Евгения Яковенко
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «Пушистый переулок»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Занятие «Пушистый переулок»
Яковенко Евгения Павловна,
педагог дополнительного образования
Аннотация.
В данной методической разработке предлагается конспект занятия для обучающихся младшего школьного возраста с участием живых объектов- животных.
Автор обращает внимание на то, что важно не только знать различия конкретных животных- важно уметь определять основные признаки животного, видеть их различия во внешности, различия по среде обитания, особенностям питания, повадкам.
Публикация «Конспект занятия для детей младшего школьного возраста „Пушистый переулок“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Такое занятие будет интересно педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы.
Возраст от 7-8 лет, количество от 4-16 детей. Продолжительность 35-40 минут.
Сопутствующая цель данного занятия в том, чтобы научить обучающихся применять модель при определении принадлежности животного к диким или домашним, который они смогут применять в дальнейшем в повседневной и учебной жизни.
В содержании подробно описаны основные условия проведения занятий. Методическая разработка «Занятие «Пушистый переулок» сопровождается несколькими приложениями, в которых предлагаются справочная информация для педагога, задания для детей.
Учебное занятие «Пушистый переулок»
ПДО МБУ ДО СЮН Яковенко Е. П.
К младшему школьному возрасту обучающиеся уже достаточно хорошо усвоили, что животные различаются по многим признакам- по месту обитания, по типу питания и т. п. На сегодняшний день не столько важно научить детей определять принадлежность конкретного животного, сколько дать ему те критерии, по которым он сможет определить любое животное в своей повседневной и образовательной деятельности.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, информационными (наглядно-образными, логико-символическими).
В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов.
В образовательной деятельности применение моделей позволяет быстрее и качественнее усвоить информацию, получаемую от педагога.
Цель занятия : обобщение знаний обучающихся о различиях и сходствах диких и домашних животных.
Задачи:
1) Расширять знания детей о домашних и диких животных на примере животных СЮН.
2) Учить формулировать и структурировать полученные знания на основе модели.
3) Учить публично представлять результат своей работы.
Возраст учащихся : 1 класс (7-8 лет).
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Педагог приветствует детей, представляется, рассказывает о месте своей работы.
2. Теоретическая часть.
Педагог предлагает детям попробовать использование модели для описания животных. Педагог подробно описывает каждый сектор, объясняя, что требуется сказать в этой части описания. Обращает внимание, что модель- лишь вспомогательное пособие, общий рассказ нужно стараться строить логично, последовательно, не разделяя явно на подпункты. В модель предлагается включить следующие факторы.
Среда и место обитания- сами ли животные создают себе жилище либо человек обеспечивает условиями содержания;
Отношение к человеку- для хищников человек всегда остается врагом, который охотится, уничтожает места обитания, животные даже могут менять место своего обитания из-за беспокойства от близкого нахождения человека или его жилья. Для домашних животных- человек, несомненно, друг.
Питание- дикие животные питаются тем, что доступно. Домашние же животные не заботятся о добыче питания- все, что им нужно, предоставляет хозяин, то есть человек.
Способность к обучению- диких животных дрессировать трудно, зачастую невозможно, если же результат и достигается, то с большими усилиями, в течение длительного времени. Домашние питомцы поддаются обучению и дрессировке, приручению.
Физминутка «Где мой дом?»
3. Практическая часть.
Педагог знакомит учащихся с основными правилами поведения с животными, затем делит группу детей на подгруппы по 4 человека. Каждая подгруппа получает карточку-модель (Приложение 1) и задание- описать предложенное животное.
Группам дается время 3-5- минут для составления рассказа о животном. Педагог может помогать детям, подсказывать, задавать наводящие вопросы.
4. Заключительная часть.
Каждая микрогруппа представляет свой рассказ с опорой на модель. После выступления педагог предлагает остальным высказаться, что они бы добавили к рассказу, что им показалось недостаточно подробным, что было правильно. В обсуждении педагог выступает в роли спикера- он контролирует, чтобы обучающиеся не увлекались критикой, высказывались только по теме, поощряет и выделяет сильные моменты в выступлении группы.
Подводя итог занятия, педагог говорит о том, что животный мир очень разнообразен, невозможно знать всё и про всех, но, используя «помощников» - таких, например, как сегодняшняя «модель» - можно легко сориентироваться и сформулировать свои знания. На память о занятии все участники получают маленькие карточки с изображением модели и задание – составить описательный рассказ о любом животном и выступить перед родителями или друзьями.
Приложение 1.
Приложение 2.
Информация для педагога
Среда обитания. Среда заставляет диких животных самостоятельно заботиться о своем жилище, будь то нора, гнездо, берлога или другое убежище. Домашние животные избавлены от такой необходимости. Для некоторых из них сооружаются специальные помещения: конюшни, собачьи будки, загоны. Другие живут в одном доме с хозяевами, помещенные в свои отдельные «домики» – клетки, аквариумы и прочие. Есть и счастливцы, которым позволяется свободно передвигаться по квартире наравне с домочадцами – это кошки, некоторые собаки, обезьяны.
Отношение к человеку. Для диких представителей человек олицетворяет опасность. Он враг, при встрече с которым животное или пугается, не подпускает к себе, отказывается от корма из рук, или проявляет все признаки агрессии, нападает. Домашние животные при виде хозяев, как правило, не испытывают беспокойства. Для них ощущать близость человека – обычное явление. Зачастую питомцы сильно привязываются к тем, кто о них постоянно заботится.
Питание. Многие домашние животные приспособлены принимать пищу со стола, это не вредит их организму. Дикие животные в своем большинстве ориентированы на природный рацион. Употребление ими пищи, даже максимально приближенной к естественной, может привести к опасным заболеваниям и гибели. Поэтому при содержании таких животных дома используется живой корм.
Самозащита. В дикой природе, где имеет место естественный отбор, животные умеют лучше приспосабливаться к трудным условиям среды. Домашние животные, зависящие от человека, зачастую оказываются полностью беспомощными на воле. Условия жизни подвергают их искусственному отбору, отвечающему людским потребностям.
Способность к обучению. Между домашними животными и человеком устанавливается определенное взаимопонимание. Таких животных легче обучать каким-то действиям, дрессировать, использовать при тех или иных работах. Существуют и дикие более податливые представители, но это является больше исключением.