Малая Ольга Ивановна
Конспект занятия для старшей группы детского сада по познавательному развитию «Фасолинка и камушек»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 174»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: "ФАСОЛИНКА И КАМУШЕК"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: воспитатель
Малая Ольга Ивановна
Оренбург 2021 год
Публикация «Конспект занятия для старшей группы детского сада по познавательному развитию „Фасолинка и камушек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фасоль, горох, бобовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкальная, двигательная
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности "Фасолинка и Камушек"
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Игровой метод, мотивирование детской деятельности, беседа, метод вопросов, демонстрация слайд – шоу, использование ТСО, объяснение, указание, показ способа действия, схемы, круги Эйлера.
3. Интеграция образовательных областей Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
4. Возрастная группа : 5 - 6 лет
5. Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об окружающем мире; продолжать формировать целостную картину мира; совершенствовать экологические представления.
6. Задачи:
6.1 Закрепить и повторить знания о сезонных изменениях в природе; о понятиях: природа, живая и неживая природа; систематизировать знания о деревьях (лиственные, хвойные, о животных (где живут, чем питаются, о птицах, насекомых, морских обитателях, о животных севера и жарких стран.
6.2 Развивать умение находить взаимосвязь живой и неживой природы; развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, речь, мелкую моторику. Развивать умение находить взаимосвязь художественной литературы и природным миром. Развивать умение применять знания по математике в самостоятельной продуктивной деятельности (деление круга и квадрата на 2 и 4 равные части).
6.3 Воспитывать интерес к миру природы; бережное отношение к природе, дружелюбное отношение к окружающим людям, к своему здоровью; самостоятельность; умение работать в коллективе.
7. Планируемые результаты:
7.1 Ребёнок закрепляет полученные ранее знания по образовательным областям
7.2 Проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
7.3 Принимает активное участие в выполнении определенных заданий.
Проявляет интерес в получении новых знаний; свободно общается со сверстниками во время совместной деятельности
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Проектор, экран, презентация, столы, стулья.
Схемы, иллюстрации, дидактические игры, ножницы, шаблоны рыб и крабов; круги и квадраты; силуэты птиц.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных моментах Чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится», закличек; понятия живой и неживой природы; экспериментирование с камнями и семенами фасоли; выращивание растений, наблюдение за их развитием; чтение сказок «Кукушка», «Дюймовочка», «Муха – цокотуха»; работа по схемам; работа с кругами Эйлера.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Приветствие. Эмоциональный настрой. 2 мин.
1.2 Мотивация деятельности детей Помощь Фасолинке и Камушку 1 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Научиться актуализировать свои знания в нужный момент
Закреплять знания детей по образовательным областям
Формировать умение работать в коллективе. 2 мин
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Обращение к опыту детей об объектах живой и неживой природы, беседа о времени года Весна, о признаках весны, чтение наизусть стихотворений, закличек, беседа о правилах безопасности. 3мин
2.2 Закрепление ранее изученного материала и получение нового Закрепление знаний о животных и растениях. 10 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей Физкультминутка «Животные Севера и жарких стран», д/и «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Четвертый лишний», Сравнение фасоли и камня с помощью кругов Эйлера.
Продуктивная деятельность: помоги рыбкам и крабикам 5 мин.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей -Ребята, кому мы помогали? Что мы узнали о Фасолинке и Камушке?
- Сюрпризный момент. 3мин.
Всего 25 мин.
Ход занятия
Части Содержание Области
1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Мотивация деятельности детей
Приветствие.
Воспитатель и дети здороваются. Рассказывают стихотворение.
Маленькое солнышко я держу в ладошках,
А большое солнце смотрит мне в окошко.
Маленькое солнышко я беру руками,
А большое солнце высоко над облаками.
Маленькое солнышко мне в ладошки светит,
А большое солнце светит всей планете!
Воспитатель: Ребята, учебный год заканчивается, давайте сегодня вспомним и повторим всё, что мы знаем о природе.
- Что такое природа? (природа – это всё что нас окружает)
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
Предлагаю разделиться на две команды. У вас на стульчиках картинки с предметами живой и неживой природы. По этому принципу и разделимся.
(Дети определяют к какой природе относится предмет и образуют две команды). За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце занятия определим, какая команда является знатоком природного мира.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
-Какой весенний месяц?
- Расскажите стихотворение, в котором рассказывается о борьбе весны с зимой. (Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»).
-Чем шумит Весна?
-Какие опасности поджидали нас ранней весной?
- Найдите в группе птицу (картинку, которая самая первая прилетает к нам весной из тёплых краёв? (грач)
-Расскажите закличку про грачей.
Грачи- киричи!
Летите, летите!
Дружную весну
Несите, несите!
- Какую ещё закличку вы знаете?
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла?
-За морем бывала,
Весну добывала!
Несу, несу
Весну – красну!
Познавательное развитие
Социально –коммуникативное развитие
Речевое развитие
2. Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришла Фасолинка и Камушек. Ребята, какое у них настроение? (грустное).
Они говорят, что заигрались, далеко ушли от дома, потеряли своих родственников, не могут их найти. Просят помочь. Поможем?
- Что знает Фасолинка и Камушек о себе? (только имя).
Тогда будем искать предметы, похожие на них. Ведь мы тоже похожи на своих родственников (внешность и характер?
Отправимся в лес.
Воспитатель: Посмотрите на экран. В какой лес мы попали? (смешанный)
В нём лиственные и хвойные деревья.
- Кто живет в лесу? (дикие животные)
Д/игра «Поможем животным найти свой дом» (1 команда)
Д/игра «Кто что ест?» (2 команда)
- Есть ли в лесу что – нибудь похожее на Фасолинку и Камушек?
Презентация. Вопросы к командам (поочередно).
Игра «Четвертый лишний» (птицы, насекомое; растения, рыба).
Вопросы:
- В какую птицу превратилась мама в одной из сказок? (в кукушку)
- Какую птичку согрела маленькая девочка и не дала ей замёрзнуть? (Дюймовочка согрела ласточку)
- Какое насекомое схватило Дюймовочку? (майский жук)
- Какое насекомое похитило муху – цокотуху?
Физминутка
Давайте отдохнем и изобразим животных.
Дети поочереди изображают животных севера и жарких стран, остальные повторяют движения. (олень, лисица, пингвин; обезьянка, бегемот, зебра, крокодил).
Воспитатель: Может быть, ваши родственники живут в море?
- Кто живет в море?
Воспитатель: У рыбок и крабиков проблема. После бури и шторма рыбки потеряли хвосты и плавники, а у крабов отломились клешни. Нужно помочь. Станем с вами волонтёрами. (Волонтеры - это люди, которые оказывают бесплатную помощь людям и другим объектам природы)
Самостоятельная продуктивная деятельность по схеме «Помоги рыбкам и крабикам»
Дети вырезают из бумаги плавники и хвост (делят квадрат на две и четыре равные части); клешни (делят круг на две равные части).
Картинка с морскими обитателями и морскими камнями на дне.
Ребята определяют, что Камушек и Фасолинка похожи на морские камни (по форме и цвету). Возможно они родственники.
Воспитатель: проведём экспертизу и окончательно докажем, являются ли Фасолинка и Камушек родственниками.
Круги Эйлера. Самостоятельная работа.
Какие нужны условия для семян, чтобы они проросли? (свет, тепло, воздух, вода)
Для камней это нужно?
Что общего у камня и семени фасоли? (цвет и форма).
Ребята, помните, мы сажали семена фасоли и камушки.
Рассматривание фасоли и камней. Дети замечают, что фасоль дала ростки, камни нет.
Вывод: Фасолинка и Камушек не являются родственниками, т. к. семя фасоли – это живая природа, а камень неживая природа.
Дети кладут Фасолинку возле коробочки с семенами фасоли, Камушек возле камней.
Речевое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Познавательное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Худ. –эстетическое развитие
Физическое развитие
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов.
Воспитатель обращает внимание на настроение Фасолинки и Камушка. Они улыбаются, радуются.
Воспитатель и дети посчитывают количество заработанных жетонов, определяют победителей. Вручается грамота.
Вопросы: -Кому помогали?
- Что узнали?
- Какие задания были для вас интересными?
- Как человек вмешивается в природу? И что нарушается?
Воспитатель благодарит ребят за помощь и угощает всех консервированной фасолью.
Социально – коммуникативное
Речевое развитие