Марина Архипова
Конспект занятия «Добрые друзья»
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- дать детям представление о дружбе и добрых друзьях (помочь им осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные);
- помочь детям глубже осознать понятие «добрые друзья»;
- вызвать желание иметь друзей, делать для них добрые дела;
- создать условия для активного взаимодействия детей и родителей;
- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;
Публикация «Конспект занятия „Добрые друзья“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей (любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей, речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли и др.);
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему другу;
- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта; обогащение содержания общения детей со взрослым и сверстниками на тему дружбы и верных друзей);
-развивать адекватную самооценку детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать доброжелательное, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и близким людям;
- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;
-создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к родителям;
-воспитание в детях доверие опыту старших.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, игровая, музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; ручной труд.
Формы организации: подгрупповая деятельность (8 человек); совместная и самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с родителями.
Формы реализации детских видов деятельности: коллективная декламация стихотворения; диалог с педагогом и родителями; беседа о дружбе и друзьях; чтение поэтического текста; рассказы из личного опыта; отгадывание загадок; восприятие фрагмента литературного текста из сказки и поэтического текста; восприятие видео эпизодов сказки; коммуникативная игра «Дом дружбы», оформление страницы Альбома «Добрые друзья» совместно с родителями; размышления над содержанием пословиц и поговорок.
Оборудование или материал к ННОД: книги для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья», иллюстрации к сказкам о дружбе и друзьях, музыкальное сопровождение, мультимедийный экран, ноутбук, музыкальный центр, фонограмма песни «Настоящий друг», крупные мягкие модули, образ солнышка, вырезанный из плотной бумаги; заготовки талисманов «Сивка – Бурка».
Предварительная работа по плану интеграции:
- чтение художественной литературы о друзьях и дружбе, взаимоотношениях детей;
- обсуждение различных ситуаций о дружбе;
- прослушивание песен о дружбе;
- знакомство с пословицами о друзьях и дружбе, работа над смыслом пословиц;
- чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Зимовье»;
- речевая игра «Скажи соседу комплимент», «Угадай, кто это»;
- беседа с детьми по русским народным сказкам о дружбе и друзьях;
- проведение в семье активного занятия «Добрые друзья».
ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ)
Играет тихая мелодия детской песни про друзей, дети заходят в зал и встают в полукруг. Родители сидят на внешнем полукруге.
Воспитатель:
- Ребята, к нам пришли гости. Предлагаю поприветствовать всех присутствующих.
Дети приветствуют хором:
Рады гостям,
Как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!
Дети стоят в кругу
В. : Ребята, когда заходили в зал, вы слышали детскую песню, а теперь я предлагаю прослушать фрагмент этой песни ещё раз.
Дети вместе с педагогом слушают отрывок из песни «Настоящий друг».
Присоединение к теме занятия.
Воспитатель (В.) : Дети, о ком и о чем поется в этой песне? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? (Ответы детей).
В. : Да, вы совершенно правильно решили, мы будем сегодня говорить с вами о дружбе и добрых друзьях. А дружбу я предлагаю поискать в сказках.
В. : Я прочту строки из русской народной сказки, а вы постарайтесь вспомнить ее название. «В самую полночь прискакал в пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая – золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал, тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет».
-Ребята, вы догадались, как называется эта сказка? (Ответы детей).
-Кто главные герои этой сказки? (Ответы детей).
-Что помогло главному герою Иванушке найти путь к счастью? (Ответы детей).
- Можно ли Иванушку и Сивку-бурку назвать добрыми друзьями? (Ответы детей).
- А почему их можно назвать добрыми друзьями? Как вы думаете? (Ответы детей).
В. : -Добрые, истинные друзья любят, доверяют, помогают и уважают друг друга.
В сказке «Сивка-бурка» мы видим истинную дружбу между Иванушкой и Сивкой-буркой. Они помогали и доверяли друг другу, всё это помогло Иванушке обрести свое счастье.
А сейчас я вам буду загадывать загадки, а если вы правильно отгадаете, то герои сказки будут появляться в оконцах дома на нашем большом экране.
Загадывание загадок детям:
Верховодит в стаде он,
Меж коров гуляет,
Коль увидит вдруг врага,
Тут же забодает! (Бык)
Шубка в завитых колечках.
Две дуги его рога.
Воду пьёт в студёных речках
И пасётся на лугах.
Если вдруг его ты встретишь,
То идёт он на таран.
Он упрямей всех на свете,
Потому что он -(Баран)
У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая, на вас глядит.
Подскажите мне друзья –
Как зовут её – (Свинья).
Ходит в перьях, не спешит,
часто на людей шипит.
Я немножко его боюсь. Угадали? Это. - (Гусь)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его.! (Петух)
В. :
-Ребята, вы догадались из какой сказки все эти герои? (Ответы детей).
-Как вы думаете, что помогло домашним животным дать отпор волку, лисе и медведю? (Ответы детей).
