Московец Ирина Вячесловавна
Конспект занятия для детей 5–6 лет. изодеятельности «Цветоведение. Тёплые и холодные цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска
«Центр дополнительного образования детей «Эврика»
Конспект занятия по внеурочной ИЗО деятельности
для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Цветоведение. Тёплые и холодные цвета».
Занятие рассчитано на 2 занятия – 4 академических часа.
Творческое объединение: «На пути к творчеству».
Публикация «Конспект занятия для детей 5–6 лет, изодеятельности „Цветоведение, Тёплые и холодные цвета“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Цвета и оттенки, смешивание красок, цветоведение
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Автор: Московец ирина Вячеславовна
педагог дополнительного образования
БОУ ДО «ЦДОД «Эврика»
Г. Омск
2020 г.
Тема занятия: «Цветоведение. Тёплые и холодные цвета».
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: рисование по представлению
Метод: объяснительно-иллюстративный
Приемы: педагогический показ, сравнение
Цель: Познакомить детей с тёплыми и холодными цветами и их оттенками, повторить основные и составные цвета сектора.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить детей с классификацией цвета, с основными цветовыми группами: теплого и холодного оттенка;
- формировать умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета;
- научить получать эти оттенки через смешивание красок и использовать их в живописи.
Развивающие:
- развивать внимание, память, точность движений, связную речь.
- развивать изобразительные способности, творческое пространственное воображение
Воспитательные:
- воспитать интерес к изобразительному искусству,
- расширить представления об окружающем мире.
Необходимое оснащение занятия:
- бумага,
- краски гуашь,
- кисти №3,4,5,
- баночка для воды,
- палитра,
- заготовки – листы формата (А1) с разлинованными полосками (для выполнения упражнения по растяжки цвета)
- шаблоны различных видов кувшинов.
Ход занятия.
Организационный момент:
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Скажи, какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию - оранжевой,
Жёлтым одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем, какого цвета
Огромная планета!
- Прослушав это стихотворение, подумайте и скажите, о чем мы с вами будем сегодня на занятии разговаривать? (ответы детей: о цвете)
-Сегодня, мы с вами поговорим о тайне цвета. Мы сегодня с вами выясним - какие цвета относятся к тёплым, а какие к холодным.
Существует три основных цвета.
– Какие кто мне их назовёт? (красный, жёлтый, синий)
И почему они являются основными? (Их нельзя получить путем смешивания, поэтому они называются основными.)
Правильно они называются основными потому что их нельзя получить путем смешивания. Остальные цвета можно получить путем смешивания основных цветов в разных соотношениях, и делятся они на составные и производные.
Составные цвета – оттенки цвета, которые можно получить смешиванием двух основных.
Производные цвета - получают путем смешивания основных и составных цветов.
Для начала рассмотрим цветовой спектр….
- Как вы думаете, где можно встретить цветовой спектр в природе? (радуга.)
Верно, в радуге.
- А кто знает, сколько цветов в радуге? Назовите их.
В радуге 7 цветов. Если в цветовой спектр добавить цвета, то можно получить цветовой круг. Давайте его рассмотрим.
Все эти цветовые комбинации - основные, составные, производные цвета – элементарный цветовой круг.
Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета.
Как вы думаете, какие цвета можно назвать теплыми, а какие - холодными? Почему?
- Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей, например:
- Ребята, давайте представим себе летнее солнышко. Оно нас греет, и нам тепло.
- Каким цветом мы рисуем солнышко? (жёлтым) Значит жёлтый цвет – тёплый!
- А теперь представим костёр или огонь. Он тоже греет. А каким мы цветом изображаем костёр или огонь? (оранжевый, красный) значит красный и оранжевый тоже тёплые цвета!
- А вот если мы представим, что промокли под дождём, нам холодно.
Каким цветом изображают капли дождя или тучу? (синий, фиолетовый) Значит синий, фиолетовый холодные цвета
Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме.
А цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.
На цветовом круге наглядно видно, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми.
Ребята а как же зелёный цвет? К какому его можно отнести к тёплому или холодному?
Зеленый может быть теплым и холодным (если в нем больше желтого добавить он будет тёплым а если синего то холодным, точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка.
Плавный переход от одного цвета к другому называют цветовой растяжкой. Сегодня мы будем выполнять упражнение тональную растяжку одного цвета, которая выполняется одной краской. Цветовые переливы лежат в основе большинства живописных картин.
Тональная (иногда называют - тоновая) растяжка - это разбивка одного цвета на несколько тонов, например, от самого светлого тона до самого тёмного или до натурального цвета. Такое упражнение помогает прочувствовать тон цвета и его оттенки. Давайте поучимся делать тональную растяжку с холодным (синим) цветом.
Физкультминука:
Дождик, дождик, лей да лей.
(на ладошке пальцами показывают капли дождя)
Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем
(хлопают в ладоши)
Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять и
дети все идут рисовать.
(топают ногами)
Дети продолжают выполнять упражнение.
Упражнение для детей:
Сейчас мы нарисуем учебный рисунок «Тональная растяжка цвета».
Для начала я для вас приготовила листы, которые поделены на полоски, у каждого из вас будет по 7 полосок. Начнем с синего!
В ячейку палитры выложим много синей краски, так же выполняем первую полосу этим цветом. Далее добавим на кончике кисти белый. Хорошо размешаем. Полученным цветом закрасим следующую полосу. Далее в эту массу добавим еще немного белого и опять закрасим следующую часть. Таким образом, постепенно добавляя белую краску в эту ячейку мы будем закрашивать все части первого листа. Сейчас наглядно видно как изменяется тональность синего цвета.
Растяжка (синего цвета).
После выполнения упражнения выполняем первую часть основной работы на формате А4. Дети выбирают один из вариантов шаблонов кувшина, и располагая его по центру листа переводят. После чего делят вазу на три плоскости по форме кувшина и выполняют тональную растяжку на кувшине при помощи холодного синего цвета.
Теперь давайте рассмотрим наши кувшины.
Мы с вами при помощи тона и цвета выполнили предмет в объёме. У нас есть тень, это самая тёмная полоса. Также свет, где самая светлая полоса. И по середине это полутень. Если нам смягчить границы между цветами то мы увидим объём предмета, хотя изображён кувшин на плоском листе бумаги. Это у нас игра света, таким образом мы можем узнать с какой стороны у нас расположена лампочка и падает свет.
Второе занятие
Повторение.
- Сегодня мы продолжаем изучать тёплые и холодные цвета и их оттенки.
- Назовите мне три основных цвета. (красный, синий, жёлтый)
-И почему они являются основными? (Их нельзя получить путем смешивания, поэтому они называются основными.)
Правильно!
- Кроме основных, на какие ещё два вида делятся цвета. (составные и производные)
Правильно! Составные цвета это – оттенки цвета, которые можно получить смешиванием двух основных, а производные цвета - получают путем смешивания основных и составных цветов.
- Какие цвета можно назвать теплыми, а какие - холодными? Почему?
(все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме а цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.)
Как называется плавный переход от одного цвета к другому? (цветовой растяжкой.)
Какого цвета мы делали растяжку на прошлом занятии? (синего - холодного цвета)
Правильно! На прошлом занятии мы выполняли растяжку синего цвета, и после выполнили данное упражнение на наших кувшинах, тем самым наглядно увидели, что при помощи тона можно показать объём на предмете, не смотря на то что он изображён на плоском листе бумаги!
Также рассмотрели, что на любом предмете есть свет, тень и полутень!
Растяжка (жёлтого цвета)
Растяжка (красного цвета)
Сегодня нам нужно выполнить фон за кувшином, и мы будем выполнять его в теплых тонах. Но прежде чем выполнить фон, необходимо сделать также упражнение на растяжку тёплых тонов. Но выполним растяжку от красного к жёлтому. Также рассмотрим растяжку красного и жёлтого цвета.
Посмотрите на красный цвет. Если мы будем добавлять в него белый цвет, то какой у нас получится при смешивании этих цветов? (розовый) Правильно! Чем больше мы будем добавлять белого в красный цвет, тем светлее он получится. И рассмотрим жёлтый цвет при смешивании с белой краской. Какой получается цвет? (светло жёлтый) Правильно! А теперь нам нужно смешать жёлтый и красный и посмотрим как цвет будет манятся.
Растяжка (красного и жёлтого цвета)
Упражнение для детей:
Сейчас мы нарисуем учебный рисунок «Тональная растяжка цвета».
Для начала я раздам вам листы, которые поделены также на полоски, у каждого из вас будет по 7 полосок. Начнем с красного!
В ячейку палитры выложим много красной краски, так же выполняем первую полосу этим цветом. Далее добавим на кончике кисти жёлтый. Хорошо размешаем. Полученным цветом закрасим следующую полосу. Далее в эту массу добавим еще немного жёлтого и опять закрасим следующую часть. Таким образом, постепенно добавляя жёлтую краску в эту ячейку, мы будем закрашивать все части полосок, а последняя у нас будет выполнена в жёлтый цвет, с баночки не смешивая уже не с каким другим цветом.
Сейчас наглядно видно как изменяется цвета. Какой цвет у нас получился при смешивании жёлтого и красного цвета? (оранжевый)
- Он относится к тёплому оттенку? (да)
Работы детей
Физкультминутка:
Дождик, дождик, лей да лей.
(на ладошке пальцами показывают капли дождя)
Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем
(хлопают в ладоши)
Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять и
дети все идут рисовать.
(топают ногами)
Дети продолжают выполнять упражнение.
После выполнения упражнения выполняем фон. Делим его на геометрические плоскости и закрашиваем их в тёплых тонах которые мы рассмотрели ранее. Одинаковые цвета теплого оттенка не должны располагается рядом друг с другом! Дети выполняют фон на своей работе.
- Молодцы! Все справились.
- Итак, ребята, давайте закрепим знания о тёплых и холодных цветах. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Тепло – холодно». Я вам буду называть слова, а вы должны хлопать если оно вызывает у вас теплые ассоциации и топать если вызывает у вас холод.
(костёр, снеговик, снежинка, солнце, небо, дождь, аленький цветочек, вода, золотая рыбка, осенний лист)
- Молодцы, ребята. А теперь можете убирать рабочие места и быть свободными.
Выставка работ.