Попова Наталья
Конспект занятия для детей 6–7 лет «Как учились наши предки»
▼ Скачать + Заказать документы
Попова Наталья Владимировна
Воспитатель МАДОУ д/с №3 «Улыбка»
Городской округ г. Бор, Нижегородская область
Конспект занятия для детей 6–7 лет
«Как учились наши предки».
Задачи:
1. Развивать интерес и желание знать прошлое человека.
2. Поддерживать интерес, обогащая их новыми знаниями.
3. Дать элементарные понятия о том, как учились дети много лет назад, и кто их обучал.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народный быт. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране, удовлетворять потребность детей в познании, в новых впечатлениях, в игре.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический; беседа, рассказ воспитателя, просмотр презентации, отгадывание загадок, выполнение практических заданий.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся и поприветствуем друг друга.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Дети: Выполняют действия согласно тексту.
Совсем большие стали, подросли. Скоро в школу пойдёте.
Как вы думаете, прошли годы, а поменялось ли обучение детей? Задумывались ли вы, как учили школьников раньше?
Когда появилась первая школа на Бору?
Как учились дети?
Кто их учил?
Какие были у них учебники?
Как долго уроки продолжались?
Хотите узнать ответы на эти вопросы?
Давайте присядем, а я вам расскажу.
(Дети садятся перед экраном).
В наше время 1 сентября у всех детей начинаются занятия в школах. А вот 200 лет назад не все дети занимались в школах, и не все умели писать и читать.
На Бору первая школа появилась в 1820 году. Тогда, Бор был еще не городом, а селом.
Основала эту школу дочь борского священника Матрена Михайловна Архангельская, она посвятила свою жизнь обучению поселянских детей, не щадя трудов и сил своих обучила грамоте 1000 детей.
Постепенно стали появляться и другие школы. Обучение в них отличалось от современного.
Слайд 1.
День тогдашнего школьника был примерно таким: Дети приходили в школу ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы. Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. Учили детей грамматике, церковному пению, арифметике.
Время шло и все больше родителей хотели, чтобы их дети обучались в школах.
В 1836 году было открыто Борское приходское училище. Здание, в котором оно находилось, было расположено на улице Знаменской (сейчас это улица Луначарского).
Это был обычный деревянный дом с двумя классными комнатами, рассчитанными на 100 учащихся, и квартиру учителя. В училище обучались и мальчики, и девочки. Но девочек отдавали учиться не так часто, на 75 мальчиков приходилось всего 10 девочек.
При училище был сад из плодовых деревьев. За садом ухаживали ученики.
Появление постоянного здания у этого учебного заведения - это заслуга учителя школы Бонифатия Гавриловича Введенского.
Слайд 2.
Многие считают его первым учителем Бора. Первым он, конечно, не был, до него были и другие. Но Бонифатий Гаврилович считал своим долгом не только обучение подрастающего поколения, но в развитии самосознания взрослых в необходимости образования детей. Не прошло и пяти лет как, возглавляемая им школа уже не могла вместить всех жаждущих знаний. Он начинает ходатайствовать об открытии новых школ.
Слайд 3.
Строятся здания для новых школ, расширяются старые. Школы открывались не только на Бору, но и ближних селах в Неклюдове, Воробьеве, Чернолесской пустыне, в Спасском, Ямнове, Рожнове.
И раньше и в наше время в школах есть перемены. Вот и нас сейчас перемена. Вставайте в круг.
Ф/ минутка:
Раз, два, три, раз, два, три —
(движение по кругу спортивным шагом)
В гости в школу мы пришли.
На носочки мы встаём —
(ходьба на носках)
И растём, растём, растём — руки
(медленное поднимание рук вверх)
Мы встаём и приседаем —
(дети поочерёдно приседают и встают)
И нисколько не устанем.
Мы немножко подрастём —
(наклоны туловища влево — вправо)
В школу с радостью пойдём —
(все шагаю по кругу).
Отдохнули. Проходите на стульчики.
Слайд 4.
Все учащиеся учились читать и писать по-славянски и по-русски, решать задачи, знали начальные молитвы, посещали уроки церковного пения.
А мы с вами уже и знаем цифры и умеем считать.
(на каждого ребенка конверт с набором цифр)
Воспитатель: Ребята, наши цифры в ссоре, нужно их помирить навести порядок, разложить цифры по порядку (дети выполняют задание, выкладывают цифровой ряд, затем воспитатель проверяет задание прямой и обратный счёт)
Слайд 5.
Более сотни питомцев борских учителей смогли продолжить учебу в средних учебных заведениях Нижнего Новгорода, став гимназистами и гимназистками.
Слайд 6.
Гимназисты и гимназистки носили форму. Форма мальчиков напоминала военные мундиры. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Скоро и вы пойдете в школу, и вам нужно будет взять с собой вот что:
Новый дом несу в руке
Дверцы дома на замке
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные. (портфель)
Игра «Собери портфель».
Воспитатель загадывает загадки об учебных принадлежностях, дети отгадывают их и собирают портфель.
2. Я с ребятами дружу,
В школу с ними я хожу
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно… (карандаш)
3. Карандаш чтоб не пропал,
Уберем его в … (пенал)
4. Чтобы ручками писать,
Приготовьте все … (тетрадь)
5. В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? (ластик)
6. От страницы до страницы
Книжку эту мы прочтем,
Потому что очень нужно
Подружиться с … (букварем)
Воспитатель: Портфель наш готов. Много предметов мы приготовили для школы. А как их все назвать?
Дети: Учебные принадлежности.
Слайд 7. Слайд 8.
Посмотрите на старинные и современные школьные принадлежности.
Мы говорили с вами сегодня о том какие школы и учителя были много лет назад в нашем городе. Мы не знаем многих имен первых борских учителей: мало сохранилось фотографий, архивных записей. Но нынешние старожилы нашего города с большим уважением вспоминают своих учителей.
Совсем скоро вы все пойдёте в школу, где вас встретит первая учительница. Она будет для вас самая умная, красивая, добрая и строгая, заботливая, как мама. Я уверена, что вы будете учиться только на «5»!
Литература:
«Борское отечество мое». Главный редактор И. С. Гоголева – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского института экономического развития, 1998.