Татьяна Кот
Конспект занятия на тему «Знакомство с театром» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : воспитатель
Кот Татьяна Александровна
Конспект занятия для детей подготовительной группы
на тему «Знакомство с театром»
Цель: Знакомство детей с историей возникновения театра, поддержка познавательно-творческой инициативы детей, создание условий для художественно-эстетического развития детей посредством ознакомления с театром, как видом искусства.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия на тему „Знакомство с театром“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Образовательные:
1. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого
дошкольника обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний.
2. Познакомить с понятием «мимика», «жесты».
3. Знакомство детей с правилами поведения в театре.
4. Развивать интерес к театральным профессиям.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные партнерские отношения, вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность.
2 Воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Развивающие:
1. Развивать связную речь, активный словарь (знакомство с новыми словами, воображение, любознательность, память и мышление детей. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
2. Развивать пантомимические навыки.
Материал :мультимедийная презентация,аудиозапись «театральный звонок», памятки – книжечки «Правила поведения в театре»; шумотека «Аплодисменты».
Слайдовые иллюстрации, касса, билеты, костюмы, декорации-двух-сторонние костюмы: с одной стороны – зимние, с другой – летние. Музыкальное оформление.
Словарная работа: Амфитеатр, драматический театр, опера, балет, оперетта, сценарист, дирижер, хореограф, режиссер, композитор, трагедия, комедия.
кассир, гардеробщик, билетёр, художник-декоратор, светооператор, звукооператор, бутофор, костюмер, гримёр, актёр.
Введение
Ребенок, едва родившись, становится участником спектакля под названием "жизнь". Театральная игра наполняет наше повседневное существование сильнее, чем можно подумать.
С древнейших времен у человека была потребность выражать свои мысли и чувства посредством театрализованного действа. Театральное действо привлекает, завораживает, заставляет по-новому взглянуть на давно знакомые явления
Театр — зеркало нашего смеха и слез, лекарь душ человеческих. Для маленьких детей, на чью долю уже с первых лет выпало слишком много страданий, театр — не только сказка, в которой можно ощутить себя сильным и счастливым, но и добрый учитель; друг, помогающий обрести радость и уверенность в своих силах
Театр – лучшая школа жизни и наглядный источник информации о мире и жизни, дающий великолепный повод для работы мысли. Именно благодаря его познавательной и воспитательной функции особенно важно приобщение к этому удивительному искусству подрастающего поколения. И чем раньше произойдет знакомство с этим волшебным миром, тем благотворнее это скажется на развитии детей.
Дошкольники очень впечатлительны и в силу образно-конкретного мышления ярче и правильнее воспринимают содержание произведений. Масса позитивных эмоций и впечатлений непременно оставят в детском сердце желание вновь окунуться в сказочный мир на сцене.
И всё же: для чего нужен театр детям? Ответ простой и банальный: театр нужен им настолько, насколько нужна встреча с чудом.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель:
Ну-ка, дети встаньте в круг.
Сколько радости вокруг.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть? (Да).
Можно встречу начинать.
Воспитатель: Ребята, сегодня, мы с вами совершим волшебное путешествие в страну, которой нет не на одной карте мира. Эта страна называется театр.
Игра : «Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие сидят или стоят в кругу. Ведущий даё т инструкцию : «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул.
А теперь вместе с шариками отправимся путешествовать.
Воспитатель: Вы любите путешествия? (Ответы детей)
Давайте с вами присядем на пол, закроем глаза и послушаем.
• шумотека «Аплодисменты»
А куда мы с вами сейчас оправимся, я вам подскажу.
Загадка:
Там есть сцена и кулисы, и актёры, и актрисы,
Есть афиша и антракт, декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно, что это…
Там занавес трепещет,
И лампочки дрожат –
Там звонко рукоплещет
Полтысячи ребят. (театр)
Дети: Театр.
- Скажите, вы знаете, что такое театр?
Дети: Театр – это большое красивое здание, где показывают представление.
Воспитатель: — Театральное искусство возникло давным-давно, ещё в Древней Греции. Именно грекам первым пришла мысль представлять своих богов и различных героев на сцене. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места. Актёры выходили из постройки, которая называлась «скена». От «скены» произошло современное слово «сцена».
-Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию, они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски.
( Дети вместе повторяют новые слова: трагедия, комедия).
