Людмила Верченко
Конспект занятия для подготовительной группы «Путешествие в прошлое народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представления детей о жизни русского народа в старину и народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать развитию зрительных функций и мелкой моторики рук через русское прикладное искусство: делать цветы из лент.
- Создавать в воображении детей образ Родины через формирование патриотических чувств и любви к России.
Развивающие:
-обогатить словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы „Путешествие в прошлое народного творчества“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Продолжать развивать интерес детей к обычаям и традициям русского народа.
- Способствовать развитию зрительных функций и мелкой моторики рук через русское прикладное искусство: делать цветы из лент.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
- Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведений устного народного творчества, учить осмыслению пословиц, поговорок, умению различать их между собой.
Материал: реальные предметы быта народного творчества : деревянные изделия Городецкой, Хохломской росписи, дымковские игрушки, кухонная утварь из дерева. Домотканые половики, полотенца, салфетки, вышитые вручную и т. д. проектор, заготовки для цветов, панно, термопистолеты.
Ход занятия :
Педагог: - ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы с вами живём? /Россия/ - А как называется народ, который живёт в этой стране, т. е. мы с вами? /Россияне/
- А что вы знаете и можете рассказать о таланте русского народа? - В чём же он проявляется, этот талант? /ответы детей/
Презентация. Русские мастера делали и продолжают делать очень красивые изделия. Это дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия городецкой росписи. Русские женщины очень красиво вышивали и ткали. А ещё русские люди придумывали разные игры, загадки, пословицы и поговорки, сочиняли потешки, песенки и интересные сказки.
Педагог: - Как вы, думаете, ребята, что можем отнести к русскому прикладному искусству? /ответы детей/
Изготовление игрушек (матрёшек, дудочек, молоточков, деревянных изделий (ложек, солонок). Вышивание, бисероплетение, вязание, вышивание, а также и ткачество. Педагог: Правильно. Всё что можно сделать руками называется русское прикладное искусство.
Педагог: А поговорки и пословицы, потешки и песенки, загадки и скороговорки, сказки - к чему можно отнести этот вид творчества народа? /ответы детей/
Педагог: Правильно. Устное народное творчество. Объясните каждое слово. /ответы детей/
•Устное, потому что раньше ничего не записывали, т. к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. Поэтому и получилось - устное.
•Народное, потому что придумывал всё это народ.
•Творчество, потому что сочиняли, творили сами.
Педагог: Вот сегодня мы получили письмо, как говорили на Руси - грамоту. (Читают грамоту, в которой детей приглашают в гости хозяюшке).
Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам. (детей встречает хозяйка).
Педагог. Пустите хозяюшка в хату!
Хозяйка: Здравствуйте, проходите в хату, будьте как дома!
Заходите! Заходите!
У меня для каждого найдется
Местечко и словечко.
Педагог : Позволь, хозяюшка, рассмотреть вашу хату. Ребята, посмотрите, внутри украшали хату половичками, занавесками, покрывалами, вышивками.
Хозяйка: А еще полотенцами вышитыми. Как они называются? /рушник/
Педагог. Особое место в русской хате отводилось русской печи. В стужу она согревала, на ней спали, готовили.
Хозяйка
В этой комнате собраны предметы и вещи, которые делали люди
Деревянные изделия Городецкой, Хохломской росписи, дымковские игрушки, кухонная утварь из дерева. Домотканые половики, полотенца, салфетки, вышитые вручную, вязаные салфетки. Вышитые картины заводили в рамочки и развешивали на стенах. вышивали крестиком и гладью.
В основном здесь все сделано своими руками
Задание «Клубочек» Ой ребята, мой кот игрался с клубочками да и размотал их,а клубочки эти не простые, на каждом клубочке ворох пословиц, надо их смотать да пословицы собрать. Учащиеся по очереди, наматывая нитку, произносят пословицы)
1)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2)Кто не работает, тот не ест.
4)Глаза страшатся, а руки делают.
5)Закончил дело – гуляй смело.
6) яблоко от яблони недалеко падает
7)труд человека кормит, а лень портит
8)Первое слово, дороже второго и. т. д.
Задание «Отгадай загадку»
Хозяюшка : Девочки, у меня есть еще волшебный сундучок, а в нем спрятаны загадки.
Загадки
1. Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
***
2. Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
***
3. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назови-ка меня!
(Дымка)
***
4. Круглые, железные
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные
Удивительные и прекрасные!
(Жостовские подносы)
***
5. Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
(Филимоновские игрушки)
***
6. Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать!
Загляделася старушка-
а в руках - одна игрушка.
(Матрешки)
***
Педагог. В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шутками, да песнями весело и работа спорилась. Пели в старину без музыкального сопровождения.
(все заняты делами : кто вяжет, кто прядет, кто сапожничает).
Хозяйка: Девочки, а вы умеете рукодельничать? (Ответы детей)
Педагог конечно мы умеем цветы делать разные, мы сейчас вам покажем!
(Дети делают цветы из лент, колоски собирают на панно хохломским узором)
За работой и песня начинается. (Дети песню поют и гости подпевают)
Хозяйка: Песнями, да рукоделием сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством, да угощением знатным. Чем же, гости дорогие, вас угостить, попотчевать? Да вот и пирог наш поспел.
(Достает пирог и угощает гостей и девочек)
Педагог. Спасибо за угощение, а нам пора домой отправляться. (прощаются с хозяйкой)
Итог.
- вам понравилось путешествие в прошлое?
- что вам больше понравилось?
- какой вам вид искусства понравился?