Получи документы

«Его величество Огонь». Конспект занятия для детей подготовительной группы

Елена Викторовна Бикулова
«Его величество Огонь». Конспект занятия для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: уточнить представления детей об огне; дать знания о составе пламени свечи; сформировать представление о пользе огня и последствиях небрежного обращения с ним.

Программные задачи:1) направить мысли и восприятие детей на поиск; 2) развивать творческое воображение, умение делать выводы, находить логические ответы на поисковые вопросы; 3) помочь освоить правила обращения с огнем; 4) обогащать словарный запас детей; 5) развивать стремление находить ответы на вопрос с помощью эксперимента.

Методы обучения: игровая мотивация, сюрпризный момент, наблюдение, эксперимент, беседа.

Темочки:

Материал к занятию : свеча, спички, короткая полая стеклянная трубочка, щипцы, белая фарфоровая чашечка, стеклянная банка, игрушка «инопланетянин».

Предварительная работа: беседа по книге «Древние люди. Жизнь на Земле», рассматривание иллюстраций на тему «Древние люди», занятия «Миф о Прометее», «Огонь – важное открытие в жизни древнего человека», «Как человек огонь приручил».

Ход занятия

Воспитатель. Осенний день за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжем свечу и будем смотреть на огонь. (Зажигает свечу). Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит от малейшего дуновения. Огонь живой, в нем таится могучая сила. Вот почему мы все так любим смотреть на огонь.

Пламя этой свечи помнит о самом первом огне, у которого согревались первые древние люди. Может быть это молния зажгла сухое дерево, а может сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь и бережно хранили его в ямах с угольками.

Пламя этой свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из палочек, трущихся друг о друга. Легче стало добывать огонь, когда появилось огниво. Потом люди научились заимствовать огонь у солнца, пропуская его лучи сквозь увеличительное стекло. Об этих способах добычи огня мы уже говорили на одном из наших занятий. А чем зажжена наша свеча?

(Ответы детей)

- Вы правы – спичкой. Спички появились в прошлом веке. Они бывают очень разные: ветровые не гаснут на ветру; есть спички сигнальные, они горят разноцветным пламенем. Есть спички, которые горят даже в воде!

Люди всегда уважали огонь.

А теперь представьте себе, что у нас в гостях инопланетянин, который никогда не видел огня. Как вы думаете, удивится ли он, увидев пламя свечи? Конечно же, да. И, разумеется, он попросит вас объяснить ему, что это такое. Попробуйте это сделать. Что такое огонь?

(Ответы детей)

- Теперь вы поняли: это очень не просто – описать пламя.

Давайте, как самые настоящие ученые, попробуем, как можно больше узнать об огне.

Начнем вот с чего: какого цвета пламя свечи?

(Ответы детей)

- Все вы правы, цвет пламени неодинаков в разных своих частях. Внутренняя часть пламени – самая светлая, средняя часть – самая яркая, светящаяся, и именно эта часть пламени освещает все вокруг, внешняя часть пламени – самая маленькая и почти не видна (см. рис. 1 приложения).

- Как вы думаете: какая часть пламени самая горячая? Нижняя? Или верхняя? А может быть, средняя? Давайте это выясним. Но как? Ведь это, наверное, под силу только ученым: у них есть столько разных приборов, компьютеров скажете вы. И будете не правы. Иногда для того, чтобы сделать открытие, бывает достаточно всего лишь несколько спичек! Не зря ведь говорят, что все гениальное просто.

Внесем две спички одновременно в нижнюю и среднюю части пламени (см. рис. 2 приложения). Какая загорелась быстрее? (Если дети затрудняются с ответом, опыт можно повторить)

(Ответы детей)

- Та, которая была в средней части. А теперь внесем две спички одновременно в среднюю и верхнюю зоны. Теперь какая из них загорелась быстрее?

(Ответы детей)

- Ну что, теперь вы можете сказать, какая часть пламени самая горячая?

(Ответы детей)

- Правильно, верхняя. Об этом вы можете рассказать и дома своим близким. Наверняка, они этого не знают.

А теперь попробуем еще глубже проникнуть в тайну Огня. Ведь вы уже знаете, что все окружающие нас предметы состоят из веществ. Гвоздь состоит из вещества, называемого железом, алюминиевая кастрюля – из вещества, которое называется алюминием. Свеча, которая участвует в наших опытах, сделана из парафина. А вот из какого вещества состоит пламя свечи?