Воспитатель: Скажите, а кто из вас бывал в театре? (Ответы детей). Какой спектакль вы смотрели? Что вы там видели, узнали и что вам там понравилось? (Ответы детей). Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? (Ответы детей). Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник. Вижу, что театр для вас место знакомое, и вы часто там бываете. Театр – это волшебный мир, в котором вы всегда были зрителями и смотрели интересные спектакли. А как на самом деле устроен театр, что находится за кулисами – обыкновенному зрителю не видно. Сегодня нам предстоит пройти за кулисы и узнать, какие тайны скрыты за ними от зрителе.
—Предлагаю вам игру «Зеркальце».
Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тот, кто смотрит в зеркало, говорит такие слова: Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?»
— Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.
-А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы! Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим наше путешествие.
-Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры. Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена, на которой выступают актёры. Для того чтобы представление было ярким и красочным, сцену украшают декорации. Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках.
( Дети вместе повторяют новое слово: декорации).
-А теперь давайте с вами пофантазируем. Представьте себе, что вам предложили играть роль принцессы (роль Кота в сапогах, охотника, Золушку, Карабаса Барабаса) Как бы вы преобразились? Изменили свою внешность? (Ответы детей.)
— С помощью мимики, жестов и одежды можно изменить себя. Мимика – это движение мышц лица, которое выражает настроение, внутреннее состояние человека.
( Повторяют все вместе новые слова: мимика, жесты). Изобразите, что вас обидели, вам печально.
(Дети изображают печальное лицо).
— А теперь сделайте радостное выражение лица.
(Дети изображают радостное лицо).
— В театре, чтобы выразительно передать какое-либо действие, используют жесты. Жест – это движение рук, тела, головы.
— Кто из вас может с помощью жестов сообщить: «Иди сюда!», «Нельзя!», «До свидания», «Здравствуй!», «Помогите!». (Дети показывают жестами.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все отлично справились с этим заданием!
Воспитатель: Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии).
Игра «Угадайка» (люди каких профессий работают в театре)
Воспитатель показывает слайдовые иллюстрации – дети называют профессии
и объясняют, какую работу они выполняют в театре.
(сценарист — пишет сценарии, художник – рисует декорации, костюмер – подбирает актерам костюмы, гример – накладывает на лицо актерам грим, актер играет роли, дирижер – учит музыкантов играть музыку, осветитель – оформляет сцену светом, хореограф – готовит танцы с актерами, режиссер — репетирует с актерами, указывает композитору, какая музыка должна звучать, а художнику – какие должны быть декорации, кассир – продает билеты, гардеробщик – мы сдаем вещи, которые нам не понадобятся, одежду, контролер – проверяет билеты.
Воспитатель: А какая же профессия главная в театре?
Послушайте загадку.
По сцене ходит, скачет,
То веселится он, то плачет!
Хоть кого изобразит…
Мастерством всех поразит.
И сложился с давних пор
Вид профессии… (актер)
Дети : Актёры.
Воспитатель:
Актерам приходится играть разные роли людей, животных и даже неодушевленные предметы. А вы хотели бы изобразить кого – то или что – то? Вы хотели бы стать актерами? (Да)
Как вы думаете, что должен уметь актер?
Хорошим актером стать нелегко. Для этого нужно много работать над собой.
Я смотрю на разные лица:
Тот грустит, а тот веселиться,
Кто-то спорит, а кто-то мечтает
Тот все знает, а этот не знает
Выражение лица нам покажет
То, что сам человек не расскажет.
Для того, чтобы выразить характер героя, артисту необходима мимика. Мимика- это выражение лица, она помогает изобразить и гнев, и страх, и радость, и удивление.
Символом театра являются мимические маски, выражающие различные характеры. (показ различных масок).
Воспитатель: Ребята, а когда у вас бывает радостное настроение? (ответы детей)
Что может вызвать у человека грусть? (ответы детей)
Мир эмоций многообразен и чем эмоциональней артист, тем он интересней зрителю.
У меня есть картинки с изображением разных выражений лица, возьмите по одной картинке и попробуйте при помощи мимики показать такое же выражение. А мы попробуем отгадать вашу эмоцию.
Мимическая игра «Покажи эмоцию».
Воспитатель: Молодцы! Вы с легкостью справились с этим заданием.
Воспитатель: Артист должен иметь хорошую дикцию (четкое произношение звуков, правильную речь. А кто знает, что нам помогает в работе над правильным произношением звуков, слов. (чистоговорки и скороговорки)
Ко-ко-ко кошка любит молоко,
Ха-ха-ха не поймать нам петуха.
Ой-ой-ой зайке холодно зимой.
Воспитатель: Ребята, оказывается очень важно, каким голосом мы говорим. По голосу можно понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.
Игра «Скажи по-разному»
(Карточки с изображение веселого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом- громко, с закрытым ртом- тихо, ракета- быстро, черепаха- медленно. Детям предлагается произнести фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» с разными чувствами и интонацией.
