ убирают по- разному. Морковь, редис, свеклу выдергивают; огурцы, помидоры, горох срывают; капусту, тыкву, кабачки- срезают; картофель выкапывают. Игра: «Как убирают овощи?»
У детей картинки овощей, логопед называет глагол, обозначающий, как убирают овощ, а дети должны поднять картинку соответствующую и составить предложение, например: «Картошку выкапывают, огурец срывают и. т д.»
3. Закрепление темы.
-Мы сами сажали весной огород.
-Мы сами сажали„ пололи.
-И вот: расселся, разлегся в большущей корзине.
- И красный, и желтый, и черный, и синий.
Здоровый такой, разноцветный народ.
-Угадай, кто такой?
Игра: «Угадай овощ».
Логопед выставляет картинки овощей, дети должны подобрать прилагательные, описывающие этот овощ.
Потом логопед описывает овощ по схеме, не называя его, а дети должны отгадать и поднять соответствующую картинку.
4. Динамическая пауза.
Хлоп- хлоп-хлоп- хлопки руками;
Стук- стук-стук- удары кулаками по столу;
Шлеп- шлеп-шлеп- удары ладонями по столу; Топ- топ- топ- ногами- левой- правой- левой.
На каждую строчку- четыре прыжка. Раз, два, три, четыре, Дети овощи учили :
Лук, редиска, кабачок,
Огурец, морковка, чесночок.
5. Игра: «Чего много в корзине?». «Чего не стало в корзине?»
В корзине находятся картинки овощей в множественном числе. Сначала дети называют, что находится в корзине, а потом- чего не стало.
6. Физкультминутка. «Овощи».
-Созрели наши овощи, Пора собирать урожай: свеклу, морковку выдергивают (дети все движения имитируют); картошку выкапывают; капусту- срезают; помидоры, огурцы- срывают. Собрали овощи, теперь отнесем их домой, помоем, почистим, порежем и будем варить суп.
7. Игра: «Составь предложение».
Дети должны закончить предложение, а потом повторить его полностью, Помидор круглый, а морковка. Огурец овальный, а тыква. Лук горький, а морковка.. . Огурец зеленый, а тыква.
Редиска маленькая, а редька. Тыква круглая, а кабачок.
Помидор кислый, а чеснок.
8. Игра: «Что из чего можно приготовить?»
Входит Незнайка. Говорит, что он тоже умеет много блюд приготовить из овощей.
9. Игра: «Исправь ошибку».
Картофельное пюре приготовил из моркови. Свекольный салат приготовил из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачков. Огуречный салат приготовим из помидоров. Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенную кашу приготовим из перца.
10. Пальчиковая гимнастика: «Хозяйка с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла- пальчики по столу Хозяйка с базара домой принесла- «шагают».
Картошку, капусту, морковку- загибают по одному
Горох, петрушку и свеклу. Ох! пальцу на руках.
Вот овощи спор завели на столе- попеременные удары Кто лучше, вкусней и нужней кулачками и ладонями На земле.
Картошка, капуста, морковка? Загибают пальчики Горох, Петрушка иль свекла? На обеих руках.
Хозяйка тем временем ножик взяла стучат ребром каждой ладони
И ножиком этим крошить начала столу.
Картошку, капусту, морковку- загибают по одному
Горох, петрушку и свеклу. Ох! пальцу на руках.
Накрытые крышкой, ладони складывают крест-накрест В душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке столе.
Картошку, капусту, морковку- загибают по одному
Горох, петрушку и свеклу. Ох! пальцу на руках.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как
11. Незнайка составляет рассказ об овоще по схеме, а дети его поправляют, составляя самостоятельные рассказы- описания овощей по схеме.
12. Рефлексия