Светлана Бондаренко
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Речь письменная и устная»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект для детей подготовительной группы
Тема «Речь письменная и устная».
Цель: Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная».
Задачи:
-Познакомить с «предложением», его графическим изображением - схемой;
-Развивать умение определять первый звук в слове и последний;
-Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком;
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Речь письменная и устная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами-развивать сообразительность, активность и самостоятельность мышления.
Материалы и оборудование: Сюжетные картинки (время года лето). Схемы предложений. Картинки для составления схем предложений. Индивидуальный набор схемы предложения из 2,3,4 слов. Картинки для названия первого и последнего звука в слове.
Ход занятия:
1. Педагог: Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения.
Педагог:
Начинается урок.
Раз - два, выше голова.
Три - четыре, плечи шире.
Пять - шесть, тихо сесть
2. Педагог: Рассмотрите иллюстрации и расскажите, как вы провели лето? Где побывали? Что узнали интересного? (ответы детей)
Педагог: Скажите, что мы сейчас с вами делали? (разговаривали, слушали друг друга, общались, беседовали.)
Педагог: Всё, что мы произносим, слушаем - это речь. Такая речь называется устной. Мы произносим слова с помощью органов речи. Когда человек говорит, то хорошо видна работа губ, языка, зубов.
Когда мы пользуемся устной речью? (когда рассказываем, слушаем друг друга.)
Педагог: Где и когда приходилось вам слышать устную речь? (по радио, телевизору, телефону, в кино, на улице, в театре.)
Могут ли люди жить без устной речи? (нет, устная речь помогает нам общаться с окружающими людьми.)
Дидактическая игра «Назови первый звук».
Педагог: С помощью чего мы произносим слова? (С помощью рта, губ. С помощью речевого аппарата.)
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону).
И на землю тихо сели (дети приседают).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (кружатся на месте).
Закружились, полетели
И на землю снова сели (дети садятся по местам).
Педагог: Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы)
Педагог: В книгах, кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Когда буквы стоят в нужном порядке, они составляют слова. С их помощью записаны рассказы, стихи. Это тоже речь. Как она называется? (письменная речь. Её можно читать, писать, видеть.)
Педагог: В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами, звуками. Позже придумал различные обозначения предметов. Уже с первого года жизни вы знали несколько коротких слов. А теперь можете поддержать беседу.
Педагог: Наша речь состоит из предложений.
В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение, даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений.
Педагог: Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, она выделяет заглавную букву. Чтобы отделить одно предложение от другого, ставится справа от полосы – точка. (показ схемы предложения)
Дидактическая игра «Составь предложение».
Педагог: Сколько слов в предложении? Придумай предложение по схеме. Придумай предложение по картинке. Каждое слово произносите чётко и отдельно друг от друга.
Игра «Поймай звук».
Педагог: Сейчас мы с вами будем ловить звук А ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук А, другие звуки ловить не нужно.
а-о-у-а-и-а-и-у-ы-а-и-о-у…
Педагог: Закончите предложения: Всё, что мы говорим, это. (речь).
Педагог: Речь бывает. (устная и письменная).
Педагог: Речь состоит из. (предложений).
Педагог: Что выражает предложение?. (законченную мысль)
Педагог: Чем отличаются буквы и звуки?. (буквы мы пишем, а звуки слышим)
Гимнастика «Глазки».
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
3. Педагог: Ребята, что интересного вы узнали сегодня? (ответы детей).
Педагог: Ребята, а что вам больше всего понравилось, что для вас оказалось самым трудным?
Педагог: Мне ребята очень понравилось как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями!