МААМ-картинки

Конспект занятия для младших школьников «Права и обязанности»

Мария Печенкина
Конспект занятия для младших школьников «Права и обязанности»

Тема: «Права и обязанности ребенка»

Цели: дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;

Задачи: воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.

Форма проведения: учебно-игровой урок.

Публикация «Конспект занятия для младших школьников „Права и обязанности“» размещена в разделах

Оборудование: таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.

Ход занятия Оргмомент : Воспитатель: Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека. Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Кто может назвать его? (ответы обучающихся) Конституция Российской Федерации.

- Как вы думаете, о чем сегодня говорить на нашем занятии? (воспитанники формулируют ответы)

-Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.

- Как вы понимаете, что такое право? … (Ответы детей)

«Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»

-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? … (Конечно, ваши родители, семья.)

-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН, её главная задача защищать права человека во всём мире.

- В международном календаре отмечено несколько дат, посвященных правам человека. Я предлагаю вам назвать международные праздники

1 июня (Международный день защиты детей)

20 ноября (Всемирный день прав ребенка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка.

10 декабря (Международный день прав человека) В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность.

Основная часть. Воспитатель: И так, кто мне скажет какие у вас права. (Ответы детей) Отлично, вы уже знаете некоторые свои права. Я вам расскажу сейчас о ваших основных правах.

1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.

3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.

4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.

5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании. Вы на

6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

7. Каждый ребенок имеет право на досуг (игры и развлечения.)

8. Каждый ребенок имеет право на бесплатное лечение.

Викторина «Права» На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку. «Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? «Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции? «Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? «Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем? «Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? «Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение? «Красная шапочка»

Игра «Разрешается - запрещается».

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права : на жизнь, учебу, работу, отдых и др. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается». Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается.) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить-Это (разрешается.) Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается.) Рисовать и петь, учиться, Если заболел - лечиться. Это (разрешается.) Этот трудится ребенок, мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа (Запрещается) Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это (разрешается.)

Упражнение «Права и обязанности в сказках»

Воспитатель: Все мы в детстве любим читать и слушать сказки. Но оказывается, даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев нарушены.

Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь)

Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Какое право человека было нарушено в этой сказке? (право на отдых и досуг)

Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)

Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? (право на образование)

Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках. (Право на свободу)

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет… (Право на жилище)

Физкультминутка

- А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).

Упражнение «Мои права»

Воспитатель: Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника?

право на жизнь; (ч) право на бесплатное образование; (ш)

право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)

право на получение дополнительного образования; (ш)

право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)

определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)

права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)

право посещать школьные мероприятия; (ш) право на отдых; (ч)

достоинство личности; (ч) право на социальное обеспечение; (ч)

право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)

право на обучение по индивидуальным программам; (ш)

право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)

право на неприкосновенность жилища; (ч)

свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г

право на выбор образовательного учреждения; (ш)

право вступать в общественные организации; (ч)

право пользоваться родным языком; (г)

свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)

право на свободу слова; (ч)

право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)

право на свободный труд; (ч)

право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)

свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)

право на информацию; (ч)

право частной собственности; (ч)

право на предпринимательскую деятельность; (ч)

право на жилище; (ч)

право на доступ к культурным ценностям; (ч)

Упражнение «Может ли…»

Задание может ли …. (да или нет)

- распоряжаться самостоятельно своим имуществом, своим заработком, - стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет (да)

- в возрасте 12 лет может быть временно отстранен от занятий или переведен в другую школу за определенные нарушения (да)

- дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)

- с 14 лет обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)

- с 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)

- на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)

Воспитатель: Вот мы и поговорили о правах. Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой. И теперь мы с вами поговорим об обязанностях. Как вы думаете, что такое обязанность? (ответы детей). Обязанность - это безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям.

Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса.

-(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав".

- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину). Все правильно. Давайте с вами вместе прочитаем каковы же ваши обязанности. (По очереди зачитывают с экрана обязанности)

Воспитатель: Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

- Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

- Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей". (Ставлю карточку в обязанности).

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

- Помните золотое правило морали : " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

- Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

Соблюдать конституцию РФ и жить по законам страны.

Учиться и вовремя проходить медицинское обследование

Уважать и слушаться родителей и взрослых

Содержать в чистоте личные вещи, личное пространство, соблюдать личную гигиену

Соблюдать правила и устав школы и учреждения, в котором находитесь

Воспитатель: На данный момент вы находитесь в государственном учреждении. А именно в реабилитационном центре. И у нас тоже есть и устав и правила поведения, которые вы обязаны неукоснительно выполнять. Вот эти правила. (дети по очереди зачитывают правила)

Упражнение «Мои обязанности»

Воспитатель: Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)

Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)

Каждый человек с 14 лет обязан иметь на руках (Паспорт)

Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)

Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги….

Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)

Обязанность родителей … своих несовершеннолетних детей; (Содержать)

Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)

Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и … наследие страны;(Культурное)

Каждый гражданин обязан бережно относиться к … и её богатствам; (Природе)

Упражнение «Пословицы»

Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час

Делу время, всегда пригодится

Жить – суда боится

Правда, родине служить

Дело- мастера боится

Тот герой, не сиди на печи

Хочешь, есть калачи – кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

Воспитатель: А сейчас мы ознакомимся с уставом учреждения и запомним правила, которые вы обязаны соблюдать.

Подведение итогов. Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: получили представление о ваших правах, выяснили, что такое обязанности и запомнили какие они у вас, порассуждали и поиграли. - Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами? Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми: - умейте выслушивать собеседника, не перебивая; - умейте признавать, что были не правы; - помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним; - говорите всегда только правду; - радуйтесь успеху товарища; - дал слово - держи его, дал обещание - выполни! Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило : Худо тому, кто добра не делает никому.

Грамоте учиться – а потехе час

Делу время, всегда пригодится

Жить – суда боится

Правда, родине служить

Дело- мастера боится

Тот герой, не сиди на печи

Хочешь, есть калачи –

кто за родину горой

Прикреплённые файлы:

prava-i-objazanosti_k0rcu.pptx | 5770,88 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт «Большие права и обязанности маленьких детей»Фотоотчёт «Большие права и обязанности маленьких детей» Фотоотчёт «Большие права и обязанности маленьких детей»С 09. 03 по 18. 03 в комбинированной группе «Божьи коровки» прошла неделя правовой.

Фотоотчёт о Дне конституции в ДОУ «Наши права и обязанности»Фотоотчёт о Дне конституции в ДОУ «Наши права и обязанности» Фотоотчёт о Дне Конституции в ДОУ «Наши права и обязанности» 12 декабря наша страна отмечает День Конституции РФ. В нашем детском саду.

Конспект НОД в старшей группе «Ваши права и обязанности, дети»Конспект НОД в старшей группе «Ваши права и обязанности, дети» Конспект НОД в старшей группе на тему: «Ваши права и обязанности дети» Цель: Уточнить знания детей об их правах и обязанностях. Задачи:.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Конспект занятия «Мои права и обязанности» для детей 12–17 лет с ОВЗ Цель: дать детям понятие, что такое конвенция о правах ребенка. Задачи: 1. Познакомить с понятиями: конвенция, права и обязанности. 2. Закрепить.

Лэпбук «Мои права и обязанности»Лэпбук «Мои права и обязанности» Лэпбук дает возможность воспитанникам познакомиться с новыми для них темами. В игровой форме, с помощью ярких картинок воспитанники играют.

Правовая игра для обучающихся с ОВЗ 5–9 классов «Права и обязанности детей» Форма проведения: конкурсная программа Цель: 1. Формирование правовой культуры обучающихся с ОВЗ (нарушениями интеллекта). Ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для младших школьников «Права и обязанности»
Опубликовано: 5 июня 2024 в 06:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для младших школьников «Права и обязанности»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Печенкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД