Косачук Оксана Николаевна
Конспект занятия-драматизации по речевому развитию в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности.
Задачи: активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, формировать умение проводить инсценировку сказки, точно воспроизводить последовательность событий в сказке.
Обучающие: учить детей согласовывать свои действия с действиями других детей, активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь, умение четко произносить скороговорки с различной силой голоса.
Публикация «Конспект занятия-драматизации по речевому развитию в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Коррекционные: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, общую и мелкую моторику, артикуляционную моторику, речевые навыки, координацию речи, движения и музыки, имитационные и подражательные навыки, коммуникативные способности.
Воспитывающие: воспитывать любовь, доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку, прививать любовь и интерес к сказкам, воспитывать чувство коллективизма.
Предварительная работа: чтение текста сказки Е. А. Алябьевой «Как зебра полоски потеряла», обсуждение сказки, изготовление атрибутов, работа над текстом, распределение ролей, работа над сценической речью (ритм, темп, выразительность речи, дыхание, четкость произношения, работа над развитием чувства ритма, над выразительностью, пластичностью и координацией движений.
Методы и приёмы: игровой, практический, наглядный, беседа, вопросы к детям, инсценировка.
Материалы и оборудование: картинки – изображения видов настроения, декорации, маски-шапочки героев, элементы костюмов, аудиозапись музыки.
1. Вводная часть – 5 минут.
а) приветствие, чтение стихотворения «Доброе утро!» Н. Красильникова;
б) беседа;
2. Основная часть – 20 минут
а) беседа;
б) самомассаж лица «Дикие животные»;
в) дидактическая игра «Покажи настроение»:
г) физкультминутка «Водопой»
д) артикуляционная гимнастика «Животные жарких стран»;
е) проговаривание скороговорки;
ё) инсценировка сказки «Как зебра полоски потеряла».
3.
4. Заключительная часть – 2 минут
а) обобщение воспитателем.
Интеграция областей по речевому, художественно-эстетическому, социально – коммуникативному развитию.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их и подарим им своё хорошее настроение.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
- Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Н. Красильников
Воспитатель: Ребята, вы садитесь не стесняйтесь.
Поудобнее располагайтесь.
Воспитатель: Вы любите слушать сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Я тоже их люблю. А какие сказки вы знаете?
Дети называют знакомые им сказки.
Воспитатель: А кто придумываем, пишет сказки?
Дети: Писатели, народ.
Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа?
Дети: В сказках с помощью волшебства происходит то, чего в жизни просто не бывает.
Воспитатель: А какие сказочные герои вам нравятся?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сказки вы любите читать. А артистами хотите стать?
Дети: Да
Воспитатель: Для того, чтобы стать хорошими актёрами, нужно много знать и уметь, чтобы сыграть роль артисты готовятся, репетируют.
Вот скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
На льва или слонёнка?
Или на принца, на лягушонка?
Дети: Изменить внешность можно с помощью костюма, прически, головного убора, маски, грима.
Воспитатель: А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, или в грозу,
Или в бабочку, осу?
Дети: С помощью голоса, рук.
Воспитатель: Правильно, также нам в этом помогут мимика и жесты. Кто знает, что это такое?
Воспитатель выслушивает высказывания детей.
Воспитатель: Мимика – это выражение лица и чтоб у нас хорошо получалось мы потренируемся, но сначала сделаем массаж лица.
Самомассаж лица «Дикие животные»
В жарких странах, говорят,
(погладить лоб от середины к вескам)
Есть огромный зоосад:
(растереть по кругу лоб)
По дорожке к водопою
(нарисовать «очки» вокруг глаз – от внешнего учла глаза к внутреннему, затем по брови к виску)
Зебры бегают гурьбою.
(пощипывать брови по направлению от межбровной складки к вискам)
Даже тигров полосатых
Можно встретить там ребята.
(нарисовать полоски движением указательных пальцев по направлению от носа к вискам, от носа к ушам)
А ещё тут носороги
Важно ходят по дороге
(нажать указательными пальцами обеих рук парные точки на носу)
И спокойно там и тут
Все жуют, жуют, жуют.
(вытянуть губы вперёд трубочкой, совершая круговые движения по часовой стрелке)
А на ветках обезьяны
Целый день жуют бананы.
(постучать напряженной губой по нижней губе)
Строят рожицы кривляки –
Павианы и макаки.
(надуть сначала правую щеку, затем левую)
Но замолкнут в тот же миг,
(погладить лицо ото лба через щеки к подбородку)
Как услышат львиный рык.
