Елена Амеличкина
Конспект занятия для детей с ОНР подготовительной группы «Формирование представлений детей о гласных звуках и буквах»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений детей о гласных звуках и буквах
Данное занятие является этапом формирования предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Оно позволяет закрепить представления детей о единицах речи, позволяющих в дальнейшем сформировать способности детей к чтению и письму.
Методическая тема занятия:"Формирование представлений детей о гласных звуках и буквах"
Публикация «Конспект занятия для детей с ОНР подготовительной группы „Формирование представлений детей о гласных звуках и буквах“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Тема занятия, называемая детям: «Путешествие с гласными звуками»
Место занятия в образовательной программе логопедической работы и форма проведения: фронтальное логопедическое занятие по формированию фонетико- фонематического восприятия с элементами обучения грамоте.
Цель: обобщить знания о гласных звуках и буквах.
Задачи:
- Отработать четкое произношение ранее изученных звуков.
- Развивать фонетико – фонематическое восприятие через поиск заданного звука в словах.
- Восстанавливать в памяти навыки звуко – буквенного анализа.
- Развивать артикуляционную моторику, дыхание и голос.
- Упражнять в образовании формы притяжательных прилагательных.
- Воспитывать умение взаимодействовать и оказывать друг другу помощь в процессе совместной работы.
Оборудование: символы гласных звуков, объемные буквы, схемы (карточка разделенная на три части, кисточки, игра «Чьи уши».
Предполагаемые (планируемые результаты) коррекционно – развивающие результаты, достигнутые на логопедическом занятии: дети уточнили произношение ранее отработанных звуков, закрепили навыки поиска заданных звуков в словах, научились различать гласные звуки на слух, вспомнили процесс выполнения звуко – буквенного, слогового анализа слов, упражнялись в образовании формы притяжательных прилагательных.
Ход занятия
1. Организационный момент
Психогимнастика. Упражнение на расслабление (релаксация). «Заводные игрушки».
Дети сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернитесь, в играющего на барабане зайку превратитесь.
Дети изображают пляшущего медвежонка, веселого лисенка, куклу Машу.
Заводная кукла сломалась.
Дети застывают в определенной позе.
Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем – туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы отправимся в путешествие с гласными звуками и узнаем что – то новое о словах.
3. Закрепление произношения гласных звуков
Жили – были гласные звуки. Какие звуки мы изучали? Что узнали о гласных звуках? (Живут в красном замке, обозначаются кружками красного цвета, их можно тянуть, петь. Воздух свободно выходит изо рта не встречая преград). Это певучие и свободные звуки. Вспомним слова о гласных звуках.
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать о-о -о и закричать а-а-а
Громкий гудок паровозу подать у-у-у,
Нежно лошадкой могут заржать и-и-и,
Даже медведем могут рычать ы-ы-ы,
Эхом далеким в лесу отвечать э-э-э,
Могут лететь высоко в синеву:
А – у – и – о – э – ы.
Идут гласные звуки по дорожке. Видят – впереди река, а мост через реку сломан.
Игра «Запомни, повтори, составь».
Поизносятся ряд гласных звуков. Дети повторяют и изображают его символами: а у о и э
Дети упражняются в произнесении ряда гласных по звуковой дорожке:
Выставляются символы гласных звуков (а- большой круг, у - маленький, о - овал, и - горизонтальный прямоугольник, ы - горизонтальный овал).
Произносят звуки:
-протяжно;
-отрывисто;
-на трех уровнях громкости.
4. Выделение звука из состава слова.
Шли звуки, долго ли, коротко ли, и пришли в лесную школу. А там малыши – зверята, как раз называют слова с гласными звуками. Учительница Сова предлагает назвать, какой гласный звук звучит в начале слова.
а) От имени совы даются слова аптека, утка, ослик, индюк, ириска, аист, уж и т. д. Дети показывают соответствующую схему гласного звука.
б) Изучив все гласные,
Мы можем без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.
Бык, гласный (ы). Ставится символ звука (ы, затем заменяется на символ звука (а).
- Во что превратился бык?
Аналогично производится «превращение» следующих слов:
Кот – кит
Дым – дом
Эхо – ухо
5. Закрепление гласных букв и звуков.
а) Звуки пришли с конфетами, но они не с простые, а с сюрпризом.
Демонстрируется детям две большие конфеты, в одной находятся предметные картинки (улитка, ива, аист, индюк, обруч, эму) В другой находятся буквы (у, о, а, э, и). Одни берут картинки, выделяя голосом первый гласный звук, другие определяют на ощупь буквы, называют их, затем объединяются парами и обозначают их в схеме.
б) Физминутка «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топают.
Ручками хлопают.
Головками кивают.
Глазками моргают.
в) Учительница Сова загадывает загадки
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О)
На калитку посмотри:
В ней ты буковку найди!
Одна легла наискосок.
Между двух прямых досок (И)
Две палочки наискосок,
А между ними поясок (А)
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу букву. (У)
Смешно мальчишкам и девчонкам:
Проходят рядом толстый с тонким.
Они совсем не понимают,
Что букву (Ы) напоминают.
Пальчиковые упражнения. Отгаданные буквы дети пишут с помощью кисти смоченной в воде на ладони, щеке.
6. Упражнение в образовании множественного числа притяжательных прилагательных.
Малыши – зверята просят гласных звуков проводить их домой к мамам. Из домиков видны только уши. «Чьи это уши? – подумали звуки. – Может, собачьи или кошачьи?» А вы как думаете?
Дети образуют притяжательные прилагательные.
- Учительница Сова предлагает взять мелкие камешки и выложить «дорожки» от домиков к малышам – зверятам.
7. Итог занятия.
Вот и закончилось наше путешествие с гласными звуками. Попрощаемся с учительницей Совой и с учениками. Что вы знаете о гласных звуках? Раскройте все «секреты» гласных звуков.
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение / В. В. Волина. – М. : Просвещение, 1991.
3. Козырева Л. М. Знакомство с гласными звуками. Ярославль, 2006.
4. ПожиленкоЕ. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – М., 1999.- 216с.