Сейчас мы попытаемся ответить на этот вопрос. Очень внимательно следите за всеми моими действиями. Я беру короткую стеклянную трубку, зажимаю ее в щипцах, один конец трубки аккуратно ввожу в нижнюю часть пламени и тем самым отвожу вещество, содержащееся в этой части пламени через трубку. Из трубки начинает выходить белое вещество, похожее на дым. Что же это за вещество? Никто не догадался?

(Ответы детей)

- Это – парафин, из которого состоит свеча, но он так нагрелся, что стал газом, то есть это – газообразный парафин, и у нас получился настоящий «свечепровод».

Теперь возьмем какой-нибудь предмет белого цвета, например, фарфоровую чашечку и внесем ее донышко на несколько секунд в верхнюю часть пламени. Донышко осталось чистым. А теперь внесем его на несколько секунд в среднюю часть пламени. И что же? На белом дне чашечки – огромное черное пятно копоти! Так вот из чего состоит средняя часть пламени! Из сажи, из угля! Вот что делает пламя таким ярким, красивым, светящимся! Уголек-замарашка! Не правда ли, вам никогда не приходило в голову, что копоть, сажа, уголь и вещество, находящееся в средней части пламени, придающее ему такую красоту и жизнь,– это одно и то же вещество.

Ребята, вы, наверное, уже немного устали. Давайте отдохнем и поиграем в игру. Представьте, что вы – пламя свечи. Покажите, какой огонь красивый, как язычки пламени подрагивают, колышутся на ветру.

( Игра-пантомима: дети встают и изображают пламя свечи)

- Молодцы, нашему инопланетянину очень понравилось, как вы изобразили его величество Огонь. А сейчас садитесь на стульчики и попробуем еще глубже проникнуть в тайну Огня.

Как вы думаете, может ли огонь породить воду? «Какая глупость! – воскликнете вы. Ведь всем известно, что вода и огонь не могут жить вместе. Но мы сейчас занимаемся настоящими чудесами – превращениями веществ.

Давайте накроем зажженную свечу стеклянной банкой и посмотрим, что произойдет. Случились две невероятные вещи! Во- первых, внутренние стенки банки запотели, и на них появились капельки воды. Значит, огонь действительно порождает воду. А во-вторых, свеча погасла! Но почему? Кто догадался? Это очень важно!

(Ответы детей)

-В банку не поступает воздух, потому свеча и погасла. Значит, для того, чтобы потушить огнь, надо… Конечно же, прекратить ему доступ воздуха.

Сегодня вам открылись многие тайны огня. Огонь – это добро и зло. Это и кухонный очаг и испепеляющий пожар. Он может принести спасение, а может обернуться страшной бедой. Вот почему ваши родители требуют от вас осторожности при обращении с огнем. Но об этом мы поговорим с вами на другом занятии, а сегодняшнее подходит к концу. Что же нового вы узнали об огне? Что же мы ожжем рассказать нашему гостю-инопланетянину?

(Ответы детей :

1. Пламя свечи неодинакового цвета в разных своих частях. Внутренняя часть пламени самая светлая, средняя – самая яркая, светящаяся, внешняя – самая маленькая и почти не видна.

2. Самая горячая – верхняя часть пламени.

3. Пламя свечи в нижней части состоит из парафина, а средняя – из угля-замарашки.

4. Огонь может породить воду.

5. Если прекратить доступ воздуха, то огонь можно потушить).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Огонь — друг, огонь — враг» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Огонь — друг, огонь — враг» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Огонь-друг, огонь-враг!» для детей старшего дошкольного возраста. Данная дидактическая игра дает детям возможность.

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг» для детей второй младшей группыКонспект открытого занятия по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг» для детей второй младшей группы Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Задачи: Обучающие: - учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; - правильно.

Конспект развлечения по пожарной безопасности для детей подготовительной группы «Осторожно, огонь!»Конспект развлечения по пожарной безопасности для детей подготовительной группы «Осторожно, огонь!» Конспект развлечения по пожарной безопасности для детей подготовительной группы «Осторожно, огонь!» Выполнила руководитель по физическому.

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Огонь друг — огонь враг» Конспект занятия для старшего дошкольного возраста: «Огонь – друг, огонь – враг» Цель: объяснить детям значение огня в жизни человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Его величество Огонь». Конспект занятия для детей подготовительной группы
Опубликовано: 21 января 2025 в 23:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Его величество Огонь». Конспект занятия для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Викторовна Бикулова (УИ 600719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД