Елена Юрьевна Юртаева
Конспект занятия для подготовительной группы по изучению представлений об осенних месяцах и моделях, их обозначающих
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1) познакомить детей с названиями осенних месяцев (сентябрь,
октябрь, ноябрь);
2) обогащать знания детей об особенностях этих месяцев;
3) познакомить с моделями, обозначающими эти месяцы;
4) продолжать формировать умение соотносить разные виды
моделей между собой.
5) развивать у детей умение использовать символические средства
для познания окружающего мира;
6) воспитывать умение понимать учебную задачу и действовать в
соответствии с правилами.
Средства:
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы по изучению представлений об осенних месяцах и моделях, их обозначающих» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
• иллюстрации, отображающие состояние растений в «начале» осени - в сентябре, в «середине» осени - в октябре и в «конце» осени – в ноябре;
• карточки-модели с изображением «условного» дерева в сентябре, октябре, ноябре;
• модели-«лепестки» желтого, оранжевого и коричневого цвета.
Способы:
Создание игровой ситуации «Посещение выставки пейзажей, введение роли экскурсовода», экспериментирование с моделями (соотнесение моделей с иллюстрациями, объяснение, вопросы, поощрение, физкульт минутка.
Предварительная работа:
• наблюдение за деревьями во время прогулки;
• беседы о состоянии листьев на деревьях;
• чтение стихов С. Маршака «Времена года» (осенние месяцы, рассматривание иллюстраций;
• повторение с детьми содержания моделей-карточек, обозначающих начало, середину и конец осеннего сезона.
Рефлексия:
Дети запомнили названия месяцев осени, их особенности, модели, их изображающие, дети научились соотносить разные виды моделей между собой.
Содержание непосредственной образовательной деятельности:
- Восп. : «Дети, заметили ли вы, что нового сегодня появилось у нас в группе?»
- Дети: «На стенде появились иллюстрации осенних пейзажей.»
- Восп. : «Правильно, сегодня мы с вами побываем на выставке пейзажей.
Сначала экскурсоводом буду я, а затем кто-то из вас по желанию.
Согласны?»
- Дети: «Да»
- Восп. : «Какое время года изображено на всех этих иллюстрациях?»
- Дети: «Осень»
- Восп. : «Иллюстрации обозначены номерами по порядку. Как вы думаете,
на какой иллюстрации изображена природа в начале осени?»
- Дети: «На иллюстрации №1»
Иллюстрация № 1
- Восп. : «Почему вы так думаете?»
- Дети: «На этой иллюстрации на деревьях есть еще зеленые листья, но
большая часть листьев уже пожелтела»
- Восп. : «Правильно, а на какой иллюстрации изображена природа в конце
осени?»
- Дети: «На иллюстрации № 3, так как на ней деревья почти без
листьев. Листья мокрые и темные лежат под деревьями»
Иллюстрация № 3
- Восп. : «Правильно, а на какой иллюстрации изображена середина осени?»
- Дети: «На иллюстрации №2, так как на ней деревья стоят в золотом
уборе, а также много оранжевых и красных листьев»
Иллюстрация № 2
- Восп. : «Правильно, листья темнеют от дождей и ночных заморозков. А теперь давайте повторим еще раз на каких иллюстрациях изображены начало, середина и конец осени.»
Дети повторяют.
Иллюстрация № 4
- Восп. : «На стенде справа расположены модели дерева в разные периоды
осени. Кто хочет соотнести эти модели с иллюстрациями?»
Трое детей по очереди снимают со стенда съёмные модели - «деревья» и прикрепляют рядом с соответствующей иллюстрацией начала, середины и конца осени.
- Восп. : «Время года «ОСЕНЬ» длится три месяца. Начальный, первый, месяц
осени называется «Сентябрь». Повторите со мной, пожалуйста!»
- Дети: «Сентябрь!»
- Восп. : «Почему он так называется, мы поговорим позже, на другом занятии,
а сейчас посмотрите на доску и скажите, пожалуйста, какой
карточкой-моделью с изображением дерева мы обозначаем начало
осени?»
- Дети: «На карточке-модели, обозначающей начало осени, изображено
дерево с желтыми листьями.»
- Восп. : «Правильно, поэтому начальный, первый месяц осени «Сентябрь»
мы также обозначим моделью - «деревом» с желтыми листьями. Ещё
его можно обозначить более кратко моделью - «лепестком» желтого
цвета.
А сейчас я передаю роль экскурсовода. Кто желает?»
Выходит ребенок, берет указку.
- Восп. : «Покажи нам, пожалуйста, на доске сначала иллюстрацию, а затем
карточку-модель, обозначающую середину осени.»
Ребенок показывает.
- Восп. : «Расскажи, почему листочки на дереве оранжевого цвета.»
- Ребенок: «Из-за частых дождей и ночных заморозков листья темнеют,
становятся оранжевыми и бурыми.»
- Восп. : «Спасибо, садись, пожалуйста. Средний, второй месяц осени
называется «Октябрь». Повторите, пожалуйста!»
- Дети: «Октябрь!»
- Восп. : «Обозначим месяц осени «Октябрь» моделью-«деревом» с
оранжевыми листьями или более кратко - моделью-«лепестком»
оранжевого цвета. Приглашаю к доске следующего экскурсовода!»
Выходит ребенок, берет указку.
- Восп. : «Покажи нам, пожалуйста, на доске сначала иллюстрацию, а затем
карточку-модель, обозначающую конец осени»
Ребенок показывает.
- Восп. : «Опиши нам карточку-модель и объясни, почему она такая»
- Ребенок: «В конце осени все лиственные деревья сбрасывают свой покров,
поэтому на карточке хорошо видны ствол и ветви дерева. Они
коричневого цвета и без листьев»
- Восп. : «Спасибо, хорошо, садись, пожалуйста. Последний, третий месяц
осени называется «Ноябрь», повторите, пожалуйста»
Дети хором повторяют название месяца.
- Восп. : «Обозначим месяц осени «Ноябрь» карточкой-моделью с коричневым
деревом без листьев, а также моделью-«лепестком» коричневого
цвета.
Потренируемся: я буду показывать вам модели - «лепестки», а вы
вместе со мной будете называть месяцы, которые они обозначают -
сентябрь, октябрь или ноябрь»
Дети хором повторяют за воспитателем названия месяцев.
Физкультминутка:
Дети двигаются под стихи С. Маршака об осенних месяцах года.
Игра средней подвижности «Составь пару»:
- Восп. : «Ребята, разбейтесь на группы по 3 человека. Каждый из вас
должен взять по одной карточке с моделью-«деревом» и
по одной модели-«лепесток». По моему сигналу вы
должны образовать пары, у которых модель-
«дерево» и модель-«лепесток» обозначают один и тот же осенний
месяц. Необходимо правильно назвать этот месяц»
Повторение нового материала:
- Восп. : «Итак, ребята, давайте повторим, что нового мы сегодня узнали.
Сколько месяцев длится время года «Осень»?
- Дети: «Три»
- Восп. : «Как называются месяцы?»
- Дети: «Сентябрь, октябрь, ноябрь»
- Восп. : «Какой месяц обозначается моделью-«лепестком» желтого цвета?»
- Дети: «Сентябрь»
- Восп. : «Какой месяц обозначается оранжевым моделью-«лепестком»?»
- Дети: «Октябрь»
- Восп. : «Какой месяц обозначается коричневым моделью-«лепестком»?»
- Дети: «Ноябрь»
- Восп. : «Молодцы! Я думаю, что вам было интересно на этой выставке.
Было интересно?»
- Дети: «Да-а!»
- Восп. : «Ребята, давайте назовем тех, кто активно участвовал в проведении
выставки!»
- Дети: называют….
- Восп. : «Ребята, будем ли мы с вами еще организовывать такие выставки?»
- Дети: «Да-а!»
- Восп. : «Я рада, мне тоже было интересно. На этом наше занятие
закончилось»
Используемые в занятии средства:
• игровой прием – организация выставки пейзажей, выбор экскурсовода;
• использование моделей;
• хоровые и индивидуальные ответы;
• коллективные проговаривания названий месяцев;
• поисковые вопросы;
• использование художественного слова;
• игры средней подвижности с моделями;
• организация игр по подгруппам;
• словесное поощрение активности детей;
• подведение совместно с детьми итога занятия;
• оценка самими детьми своей активности на занятии;
• обращение к материалу предыдущих занятий.