Хорошилова Дарья Андреевна
Конспект занятия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста «Прогулка в зимний лес»
Цель: Развивать речь, творческие способности детей дошкольного возраста.
Программное содержание:
Образовательные: Расширять представления детей о зиме, как времени года. Конкретизировать представления о зимних признаках в природе. Способствовать развитию речевой активности, обогащать словарный запас словами.
Развивающие: Развивать слуховое внимание и восприятие, межполушарные связи, пальцевой праксис, артикуляционную моторику, развивать воображение и творческие способности детей.
Воспитательные: воспитание гуманного отношения к природе, сопереживанию, сочувствию; формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: запись спокойной музыки, звуки музыки, звуки вьюги, скрип снега, фланелеграф, ели, снежинки, два снеговика. На интерактивной доске картинки: снеговик, морозное окно, зимний лес.
Раздаточный материал: мешочки с крахмалом, массажные мячики, нитки и листы фетра А4 по количеству детей, снежинки.
Ход НОД:
Логопед:
Ас-ас-ас- я приветствую всех вас!
Но-но-но-светит солнышко в окно.
Ша-ша-ша –наша Настя хороша.
За-за за-наша Уля ягоза!
Ец-ец-ец- наш Никита молодец!
Лава-лава –лава- у нас два Ярослава!
Як-як-як- наш Артёмушка-добряк!
Цы-цы-цы-Тимоша, Артур, Ваня, Андрей. (и др.)-сорванцы!
Ду-Ду-Ду- мы группа лучшая в саду!
Дети садятся на стулья
Ребята, к нам на занятие пожаловал один гость. Отгадаете загадку и поймёте кто он.
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём.
Нос приделали, и вмиг
Получился….(Снеговик)
Логопед обращает внимание детей на интерактивную доску, где изображён снеговик.
- Если к нам пришёл в гости Снеговичок, то о чём у нас с вами будет занятие? На какую тему как вы думаете? Почему его называют Снеговик (ответы детей)
Снеговик услышал наш разговор и захотел с вами поздороваться. Ребята, обратите внимание какое у нашего гостя настроение? (радостное, весёлое) А у вас какое? Если хорошее- похлопайте в ладоши, а если плохое постучите кулачками по коленкам. (дети хлопают или стучат). Снеговичок предлагает отправиться с ним на прогулку в «Волшебный зимний лес». Ребята, вы согласны?
1. Мнемотехника «Что мы знаем о зиме»
Логопед: А чтобы мы смогли отправиться в волшебную сказку, вот вам задание от Снеговичка. Сначала нужно вспомнить приметы и признаки зимы, а помогут вам в этом картинки. И так, что вы знаете о зиме? Зимние месяцы (дети по очереди называют признаки зимы опираясь на картинки, изображённые на доске- мнемотехника).
Молодцы, вы справились с заданием и теперь мы можем отправляться в путешествие в зимний лес. Вставайте в круг, беритесь за руки и закрывайте глаза. (Звучит лёгкая музыка, шум метели, скрип снега)
На интерактивной доске картинка Зимний лес.
2. Релаксация, расслабление под музыку.
Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Звучит мелодия леса.
Логопед: Итак, мы оказались с вами в зимнем лесу. Открывайте глаза и скажите, пожалуйста, вы сумели увидеть зимнюю сказку? Какую зиму вы представили? (холодную, морозную, снежную, суровую, студеную);
Игра со снежным клубочком: вопрос- ответ. (дети передают по кругу снежный клубок)
- про что можно сказать морозный (день, вечер, ночь, узор);
- снежная (погода, зима, горка, буря);
- холодное (утро, мороженое);
- ледяные (горки, реки, сосульки, фигурки).
Дети сели на стульчики.
3. Упражнение «хрустящий снег» с использованием снежных мешочков (наполненных крахмалом).
Логопед: А когда выпадет снег и ударит сильный мороз, как можно услышать кого-то в лесу?
Дети: по скрипу снега.
Давайте возьмем в руки наши снежные мешочки. И так, по лесу в поисках своей добычи бежит рысцой рыжая голодная лисичка (дети сжимают мешочки имитируя бег лисы). А длинноухий зайчик услышал ее издалека и поскакал по полю. А вот крадется серый волк…А вот идет по лесу бурый медведь (на каждого животного дети сжимают мешочки, издавая различный по окраске хруст снега). Ой ребята, а разве медведь ходит зимой по лесу? (нет). А почему? (ответы детей).
Как много вы знаете о зиме, прям холодно стало от таких зимних слов!
4. Кинезиологическое упражнение «Вьюга» (Звучит звуки вьюги).
Вы догадались что это за звук такой страшный был? (ответы детей)
Замерзли? Давайте немного подвигаемся и согреемся? (дети встают в круг)
Кто там ходит, кто там бродит? ходят пальчиками сначала по правой,
Кто же воет и рычит? Затем по левой руке
Кто же с окон глаз не сводит? сворачивают колечки вокруг глаз
Бьет по ставням, в дверь стучит! Бьют кулачками друг о друга
Даже страшно стало в доме, дрожат
Что творится- не понять!
Очень этот звук знакомый, приставили ладошки к ушам
Прекращай же баловать! Грозят пальчиком правой, затем левой руки
Это вьюга, это ж вьюга! рисуют зеркальные спирали одновременно
Я увидел ее в щель, двумя руками сначала из центра к краю, затем обратно
Погуляла по округе- одновременно шагают пальцами по противоположным рукам
И ей хочется в постель! Складывают ладони под щеку
5. Отгадывание загадки, дыхательная гимнастика:
Логопед: Ну что, согрелись? Отлично! А теперь загадка от снеговичка.
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали. (Снежинки)
Конечно же, правильно! Самые настоящие снежинки!
Протяните мне свои ладошки, я положу на них по одной снежинке, а вы на них подуете. (дыхательная гимнастика)
Логопед: Ребята, посмотрите какие ёлочки здесь растут.
(Логопед обращает внимание детей на фланелеграф, на котором расположены ёлочки из фетра)
Как вы думаете, в каких случаях деревья зимой не мерзнут? (ответы детей)
Правильно, когда они укрыты снегом.
6. Игра «Подбери словечко» (подбор однокоренных слов (рифмовки).
Логопед (возле елочек корзинка со снежинками, досказав словечко по смыслу, ребенок берет снежинку и укрывает ей елочку): Давайте мы с вами поможем елочке не замерзнуть и укроем ее снегом. Я буду вам читать стихотворение, а вы добавлять слова по смыслу. С каждым словом надо укрыть елочку снежинкой.
Тихо, тихо, как во сне падает на землю…. (снег)
С неба все скользят пушинки-серебристые… (снежинки)
На посёлки, на лужок выпал беленький… (снежок)
Вот веселье для ребят, все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …. (снежки)
7. Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Логопед: Ребята, взгляните, к нам в гости заглянули братья нашего Снеговичка. Как вы думаете, почему мы встречаемся со снеговиками только зимой? (ответы детей). Наверное, другие ребята тоже приходили в зимнюю сказку и слепили этих снеговиков? А из чего их слепили? (ответы детей)
Посмотрите на них внимательно и скажите- одинаковые оно или разные? Чем они отличаются (дети ищут отличия). А чем похожи? (дети ищут сходства).
8. Самомассаж массажными мячами «Снеговик».
Логопед: Ребята, а вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в снежки и «полепить снеговика»
На экране упражнение с массажными мячиками «Я леплю снеговика»
9. Ниткография «Снеговичок»
Логопед: Ребята, наша прогулка в зимний лес подходит к концу и я предлагаю вам пройти к столам и «нарисовать» Снеговичка. Только для этого будем использовать не карандаши, краски и бумагу, а ниточки и листы фетра.
Отличные у вас получились снеговики! Пора нам возвращаться в детский сад. Скажем «До свидания» Снеговику (дети прощаются). Снова встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глазки и еще раз послушаем волшебную мелодию леса. Открываем глаза.
Подведение итогов: Вот мы и вернулись из удивительного путешествия по зимнему лесу. Ребята, о каком времени года мы говорили? Кого вы там видели? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?