Светлана Тюнеева
Конспект занятия для старшей группы «К нам весна шагает…»
Цель:
Расширять представления о характерных признаках весны.
Задачи:
Образовательные: учить самостоятельно называть характерные признаки весны; закреплять умение соблюдать правила безопасности в природе.
Развивающие: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.
Воспитательные: воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Средства:
Иллюстрации с изображением весенних пейзажей, карточки с изображением признаков весны, видеоролик «Весеннее пробуждение природы», презентация: «Первоцветы», видеоролик «Ледоход», бумага для изготовления корабликов оригами. Телевизор, магнитофон.
Предшествующая работа:
Наблюдение за погодой во время прогулки, рассматривание иллюстраций о весне, прослушивание музыки П. И. Чайковского из сборника «Времена года», заучивание стихотворения Е. Трутневой «Весна», отгадывание загадок о весенних месяцах, рисование «Первоцветы».
Ход занятия
Введение в игровую ситуацию - Ребята, послушайте загадку.
Зеленоглаза, весела, девица красавица.
Нам в подарок принесла, то что всем понравится:
Зелень – листьям, нам – тепло, волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы – песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она? Эта девица - … (Весна).
- Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне.
- Весну издавна любил народ. Ждал ее прихода после долгой холодной зимы. Люди звали ее «весна-красна». Давайте и мы поиграем, позовем весну.
Мотивационная игра. Применение ранее полученного знания. Игра – закличка.
Ау, ау, аукаем, весну за аукаем!
Март, март – солнцу рад.
Апрель, апрель – несет капель.
Май, май – поле засевай.
Ау, ау, аукаем, весну за аукаем!
- Весна – красна, ты, с чем пришла?
- С цветами, травой, лошадкой вороной!
- Мы на ней поскачем, по траве луговой, к воде ключевой.
Солнышку улыбнемся, и домой вернемся!
- Молодцы. С чего же начинается весна? Давайте назовем признаки весны.
(Дети по очереди берут карточку и называют нарисованный на ней признак весны.
- Вы хорошо справились с заданием. А я для вас приготовила видеоролик.
Сейчас мы увидим, как это происходит в природе. Предлагаю пройти в видеозал и посмотреть.
(Просмотр видеоролика «Весеннее пробуждение природы».
Затруднение.
Сообщение
нового
знания.
- Ребята, как вы думаете с чего начинается весна? (С солнышка).
- Правильно. Пригрело солнышко и появились на крышах сосульки. Сосулька- родная сестра льда. Появились сосульки на крышах- значит, весна близко.
…Красавица сосулька переливалась на солнце всеми цветами радуги и плакала. Ее капли-слезы замерзали на самом кончике, и от этого сосулька вырастала еще больше. Но расти ей оставалось недолго.
Кап, кап, кап – шлепают капли вниз. С каждой капелькой растет внизу лужица талой волы. Капли переполняют лужу – и вот уже потек тоненький ручеек, пробивая себе дорогу в подтаявшем снегу.
Множество ручейков из растаявшего снега и сосулек устремляются к реке, будят ее, подтачивают ледяной панцирь, которым покрыта река.
Лед трескается от напора воды, и по реке плывут большие льдины. Они сталкиваются, разбиваются друг о друга. С треском и грохотом река освобождается ото льда. На реке ледоход – лед идет!
Так с маленькой плачущей сосульки начинается борьба наступающей весны с уходящей зимой.
- Давайте посмотрим, как происходит ледоход на реке Неве в городе Санкт-Петербурге.
(Просмотр видеоролика «Ледоход на Неве».
Физкультминутка. Сосульки, лужи, ручейки, река, озеро.
(Обратить внимание на правила поведения около водоемов в весенний период).
Игровая ситуация
«Первоцветы». Воспитатель обращает внимание на конверт. В группу приходит письмо от имени весенних первоцветов.
- «Здравствуйте, ребята! Пишут вам ваши знакомые – первые весенние цветы.
Мы, очень соскучились без вас за долгую, холодную зиму. Посылаем вам наше фото. Не забывайте про нас. Приходите в гости».
(Просмотр водео презентации «Первоцветы».
- Эти цветы очень красивые и редко встречаются в природе. Первоцветы не умеют стоять в вазах, они сразу умирают, погибают. На земле они цветут долго и всех радуют.
- Ребята, а как можно любоваться цветами не срывая их? (Понюхать, посмотреть, зарисовать, сфотографировать).
- Правильно, не обязательно трогать цветы руками. Природу можно почувствовать и по другому. Остановиться, полюбоваться, вдохнуть запахи весенней природы.
Подведение
итога. Природа пробудилась от зимнего сна, проснулась после долгой зимы. А что делаете вы, когда просыпаетесь? (Умываетесь). Земля, растения тоже хотят умыться. Но, как? Природа ждет теплого весеннего дождя. Он все умоет и напоит всех. И побегут в разные стороны звонкие, веселые ручейки. Можно будет запускать в плавание разноцветные кораблики.
Продуктивная
деятельность. Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос цветок на весенней полянке.
Нежную голову робко поднял.
Ветер подул – он качнулся неловко, он испугался – затрепетал.
Ветер бутоны качает упрямо, вперед и назад, налево, направо.
Изготовление бумажных корабликов.