(погладить голову, затем напряженными пальцами по массажировать кожу головы)
Хорошо живется им –
Не бывает снежных зим!
(погладить голову)
Воспитатель: Молодцы, хорошо у вас получалось.
Дидактическая игра «Покажи настроение»
Воспитатель:
Бывает без сомнения,
Разное настроение,
Его я буду называть,
А вы попробуйте его показать.
Воспитатель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, удивление, страх, спокойствие, весёлье.
Мы умеем удивляться.
Мы умеет огорчаться.
Мы умеем сердиться.
Мы умеем веселиться.
Мы умеем злиться.
Мы умеем бояться.
Мы умеем улыбаться.
Воспитатель: Замечательно. А кто знает, что такое жесты?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Жесты – это движения головы, тела.
А теперь все дружно встанем
И немного поиграем.
Физкультминутка «Водопой»
Координация речи с движением
Вот на водопой идёт
Толстокожий бегемот.
(руки в стороны, шагают вперевалочку)
А за ним, не зная лени,
Скачут быстрые газели.
(прыжки на месте, ладони у головы, изображают рога)
Хоть вода с песком и глиной
Пьёт жирафа с шеей длинной.
(ноги расставлены широко, руки на поясе, наклон туловища вперёд, изобразить жирафа пьющего воду)
У реки зарывшись в ил,
Дремлет грозный крокодил.
(присесть, руки вперёд, движения рук врозь – вместе, изобразить пасть крокодила)
Словно веером, ушами
Отгоняет мошек слон.
Энергично ими машет.
Не взлетел бы только он.
(движения руками через стороны вверх – вниз)
Воспитатель: Молодцы, у вас всё хорошо получается.
Дети присаживаются на стулья.
А вы знаете, ещё актеры умеют четко и быстро проговаривать слова. А для чего актерам нужно правильно выговаривать слова?
Дети: Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно…
Воспитатель: Наш язычок помогает нам разговаривать и все слова выговаривать, сделаем зарядку для язычка, изобразим животных.
Воспитатель показывает детям предметные картинки животных жарких стран, читает стихотворения, дети выполняют движения.
Артикуляционная гимнастика «Животные жарких стран»
1. Бегемот разинул рот
Булки просит бегемот.
(дети широко открывают рот, как бегемот)
Наелись бегемотики
Погладили животики.
2. Посмотрите, это слон
Отрастил носище он.
Как называется нос у слона?
Дети: Хобот.
Воспитатель: Попробуйте изобразить такой же длинный хобот. Для этого надо вытянуть губы трубочкой, как при произнесении звука (у).
3. Он ходит голову задрав.
Потому что он жираф.
Пробуйте вытянуть вверх шею, так же, как это делает жираф.
4. Тем, кто в речку угодил
Нос откусит крокодил.
Дети растягивают губы в улыбке, обнажив зубы, щелкают зубами.
5. Лежит верёвка
На конце головка.
У змеи длинный острый язык. Дети, попробуйте изобразить змеиный язык.
Дети 2-3 раза высовывают как можно дальше язык изо рта, придав ему заострённую форму.
6. Эти коняшки
Носят тельняшки.
Скачут зебры наперегонки –
Цок – цок – цок – цокают они.
Дети цокают языком, меняя темп: сначала медленно, потом ускоряя темп и, наконец, опять медленно.
Поиграли зебры, побегали – проголодались. Стали травку щипать, стали травку жевать.
7. А у этой обезьяны
На обед бананы.
Она банан съела, а один кусочек за щеку спрятала. Вот так.
Дети оттопыривают сначала одну щеку, упершись в нее напряженным кончиком языка, затем другую.
Воспитатель: Ну а теперь расскажем скороговорку.
Черепашка не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Дети и воспитатель произносят скороговорку с разной силой голоса: тихо, громче, очень громко, медленно, быстро, весело.
Воспитатель: Подошла к концу разминка и предлагаю вам разыграть сказку.
Сегодня мы покажем сказку, как маленький львёнок пришёл в детский сад,
Актёры, проходите, одевайте костюмы, а вы, зрители, смотрите внимательно и хлопайте старательно.
Показ сказки «Как зебра полоски потеряла».
Роль рассказчика выполняет воспитатель.
Роли животных исполняют дети.
Рассказчик:
- Пустыня. Вокруг всё жёлтое. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. А где-то рядом деревья, кусты и лианы. Летают птицы. Слышится рёв львов и визг обезьян.
Зебра в Африке гуляла
И полоски потеряла.
Подружки зебры спрашивают вместе:
- Что, ты, грустная, подружка?
Зебра:
- Потеряла я полоски свои,
И не знаю, где их найти.
Рассказчик:
- И сказали ей подружки:
Подружки зебры говорят вместе
- Ты ищи полоски лучше!
В Индию ступай скорей,
1 зебра
Полосатых там зверей
Очень много, говорят
2 зебра
Поделиться будет рад
Каждый зверь с тобой, наверно.
Подружки зебры говорят вместе
Там найдёшь их непременно.
Рассказчик:
- Зебра в Индии долго
Полоски искала.
Полосатого тигра
В джунглях повстречала.
Зебра бросилась к тигру:
Зебра:
- Ты, полоски украл?
Может быть, ты их в джунглях
Густых подобрал?
А зачем перекрасил?
Черно-белый не модно?
Черно-рыжая шуба твоя
Превосходна!
Рассказчик:
Грозный тигр возмутился:
Тигр:
- Я полоски не крал!
Я такой от рождения.
И тебя я не знал.
Подойди, зебра, ближе
Что-то голодно мне
Отыскать, где полоски,
Расскажу я тебе.
Рассказчик:
- Перетрусила зебра,
Так бежать припустилась
Что за ней только пыль
По земле заклубилась.
Отдышалася зебра,
Огляделась вокруг.
Барсуков полосатых
Увидела вдруг.
Зебра:
- Неужели полоски свои я нашла?
Рассказчик:
Зебра тихо к семье
Барсуков подошла.
Зебра:
- Барсучки, где вы взяли
Полоски свои?
Может быть вы вчера
Их в джунглях нашли?
Барсуки:
- Мы такие с рождения.
Рассказчик:
Барсучки прошуршали.
1 барсук:
- С ними в дикой природе
Незаметными стали.
2 барсук:
- Трудно издали нас
Средь травы отыскать.
3 барсук:
- Легче нам, полосатым,
От врагов убежать.
Рассказчик:
- Побрела зебра дальше.
Забрела в камыши.
Видит, дикая кошка
На припеке лежит.
Вся в полосках
Как зебра,
Даже цветом похожа.
Только хищная, злая,
Оцарапать всех может.
Зебра издали кошке
Тихо так говорит…
Зебра:
- Полосатая шубка
Прекрасно сидит!
Где вы взяли такую?
Я тоже хочу.
Если надо, я много
За неё заплачу.
Кошка:
- Мяу! Как хорошо
Говоришь про меня!
В камышах незаметна
С полосками я.
Я с рожденья полоски
На шубке ношу.
А ты голая вся,
На тебя погляжу.
Зебра:
- Потеряла свои я полоски вчера.
И пока их найти
Я ещё не смогла.
Воспитатель:
Кошка зебре совет
На прощанье дала.
Кошка:
- Только что в камышах
Проползала змея.
Может быть, у неё
Ты получишь ответ?
Она долго живёт
Даст мудрейший совет.
Рассказчик:
- Зебра хоть и большая
Да боится змею,
Вдруг, укусит смертельно,
За полоску свою?
Прокричала, чтоб слышала
В куче змея.
Зебра:
- Ты, змея, не сердись,
А послушай меня.
Потеряла я где-то
Полоски свои.
А они для защиты
Мне очень нужны,
Дай совет мне,
О мудрая!
Где их найти?
Рассказчик:
- Прошипела, мудрейшая.
Змея:
- К речке сходи
Окунись хорошенько.
Спинку потри.
Не ищи то, что ты
Не теряла вчера.
Станешь снова с полосками
Ты до утра.
Рассказчик:
- Зебра что было силы
К реке поскакала.
Для чего это нужно?
Она вовсе не знала.
Долго зебра плескалась
В прохладной реке.
Гриву вымыла, спинку,
И крутые бока.
Зебра:
- Неужели свои,
Я полоски нашла!
Воспитатель:
- Ведь забыла зебра,что в грязи валялась вчера.
Зебра:
- Чтоб не съела меня
На жаре мошкара.
Воспитатель: Вот так, ищешь, ищешь и найдёшь. Зебра очень обрадовалась, что нашла свои полоски и вернулась домой в Африку.
Подарим аплодисменты нашим актёрам, они замечательно выступал.
Ребята, вам понравилось быть актёрами?
Дети: Да.
Воспитатель:
Молодцы ребята, все старались. Спасибо всем!