-Можно ли назвать героев сказки «Зимовье зверей» добрыми друзьями? Почему? (Ответы детей).
В. :
-Добрые друзья живут в согласии, умеют прощать и могут сообща дать отпор любому врагу.
О дружбе много пословиц сложил наш народ. Предлагаю вспомнить некоторые из них. Я помню вот такую пословицу:
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Дети вспоминают и проговаривают свои пословицы:
1. Человек без друга, что земля без воды.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
7. Друг познается в беде.
8. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
9. Старый друг лучше новых двух.
10. Дружба не гриб, в лесу не растёт.
В. : Уважаемые родители! Прошу Вас прочитать детям первую пословицу на стр. 4 книги «Добрые друзья» и объяснить смысл:
Человек без друзей, что дерево без корней.
- Как много пословиц мы вспомнили про дружбу и верных друзей! Как много важного дали они нам!
В. : Уважаемые родители, дорогие дети! Я предлагаю Вам потрудиться вместе, дружно из мягких модулей построить «Дом дружбы». Родителям предлагаю прочитать для детей слова, характеризующие настоящих верных друзей, а детям – из модулей построить «Дом дружбы».
(Дети и родители трудятся над созданием дома).
В. : Молодцы и родители, и дети, построили замечательный «Дом дружбы», а сейчас я попрошу родителей еще раз прочитать детям слова, характеризующие настоящих друзей. Замечательно, предлагаю порадоваться и всем вместе спеть песню «Настоящий друг».
(Дети и родители под фонограмму поют песню).
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
Педагог предлагает детям сесть в круг: «А теперь посидим рядком, да поговорим ладком, вместе порассуждаем о дружбе и верных друзьях».
В. : Ребята, конечно, каждому человеку необходим верный надежный друг. Для дружбы мы выбираем человека, которого любим и которому доверяем. А вы хотите узнать про мою подругу? (Рассказ педагога о своей подруге). У меня есть замечательная подруга, мы дружим с ней уже много лет, её зовут Ирина, иногда я называю её ласково Ириша. Мне интересно с ней смотреть и обсуждать фильмы, рассказывать друг другу разные истории из своей жизни. Вместе мы готовим с ней по выходным и праздникам вкусные пироги и печенье, выращиваем красивые цветы. Вместе мы радуемся успехам друг друга и помогаем в беде. Я доверяю своей подруге, могу поделиться с ней своими секретами и знаю, что она никому не расскажет о них. Мы часто встречаемся и интересно проводим время. Если мы не можем встретиться, то просто разговариваем по телефону. Дружба с Ириной у меня началась ещё в детском саду, когда я была маленькой, такой же, как вы сейчас, именно там я с ней и познакомилась.
Ребята, а у вас есть друзья? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге? Расскажите, как его зовут. Где с ним познакомились. Почему вы считаете его (её) своим добрым, хорошим другом (подругой? Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил тебя?
(Рассказы детей о своих друзьях).
В. : Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее.
А может ли быть другом взрослый человек? (папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат). Конечно, могут, ведь они нас очень любят, заботятся о нас, учат доброму и только хорошему.
Ребята, может попросим родителей рассказать истории из своего детства о своих друзьях и подругах.
(Рассказы двух родителей).
Я благодарю и детей, и родителей за рассказы о своих друзьях и за откровенность.
Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить.
2. Основной этап.
В. : Ребята, я предлагаю вам ответить на вопрос: «Кого можно назвать настоящим другом?»
Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя, затем передает слово дальше по кругу, дотрагиваясь до соседнего плеча.
В. : Я от всей души благодарю вас за ваши высказывания. Я согласна, что настоящий друг всегда поможет, научит, защитит, старается сделать что-нибудь хорошее, и он добр ко всем остальным.
3. Заключительный этап.
В. : Сегодня мы много говорили о друзьях и дружбе, и я хочу вас спросить: «Считаете ли вы себя настоящим другом? Почему?» (не забываем, отвечать полным ответом)
Я уверена, что вы будете дружными добрыми друзьями. Дружба – самое ценное качество человека. Настоящая дружба основывается на взаимном доверии, честности, умении уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу.
И в знак дружбы, я предлагаю Вам ребята сделать талисмана Сивку – Бурку совместно с родителями.
(Выполнение творческого задания)
Рефлексия для взрослых.
В. : С какими чувствами вы пойдете домой? Что Вы испытываете в данный момент? Что Вы чувствовали при рассуждениях о дружбе и друзьях? С какими чувствами Вы могли бы поделиться? Какое чувство вызвало песня «Настоящий друг»? (Высказывание родителей).
В знак благодарности, хотелось бы подарить Вашим семьям солнышки, на которых напечатаны пословицы о дружбе. А вечером дома предлагаю собраться всей семьей и на оборотной стороне написать свою пословицу о дружбе.
В. : Наша встреча подошла к концу. Спасибо вам всем – и детям, и родителям за ваш труд души! Спасибо за ваше доброжелательное отношение и помощь! Спасибо за наш теплый и важный разговор!