Любовь Потехина
Конспект занятия в форме посиделок для детей школьного возраста «Матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей школьного возраста "Матрешки" (народные посиделки)
Цель: Приобщение подрастающего поколения к русским народным традициям через создание изделий, поделок с использованием мотивов пазличной росписи.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения матрёшечного промысла, c росписями «хохлома», «гжель», «Урало – Сибирская роспись».
2. Формировать умения и навыки в процессе освоения техники выполнения пластилинографии, аппликации, декупажа матрешек, используя основные мотивы выполнения различных росписей.
Публикация «Конспект занятия в форме посиделок для детей школьного возраста „Матрешки“» размещена в разделах
3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам. Воспитывать эстетический вкус, желание сделать свой дом неповторимым в процессе украшения различных предметов домашнего обихода.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Материалы и инструменты:
• бумажные салфетки;
• кусочки ткани;
• пластилин;
• ножницы;
• кисти;
• клей ПВА;
• акриловые краски на водной основе;
• акриловый лак;
• валики;
• линейка, угольник, сантиметровая лента;
• наждачная бумага;
• ватные палочки, зубочистки.
2. Образцы изделий из различных материалов, расписанных в технике «гжель», «хохлома», «Урало-Сибирская роспись».
Метод проведения:
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный.
Ход занятия:
I Организационный момент:
• ознакомление с целями занятия;
• инструктаж по технике безопасности.
II Актуализация прежних знаний, умений, навыков:
• Какие русские народные промыслы вы знаете? (изготовление матрешек, самоваров, плетение из бересты, вышивка, вязание.)
• Что такое роспись? Какие росписи знаете?
• Как вы считаете, нужно ли нам изучать и знать историю своей Родины? Как жили и что делали люди раньше?
• Как вы считаете, вам пригодятся умения выполнять какие-то техники декоративно-прикладного творчества? (вышивка, вязание, плетение, выжигание)
• Что такое аппликация? виды аппликаций? (ответ девочек);
• Как переводится с французского слово декупаж? (ответ девочек);
• Что такое пластилинография? (ответ девочек);
• Прочитайте и объясните смысл пословиц о труде, применимы ли они для сегодняшнего занятия? (ответ девочек).
III Изложение нового материала:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Изучая декоративно- прикладное творчество на занятиях по ручному труду мы прикасаемся к истокам нашей истории и получаем знания, завещанные нам предками. Естественная потребность человека в умении создавать удивительный интерьер своего дома сочетается с желанием воспеть многообразие народных промыслов.
А пришла я к вам в гости не одна. Я принесла очень интересную игрушку, чтобы узнать что же это за игрушка отгадайте мою загадку.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Эта Русская…МАТРЁШКА.
1. Изложение новой темы
Правильно ребятки,я вижу вы хорошо знакомы с этой точёной игрушкой.
Расскажите? Как выглядит матрёшка?
Во что она одета? (сарафан, платок на голове, есть фартучек, и цветочек в руке).
Из чего сделана матрёшка?
Правильно она выточена из дерева.
А что за секреты у неё внутри?
Эта фигурка разнимается и вдруг возникает другая меньшая размером такая же красивая. И эта в свою очередь разнимается, предстаёт ещё одна фигурка, потом ещё и ещё. Посмотрите на эти матрёшки на столе. Матрёшка невольно вызывает улыбку у всех.
Как вы думаете сколько вкладышей может быть в матрёшке? Самое большое количество 50 вкладышей.
Как выдумаете ребята сколько лет матрёшке?
Матрёшка молода её всего сто с небольшим лет.
Знаете ли вы откуда появилась матрёшка?
2. Беседа об истоках развития промысла.
Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.
И назвал матрёшкой.
Как вы думаете, почему так названа матрёшка?
Имя Матрёна, Мотя, Матюша, тогда было широко распространено отсюда и название.
Почему так одета? Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки.
Ребята а какое чувство вызывает у вас матрёшка?
Каждая матрёшка хороша по своему, но у них много общего, все эти игрушки всегда символизируют любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
В каждой стране есть свои сувениры. В нашей стране тоже есть сувенир.
Как вы думаете какой? (матрёшка).
Граждане, приехавшие из другой страны, обязательно увозят с собой сувенир - русскую народную матрёшку. Так как матрёшка это символ России.
3. Особенности росписи разных матрёшечных промыслов.
Матрёшечный промысел очень быстро развивался.
Роспись матрёшек стала красочной и разнообразной. Изображали девушек обязательно в сарафане.
В разных местностях расписывали матрёшек по-своему.
Наиболее известные матрёшки, расписанные народными росписями: Золотая Хохлома, Гжель, Уральская. Этих матрёшек вы можете встретить в повседневной жизни. В магазине можно приобрести любую из этих матрёшек.
IV Практическая работа.
Зал оформлен в русском стиле, звучит русская народная мелодия, под которую появляются три девицы-красавицы.
1- я девица: Как-то ясным зимним днем
Собралися мы втроем,
Рукодельницы-девицы
Все искусны мастерицы.
2-я девица: Собрались не похвалиться,
А наукой поделиться:
Как играть и как дружить,
Как в краю родимом жить.
3-я девица: Как ремеслам нам учиться,
Песен, сказок не забыть
С удовольствием трудиться,
Людям радость приносить.