Воспитатель: Актё рам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: современные и старинные, сказочные и обычные, похожие на нашу с вами одежду, Профессия человека, который шьёт и изготавливает костюмы, называется---костюмер. А помещение, где хранятся все костюмы ---костюмерная.
Воспитатель: Перед спектаклем «гримёр» накладывает актёрам грим. Опытный гримёр может изменить внешность и лицо актёра до неузнаваемости. Грим---это искусство изменения внешности актёра с помощью специальных гримировальных красок, волосяных наклеек, парика, причёски.
Воспитатель: Но, чтобы стать настоящим актёром, мало иметь подходящий костюм и грим. Нужно уметь многое делать: владеть мимикой (выражением лица, жестами, чётко, ясно произносить текс, пластично двигаться.
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:
Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает,
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать? (режиссёр)
Воспитатель: Режиссёр выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и всё, что происходит на сцене.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что в театре проходит репетиция, а мы с вами превращаемся в актёров. Одно из упражнений – разминок для актёров ---произнесение скороговорок. Скороговорки помогают языку чётко и быстро говорить. Знаете ли вы какие-нибудь скороговорки?
Дети: Актёр --- в маске, маляр--- в каске.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились!
Мы уже говорили, что актёр должен уметь пластично двигаться, тем самым передавая образ своего героя. А теперь мы посмотрим, насколько красиво вы умеете двигаться.
Внимательно следите за тем, что я буду говорить, и выполняйте движения вместе со мной.
Смотрите, лужа впереди, её нам надо обойти.
А вот большущее лежит бревно, нам очень трудно перелезть через него.
Теперь тропинка стала так узка, что балансировать приходиться слегка.
А вот глубокий и широкий ров,, и из него воды нам слышен рёв.
Как через ров мы перейдём? Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком!
И вдруг мы в сказке очутились. Взглянув во круг, мы сильно удивились.
Бежит зайчишка озорной. Постой трусишка, не беги, постой!
Мы так же прыгаем, как ты. Не веришь? Ну-ка, посмотри!
Умеем красться, как хитрющая лиса, хвостом дорогу заметая- не оставить бы следа!
Умеем рыскать, как сердитый волк, которого зовут «зубами щёлк».
Сумеем и как мишки мы пройти, сметая всё, что попадётся на пути.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас, как актёры перевоплощались в разных героев. А для актёра перевоплощение --- главное умение.
Воспитатель: Молодцы, дети, вы старались и у вас все получилось.
Пройдя сегодня, курсы актерского мастерства вы заслужили аплодисменты.
Шумотека: «Аплодисменты».
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться обратно:
Чу-до-ле-сен-кой ша-га-ю:
Вы-со-ту я на-би-ра-ю,
Шаг на го-ры,
Шаг на ту-чи,
А подъем все вы-ше, кру-че…
Не ро-бе-ю, петь хо-чу,
И вот я уже ле-чу.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в волшебный мир театра? (ответы детей).
Театр --- незабываемый праздник, который создают не только актёры, люди театральных профессий, но и зрители. От зрителей во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет огорчение и досаду. В театре, как и во многих других общественных местах, необходимо соблюдать следующие правила (Детям в подарок раздаются «памятки-книжечки» «Правила поведения в театре»).
Воспитатель предлагает детям подумать над такими ситуациями «В театре» :
1. — Случилось, что вы опоздали к началу спектакля. Что вы будете делать?
2. — разыскивать в темноте своё место и пробираться к нему;
3. — сесть до перерыва на свободное место с краю.
4. .- Ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями. Как пройдёте к своему месту?
5. - Друг угостил вас конфетой или яблоком. Что будете делать?
6. .- Спектакль закончился. А что дальше?
Из ответов на эти ситуации дети с помощью воспитателя моделируют правила поведения в театре.
Воспитатель: Итак, ребята, вам понравилось путешествие? Те кому понравилось – похлопали в ладоши, те кому сегодня было грустно- потопали ногами.
Дети: (ответы детей).
Рефлексия:
- Где мы сегодня побывали?
- Что вы узнали нового?
- Что вам больше понравилось?
- Что было легко делать?
- Что было трудно?
- А кем мы с вами были?
- Чему научились?
- Актер, интересная профессия? Чем?
Воспитатель: Я рада, что вам сегодня понравилось наше путешествие. И на память я дарю театральные маски животных, пусть воспоминания о сегодняшнем дне будут приятными.
Дети: (Ответы детей).
Всем гостям мы на прощанье.
Дружно скажем: «До свиданья!».