Лилия Полякова
Конспект занятия для старшей группы по ФЭМП «Волшебные превращения снежинок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП «Волшебное превращение снежинки»
Старшая группа
Разработала воспитатель: Полякова Л. В.
Тема: «Волшебное превращение снежинки»
Цель работы – создание условий и содействие математическому развитию детей, развитию логического мышления.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с делением круга на равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
2. Совершенствовать моделирование на плоскости.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы по ФЭМП „Волшебные превращения снежинок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Снежинка. Все о снежинках
- Старшая группа
- Темочки
3. Формирование приемов логических операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия.
4. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
5. ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
6. Развитие логического мышления ребенка, формирование логических приемов мыслительной деятельности,
7. Формирование устойчивости к интеллектуальной фрустрации, то есть умение спокойно и продуктивно реагировать на собственные ошибки и на неумение решить задачу.
8. Развитие предпосылок творческого продуктивного мышления - абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
9. Формирование положительного отношения и интереса к математике.
Предварительная работа: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры «Танграм», «Пентамино», «Волшебный круг», «головоломка Пифогора», «Колумбово яйцо».
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Материалы, оборудование:
Демонстрационный материал: снежинка восьмиконечная. Квадратный лист бумаги с изображенным в центре кругом, ножницы.
Раздаточный материал: квадратный лист бумаги с изображенным в центре кругом, ножницы (для каждого ребёнка) .
Индивидуальная работа с Тагдыром, Полиной, Алисой,Ахмадом помочь правильно разделить круг.
Дежурные раскладывают раздаточный материал на столы.
Организационный момент
Речевая игра: «Чем растопим снежный ком?»
Дети ловят снежный ком и проговаривая : «Снежный ком, снежный ком, растоплю тебя…» называют предмет или действие, из-за которого ком может растаять.
Звучит мелодия вьюги (метели, забегают две девочки-Снежинки с квадратными коронами на голове.
1 Снежинка: Отгадайте!
2 Снежинка: Расколдуйте! Поиграйте!
1Снежинка: (загадывает загадку):
С неба звезды! С неба звезды падают!
Лягут на поля
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких как стекло!
Звездочки холодные,
А землетепло!
2 Снежинка: (загадывает загадку):
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке!
Дети: Снежинки!
1Снежинка: Отгадали! Нас узнали!
Воспитатель: Какие белые необычные снежинки к нам прилетели!
2 Снежинка: Если Вы нас узнали, значит поможете нас расколдовать. Пришла Зима и Снежная Королева отправила нас к Вам. Но злая колдунья превратила нас в квадраты и теперь мы не можем весело кружиться, вьюжиться,лепиться.
Воспитатель: Как же мы Вам сочувствуем, милые Снежинки А ведь Вы такие красивые. Ребята, а Вы знаете какие бывают снежинки? (ответы детей)
Воспитатель: А как они летают и кружатся? Давайте продемонстрирем!
Дети показывают, как летают снежинки.
Воспитатель: Ну что, ребята, расколдуем снежинок? (да) А как же нам квадраты можно превратить в круг?
Дети: углы обрезать!
Воспитатель: показывает как ножницами надо обрезать углы квадрата и говорит:
- Ну, злая колдунья, сейчас мы расколдуем твои чары, исчезнет твое колдовство.
- Я думаю, каждый из вас хочет попробовать расколдовать свою снежинку. Сейчас мы подойдем к столам, возьмем ножницы и начнем расколдовывать их. Но прежде, чем приступить к работе, давайте повторим правила пользования ножницами. Кто знает? Какие правила? (ответы детей)
(Дети обрезают углы квадрата).
Воспитатель: Теперь наша снежинка какую форму имеет, Ахмад?
- Круглую!
Воспитатель: Правильно,но кружевной узор на наших снежинках не прояввляется. Как же мы можем круглой снежинке придать рельефную форму?
- Нарисовать, согнуть.
Воспитатель: Действительно, мы с вами уже умеем делить круг. А на сколько частей? (ответы детей).
Вызывается один ребенок.
Воспитатель: Даша, покажи и объясни, как надо сложить круг, чтобы получилось две одинаковые части.
- Пополам!
Воспитатель: Правильно нужно сложить круг пополам, совмещая края.
Сколько частей получилось?
- Две!
Воспитатель: Как называется каждая часть?
- Половинка!
Воспитатель: А на что похожа наша половинка (показывает? (ответы детей)
А что больше целый круг или его половинка?
Данил, скажи как можно сложить, чтобы из круга получить 4 равные части?
- Надо каждую половинку сложить (согнуть) еще раз.
Воспитатель: Верно! Надо каждую половинку согнуть еще раз пополам на равные части. (комментирую действие детей показом).
Воспитатель: Смотрите! У нас получилась четвертинка! Давайте раскроем круг и посчитаем, сколько же частей круга у нас!
- Четыре!
Воспитатель: Четыре части! (показ):
Был целый круг! Согнули! Две стали половинки!
Согнем еще! И вышли четвертинки!
Как вы думаете, если мы этот кусочек круга сложим еще раз пополам,
сколько получиться частей?
- 6,7,8
Воспитатель: А давайте вместе попробуем ответить на этот вопрос и выясним! (сгибаем) Ребята, место сгиба проглаживайте сильно, чтобы было хорошо видно. Итак, а теперь посчитайте, сколько частей получилось?
- 8!
Воспитатель: Правильно! (Играет музыка волшебного превращения и две Снежинки выходят перед ребятами). Ах! Ребята, посмотрите! Что произошло с нашими снежинками! Мы их расколдовали! Молодцы, все у Вас получилось!
1 Снежинка: Спасибо Вам за помощь! За это мы хотим подарить Вам блестящие снежинки.
Воспитатель: Благодарим Вас за подарки! Ребята, а я знаю интересную игру «Найди свой сугроб!». В этой игре ваши снежинки можно применить и поиграть. Обратите внимание, все ваши снежинки разной геометрической формы. И сугробы наши имеют квадратную, круглую…формы. Сейчас заиграет музыка снежинок. Пока она звучит, вы будете показывать как летают и кружатся снежинки, и как только музыка закончится вы должны занять свой сугроб. Понятно всем?
Игра «Найди свой сугроб!» (движение детей под музыку)
Воспитатель: Никто не ошибся? Все снежинки приземлились на свои сугробы? Молодцы! А сейчас я предлагаю стать маленькими волшебниками. А что умеют волшебники? (ответы детей). Я предлагаю ваши расколдованные снежинки превратить в различные знакомые вам предметы! Но для превращения нам надо разрезать круг на 8 равных частей по линии сгибов. (рассаживание детей)
Разрезали? (показываем одну часть и спрашиваем) На какую геометр. фигуру похожа одна часть круга?
- Треугольник.
Воспитатель: Верно! Итак, превращения начинаются! Отгадайте загадку: (про елочку)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
- Елочка!
Воспитатель: Молодцы! Сложите из 8 треугольников высокую ель!
А сейчас 2 ели одинаковой высоты! Из скольких треугольников сложена каждая ель?
- 4.
Воспитатель: Верно, если они одинаковые, то и количество треугольников одинаковое -4. А теперь сложите 3 ели разной высоты! У кого получилось? Ребята, здесь количество треугольников в каждой ели у вас получилось разное?Да?
Интересно, а у кого получится собрать 4 одинаковые ели, с одинаковым количеством треугольников! (похвала детей)
Ребята, давайте проверим, получится у нас собрать снежный ком. Какой он формы?
-Круглый.
Воспитатель: Собрали? Вспомните игру «Чем растопим снежный ком!». Мы говорили, что на солнце он может растаять. Так может сложим самую большую звезду по имени Солнце!
(дети выкладывают солнце)
Распустим наши лучики! Молодцы! Все справились! Ребята, какой праздник приближается?
- Новый год!
Воспитатель: А на Новый год мы все загадываем желания. Да? И я вам тоже предлагаю загадать желание. Для этого надо сделать волшебный бант исполнения желания, раскрасить его и приклеить к елочке. Елочка желаний у нас уже готова (показ елки).
(самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Посмотрите! Какая нарядная, замечательная елочка у на получилась! Надеюсь все ваши желания в новом году исполняться! Вам понравились чудесные превращения?
Что вам понравилось на занятии?
Что вызвало затруднение?
На сколько частей делили круг?
ЛИТЕРАТУРА
1. Новикова В. П. «Математика в детском саду конспекты занятий с детьми 6-7 лет».
2. Помораева И. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе».