Ольга Скибинская
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое. Образ жизни человечества в древности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Путешествие в прошлое».
Цель: Расширение представлений детей об истории цивилизации, об образе жизни человечества в древности.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое, Образ жизни человечества в древности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
-познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; с важными достижениями первобытного человека : умением добывать огонь, изготовлением орудий труда и охоты, наскальной живописью;
-развивать любознательность, побуждать отвечать на вопросы познавательного характера;
-уточнять и активизировать словарь по теме занятия;
-развивать творческую и мыслительную деятельность, воображение и фантазию;
-создавать условия для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук;
-способствовать развитию двигательной активности, профилактике плоскостопия;
-воспитывать интерес к истории развития человека, уважение к предкам;
-воспитывать умение работать в команде, дружеские отношения.
Словарная работа: первобытный человек, предок, мамонт, бивни, саблезубый тигр, копье, наконечник, наскальная роспись.
Интеграция образовательных областей :
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: иллюстрации с изображением первобытных людей и животных, иллюстрации с изображением быта первобытных людей, наскальных росписи, макет костра, шестигранные карандаши, пальчиковый бассейн с гречкой, грецкие орехи, массажные дощечки, степы, веревка, обруч, круглые деревянные палочки, фольга, тарелочки с гречневой крупой, рисом, горохом, доски для лепки, бумажные салфетки, шаблоны для выкладывания силуэтов, магнитофон, аудиозаписи звуков природы.
***
Воспитатель. Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения, а еще я расскажу вам интересную историю.
В далеком-далеком прошлом, когда не было ничего из того к чему мы привыкли, на нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы появился. (показ иллюстрации) первобытный человек.
Как вы думаете, откуда он взялся? (ответы детей)
Воспитатель. Существуют различные теории о происхождении человека, но, тем не менее, он появился, наш далекий предок. Какими физическими качествами, по вашему, обладал древний человек?
Дети. Он был сильным, смелым, ловким и т. д.
Воспитатель. Совершенно верно. У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать. Но он был быстр, ловок и сообразителен. И все эти качества помогали ему выживать и развиваться.
А хотите, мы с вами ненадолго превратимся в первобытных людей?
Дети. Да!
Воспитатель. Тогда отправляемся на необитаемый остров!
Физкультминутка "Острова"
Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.
Раз-два - острова!
(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)
Три-четыре - мы приплыли!
(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)
Пять-шесть - сходим.
(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)
Семь-восемь - сколько сосен!
(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове "сосен" вытянуть левую)
Девять-десять - мы в пути.
(Два хлопка, средним и указательным пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая "шаги")
Досчитал до десяти!
(Три хлопка, руки сжаты в кулаки и резко распрямить, пальцы напряжены).
Воспитатель. Вот мы уже на необитаемом острове. Как красиво вокруг! Сколько птиц и животных! Вот бежит дикобраз (Пальцы рук сцепить "в замок", затем пальцы выпрямить и пошевелить ими, на дереве сидит дикий кот (пальцы рук напрягать и расслаблять, идет мамонт (средний палец вперед, остальные четыре - "шагают"). А какие красивые цветы растут на поляне!
Пальчиковая игра "Цветы"
Наши алые цветки раскрывают лепестки.
(собранные пальцы рук ("бутон") постепенно расходятся)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(качают кистью)
Наши алые цветки закрывают лепестки.
(соединяют пальцы в "бутон")
Головой кивают,
(сгибают и выпрямляют кисти)
Тихо засыпают.
(опускают кисти вниз).
Но вот подул холодный ветер, деревья закачались (качают поднятыми вверх руками, листочки затрепетали (шевелят пальчиками). Стало холодно. Что надо сделать, чтобы согреться? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, чтобы согреться надо развести костер. Смотрите, вот уже и хворост приготовлен. (Все рассаживаются вокруг "костра"). Спичек и зажигалок в те времена не было. Как же древние люди добывали огонь? (Ответы детей)
Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от удара молнии загорится дерево, тогда они брали ветку и поджигали ее о горящее дерево, а чтобы огонь не погас, день и ночь по очереди дежурили у костра, подкладывая дрова. Но есть еще один способ добычи огня. Трением. Нужно взять немного мха или сухой травы, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями, пока не появиться огонь. Попробуем? Возьмем палочки и покатаем их между ладонями. (Самомассаж ладоней шестигранными карандашами). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на "костер", появляется "огонь").
Воспитатель. А что еще, кроме огня нужно было человеку, чтобы выжить? (Ответы детей).
Воспитатель. Конечно, ему требовались вода и еда. А питались первобытные люди рыбой, мясом крупной и мелкой дичи, на которую они охотились, зернами, ягодами, кореньями растений, которые выкапывали из-под земли.
Давайте и мы попробуем добыть себе пищу.
Игра с применением пальчикового бассейна "Найди орехи"
Дети подходят к пальчиковым бассейнам с гречкой и ищут орехи - самомассаж пальцев и ладоней.
А теперь отряхнем орехи от "земли" (катают их между ладонями - самомассаж) :
Я качу-качу орех,
Будет он круглее всех!
Соберем орехи в корзину, а когда проголодаемся - запечем их на костре.
Воспитатель. В те далекие времена на земле водились мамонты (показ иллюстрации). На каких зверей они похожи? (На слона). А чем мамонт отличается от слона? (У мамонта шерсть и огромные бивни). А еще водились саблезубые тигры с огромными и острыми как сабля клыками и огромные пещерные медведи. (показ иллюстраций).
Ребята, а как вы думаете, что нужно было человеку, чтобы защититься от диких зверей?
Дети. Оружие.
Воспитатель. Из чего его можно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель. Конечно, оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Давайте и мы изготовим копье первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы сделаем из фольги. Но, сначала нам нужно где-то раздобыть деревянные заготовки для копий. Согласны? (Да) Ну тогда вперед! (Дети подходят к полосе препятствий).
Воспитатель. О, да в лес еще не так-то просто пробраться. Попробуем? (Да). А чтобы не испортить нашу обувь, давайте разуемся.
Полоса препятствий с элементами стопотерапии.
Воспитатель. Будьте осторожны, путь не легок. Сначала проберемся через болото по кочкам (массажные дощечки и степы, пройдем по узкой тропинке в лесу (веревочка, проберемся через пещеру (обруч) и перейдем реку по навесному мосту (круглые палочки).
Ребята, оглянитесь назад, вот из палочек этого мостика мы и сделаем с вами копья. (Каждый ребенок берет по палочке). А чтобы узнать, хорошие ли получаться копья, надо проверить их на прочность. Вставайте на поляну вокруг костра (Дети располагаются на ковре). Повторяйте за мной.
Физкультминутка - стопотерапия "Какое оно?"
Воспитатель читает стихотворение, выполняет действие с палочкой, дети повторяют.
Воспитатель. Чтобы узнать, какое оно, мы наступим на него.
(Кладут на пол перед собой палочку и наступают двумя ногами на первый край, при этом пальцы ног и пятки должны касаться пола - ступни ноги принимают форму дуги).
По нему пройдемся влево,
А потом вернемся вправо.
(Ходьба приставным шагом влево, вправо).
Мы шагаем елочкой
Пальцы - как иголочки.
(Ходьба елочкой, наступая пятками на палочку, пальцами - на пол).
На прочность палочки проверили, обуваемся - теперь можно делать копья. Садитесь вокруг костра, но не мешайте друг другу.
(Дети рассаживаются на ковре, не мешая друг другу. Воспитатель раздает кусочки фольги, садится перед детьми).
Игра "Изготовление копья первобытного человека"
( Показ с объяснением: на палочку прижимаем один край фольги, другой край сминаем, делая острым кончик).
Пока дети выполняют работу, воспитатель продолжает свой рассказ, при необходимости помогает детям.
Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева - само копье и ручку топора. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений - лиан.
Оружие готово и теперь нам не страшны никакие хищники!
Ну вот, у нас горит огонь, орехи готовы к обжариванию, оружие охраняет нас от непрошенных гостей. Чем же теперь заняться? Когда древние люди были сыты и в безопасности, они любили рисовать. Да, да, рисовать. Но не на бумаге, конечно, а на песке, камнях, на стенах пещеры. Их рисунки сохранились до наших дней. (Показ иллюстраций).
Воспитатель. Давайте и мы, как древние первобытные люди, попробуем сделать похожие рисунки (наскальные росписи). Только мы будем не рисовать, а выкладывать по контуру зернами на пластилине.
Садитесь за столы.
Воспитатель. Что у вас на тарелочках? Зерна каких круп?
Дети. Ответы (рис, гречка, горох).
Воспитатель. Правильно, приступайте к работе!
Игра "Наскальные росписи"
(Дети под музыку выкладывают рисунки животных).
Молодцы, вот сколько наскальных рисунков у нас получилось. (Рассматривание работ)
Воспитатель. Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Давайте повернемся вокруг себя и снова станем мальчиками и девочками, живущими в нашем мире.
- Вам понравилось?
- Как назывались люди, в которых мы превращались?
- Что они ели?
- От кого защищались?
- Как добывали огонь?
- Понравилось ли вам быть первобытными людьми?
Я приготовила для вас интересную книгу о жизни первобытных людей и предлагаю пойти и посмотреть ее.