Руководитель: Как та встреча проходила,
Что на этой встрече было,
Без утайки все расскажем,
Как трудиться – все покажем.
Прежде чем приступить к работе мы немного разомнёмся. Встанем около стульев руки на поясе и повторяем движения за мной.
Физминутка
Мы, матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки. (Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)
Мы, матрёшки, вот такие крошки. (руки на поясе,в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас розовые щёчки. (растирание руками щёк)
Мы, матрёшки, вот такие крошки. (руки на поясе, в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки. (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
Рукодельницы кланяются, двое уходят.
1-я девица: Я к себе сейчас скликаю,
И с поклоном приглашаю
Самых маленьких ребят,
Тех, кто любит рисовать.
Но не красками, не мелом,
Не цветным карандашом
А обычным пластилином.
Кто с этой техникой знаком?
Руководитель: Ребята, вначале рассмотрим Уральскую роспись (дети смотрят на экран). Она имеет разноцветную гамму. А что это значит? В ней большое количество цветов и разных оттенков.
1-я девица: Я вижу, вы хорошо знакомы с этой росписью. А давайте мы с вами сегодня нарядим вот эту матрешку в такой красивый и яркий наряд, используя технику под названием пластилинография.
Потому-то день-деньской
Лепим в нашей мастерской:
Кто оттенки подбирает,
Кто-то шарики катает.
Руководитель: Прежде чем приступить к работе, ребята, давайте вспомним правила работы с пластилином:
- Бери то количество пластилина, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
- Излишки пластилина убирай стекой и салфеткой.
- Руки после работы хорошо вымыть с мылом.
Дети приступают к работе.
В это время выходит 2-я девица-красавица, кланяется.
2- я девица: Кто с иголкой, ниткой дружен,
Тот-то мне сейчас и нужен
Приглашаю тех девчат,
Кто учиться шить хотят.
У умелой мастерицы
Все в хозяйстве пригодится:
Каждый малый лоскуток
Свой отыщет уголок.
И сегодня всем на диво,
Дружно, быстро и красиво
Будем хохломской творить наряд
Поработать каждый рад?
Руководитель: Давайте рассмотрим распись под названием «хохлома» (дети смотрят на экран) Скажите ребята какова гамма росписи, какие три цвета есть в росписи этой росписии? (красный, жёлтый, чёрный).
2-я девица: Так давайте выполним аппликацию из ткани, чтобы украсить эту матрешку под «Золотую Хохлому».
Искусница раздает детям заготовки ткани с нанесенной на нее выкройкой и ножницы. Дети вырезают и приклеивают вырезанные детали к матрешке.
Появляется третья участница. Она выносит еще одну матрешку. Показывает всем
3 девица: Эта белая матрешка
Взор к себе не привлекает…
Тех хочу к себе позвать,
Кто будет декорировать.
Вот вам кисти, вот вам краски,
Вот салфетки вам и клей.
Вы волшебники из сказки,
Украшайте их скорей.
Руководитель: А для того, чтобы выполнить ей наряд, давайте поглядим на еще одну роспись под названием «гжель». Какие основные цвета присутствуют?
Девочки выполняют декорирование матрешки в технике «декупаж», соблюдая правила работы с клеем:
- пользуемся кистью.
- бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
- излишки клея убирай салфеткой.
- кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом.
Итог занятия
Пока ваши матрешки сохнут у нас есть время поговорить о том. что мы узнали сегодня.
Сегодня мы научились выполнять роспись пластилином, тканью и бумажными салфетками.
А сейчас ответьте мне на вопросы:
- В какой технике мы выполняли роспись «Урало-сибирскую»? (пластилинография)
- Кто скажет, как называется техника выполнения росписи «хохлома»? (аппликация)
- Что такое «декупаж»? Для какой росписи мы его применяли? (салфеточная техника, «гжель»)
А так же мы познакомились с историей возникновения русской матрёшки.
— Почему матрёшку так назвали? (Имя Матрёна)
— Почему её изображали в сарафане, в платочке, с цветами в руках? (она символизировала русскую девушку)
— Как появилась матрёшка? (Её выполнили похожей на китайскую игрушку Фукуруму)
Молодцы! Всем огромное спасибо!
Все девицы – красавицы выходят, расставляют выполненные матрешки.
Все девицы-красавицы: К завиточку – завиток,
То бутончик, то цветок,
На глазах честного люда
Сотворили дети чудо!
Выходят все участники праздника, берутся за руки. Искусницы ведут детей змейкой по залу, по кругу. Затем участники играют в «ручеек», вовлекая зрителей. В заключении строятся в полукруг.
Руководитель: Кто играл, кто рисовал.
Кто поделки создавал.
Среди многих разных дел,
Каждый выбрал, что хотел.
Так и в жизни действуй смело,
Выбирай по сердцу дело,
Достигай больших высот,
И успех к тебе придет.
Самоанализ К большому сожалению, подрастающее поколение в нашей стране и в нашем городе воспитывается на западной культуре (одежда, музыка, фильмы, журналы) и мало что знает о нашей культуре, исконно русских традициях. Дети мало знакомы с видами декоративно-прикладного искусства. Проблема приобщения к народному творчеству актуальна в настоящее время. Не только дети, но и не все взрослые не знают традиции своего народа и не стремятся изменить ситуацию к лучшему. Можно ли изменить такую тенденцию? И что я могу для этого сделать?