Светлана Трофименко
Конспект занятия для старших и подготовительных групп «Знакомство детей с народными музыкальными инструментами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство детей с народными музыкальными инструментами»
Задачи:
Образовательные:
Расширить представление детей о многообразии народных музыкальных инструментов.
Публикация «Конспект занятия для старших и подготовительных групп „Знакомство детей с народными музыкальными инструментами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами : гармонь, баян, рожок, барабан, свирель, бубен, трещотки, гусли, ложки.
Развивающие:
Развивать речь детей, умение свободно и четко выражать свои мысли.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к музыке, расширять музыкальный кругозор, пробуждать интерес ко всем видам музыкальной деятельности.
Материалы: экран, ноутбук (для показа презентации, музыкальные инструменты : гармонь, баян, трещотки, ложки, барабан, бубен, рожок.
ХОД
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите музыку?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: А с помощью чего появляется музыка?
Дети: С помощью музыкальных инструментов.
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам совершить удивительное путешествие в страну народных музыкальных инструментов. Вы хотите?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Ну, тогда присаживайтесь на свои места и смотрим на экран.
Показ презентации
Гармонь (гармоника, гармошка) — музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.
Я играю на гармошке, хоть моя гармонь с ладонь,
Если вырасту немножко, подпрастет моя гармонь.
Баян - тоже изобретение русское.
В 1907 году его изготовил Петр Стерлигов. Сам мастер не хвастался, что придумал новый инструмент. А дал имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси- Баяна. Это название унаследовали все инструменты такого типа. Клавиатура же, изобретенная мастером и разместившаяся на правой стороне инструмента, получила название системы Стерлигова.
Рожок
представляет собой прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу.
Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника.
Звук у рожка сильный, но мягкий.
Извлечение звука на инструменте довольно трудно.
Разгоняя облака, вышло солнце из рожка,
Заиграл, запел рожок, «В небе солнце я зажег!»
БАРАБАН
общее название многочисленных ударных музыкальных инструментов, состоящих из полого цилиндрического корпуса с натянутой на него кожей (мембраной). По барабанам бьют руками, палками или специальными колотушками. Барабаны в далекие времена использовались для исполнения музыки во время церемоний и ритуалов (например, барабаны американских индейцев, предупреждения об опасности или инструктажа армии во время сражений.
Вот ударил в барабан, барабанщик, баран!
Громко бить по барабану, Очень нравится барану!
СВИРЕЛЬ
Народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще — спаренных дудок) из дерева, тростника
Как похожи птичьи трели На звучание свирели! И когда поет капель, Тоже слышится свирель!
БУБЕН
музыкальный ударный инструмент в виде неширокого круглого деревянного обода, с натянутой на одной стороне кожей. Внутри обода подвешивались бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставлялись звенящие металлические пластинки. Бубен известен как музыкальный инструмент русских скоморохов.
Если в бубен бьет медведь! Бубну – как не зазвенеть!
А комар забьет в него - Не услышишь ничего!
ТРЕЩОТКА
ударный инструмент, набор деревянных дощечек нанизанных на веревку. При встряхивании трещотка дает резкий щелкающий звук, употребляется для ритмичного сопровождения народных песен и танцев
Растрещались две трещетки
У трещеток звуки четки! Если быстро нас вращать, Будем громко мы трещать!
ГУСЛИ
древнейший музыкальный инструмент россиян. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. Одна из разновидностей гуслей - гусли звончатые применяются в оркестре русских народных инструментов как сольный инструмент.
Выходили гуси, Выносили гусли. Раз по струнам провели, Все деревья зацвели!
ЛОЖКИ ДЕРЕВЯННЫЕ обыкновенные расписные крестьянские ложки. Звук производится путeм удара ложки о ложку. Напоминает звук кастаньет.
Три веселых кошки, Взяли в лапки ложки!
Деревянные, резные, Звонкие, да расписные!
Воспитатель: Вы заметили, что у нас в зале оформлена выставка народных музыкальных инструментов. Я приглашаю вас подойти и познакомиться с ними поближе. Самых смелых я приглашаю потрогать и даже подержать инструменты в руках.
Дети рассматривают инструменты. Воспитатель спрашивает у детей что им запомнилось, какие инструменты им больше понравились. Дает потрогать некоторые из них. После того как дети рассмотрели инструменты воспитатель приглашает их присесть на свои места, т. к. путешествие еще не закончилось и впереди ждут сюрпризы.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите услышать, как звучит настоящий, концертный баян?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Я вам предлагаю послушать русскую народную песню «Как под горкой под горой». Исполнит ее нам бывший воспитанник нашего детского сада.
После того как исполнится несколько песен воспитатель приглашает детей самим создать ансамбль и поиграть на инструментах. Дети подходят к инструментам выбирают и под руководством воспитателя играют простую мелодию.
Воспитатель: Какие у нас замечательные музыканты, но чтобы играть сложные музыкальные произведения, надо долго и упорно учиться в музыкальной школе, знать хорошо ноты. А для того, чтобы держать такие тяжелые инструменты, как баян, гармонь, нужны силы и поэтому детям надо хорошо кушать. Вы хотите научиться играть на музыкальных инструментах? Тогда нужно немного подрасти и набраться сил и терпенья. Я сейчас наше путешествие в страну музыкальных инструментов подошло к концу и мы с вами возвращаемся в детский сад.
Подготовила воспитатель Трофименко Светлана Михайловна