Елена Сосницкая
Конспект занятия для детей 3–4 лет «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей 3-4 лет
«Путешествие в осенний лес»
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Развивать коммуникативные навыки, интерес детей к окружающему миру, закрепить представление о характерных признаках осени.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к природным изменениям, любознательность. Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, чувство взаимопомощи, сопереживания, проявлять заботу к окружающей природе.
Публикация «Конспект занятия для детей 3–4 лет „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Младшая группа
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Развивающие: Развивать разговорную речь, учить грамматически правильно строить предложение при ответе на поставленный вопрос; развивать внимание, память, логическое мышление; содействовать развитию логического мышления (умение выделять четвертый лишний предмет на картинке); развивать умение поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения; развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
Образовательные: Знакомить с характерными признаками осени, учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи; упражнять в чётком произношении звуков в словах; формировать интонационную выразительность речи; учить дифференцировать цвета (красный, жёлтый, зелёный); расширять кругозор и активизировать словарный запас детей.
Словарная работа: побуждать к высказыванию мало говорящих детей, расширять словарный запас детей по теме «Осень». Активизировать в речи слова: листопад, осенние разноцветные листья.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: А. К. Толстой «Осень», И. Бунин «Льет дождь», беседа об осени, природе; разучивание стихов А. Плещеев «Осень», И. Токмакова «Дождик»; песен: И. Кишко, сл. И. Плакиды «Осень»; отгадывание загадок, игры пальчиковые «Дождик», физминутка «Ходит осень». Наблюдение на прогулках.
Ход НОД
Вводная часть. (3 мин)
Дети входят в зал, оформленный как опушка осеннего леса, встают в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
– А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.
– Здравствуйте!
Отгадайте загадку: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее.
Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ).
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".
Осенью цветут цветы?
(ответ детей)
Осенью растут грибы?
(ответ детей)
Тучки солнце закрывают?
(ответ детей)
Звери норки закрывают?
(ответ детей)
Урожай все собирают?
(ответ детей)
Птичьи стаи улетают?
(ответ детей)
Часто-часто льют дожди?
(ответ детей)
Достаем ли сапоги?
(ответ детей)
Солнце светит очень жарко?
(ответ детей)
Можно детям загорать?
(ответ детей)
Куртки, шапки надевать?
(ответ детей)
Из-за ширмы появляется ворона: «Кар-кар, беда! Помогите!»
В-ль: Ой, ребята, кто это? (ворона) Она просит о помощи, нужно узнать, что случилось.
Ворона: Ох, беда случилась в нашем лесу: пропало солнышко, а без него стало темно и холодно. Ребята, вы поможете нам, лесным обитателям найти солнышко?
Дети: Конечно.
В-ль: Только где же нам его искать? Давайте отправимся в лес на поиски солнышка.
Скажите, на чём можно путешествовать? (на машине, поезде и т. д.)
Правильно. А поскольку путешествие нам предстоит необычное, я предлагаю отправиться в лес на волшебном ковре-самолёте. (Дети встают на коврик и берутся за руки)
На ковре с вами летим,
Крепко на ногах стоим.
Ввысь ковер нас поднимает (встают на носки)
И тихонько опускает (пружинят ногами).
Вправо-влево наклонил (наклоняются сначала в одну сторону, потом в другую)
И на землю опустил (приседают)
Основная часть (10 мин)
На проекторе изображение осеннего леса.
В-ль: Дети, мы уже не в зале –
Мы с вами в лес попали.
Здесь красиво и свежо,
Воздух чистый, дышится легко.
Какое время года в нашем лесу? Как вы это поняли? А какие в лесу растут деревья по высоте? (высокие и низкие).
Прикрепить на магнитную доску высокое дерево, рядом – низкое.
Покажи высокое дерево? Покажи низкое дерево?.)
Предложить двум – трем детям взять по одному дереву и «посадить» высокое дерево, а рядом низкое дерево
Воспитатель. Мы посадили деревья, и теперь их стало ещё больше в лесу. А посмотрите, не показалось ли солнышко, может быть оно за деревьями прячется?
Дети оглядываются вокруг и видят под деревом разноцветные листья.
Воспитатель: Сколько листочков под деревом?
Дети: Много
В-ль: А какого они цвета?
Дети: Красные, жёлтые и зелёные.
В-ль: А как одним словом можно сказать, что листья разного цвета. (значит они разноцветные)
Дети вместе с воспитателем называют новое слово (разноцветные) .
Воспитатель. В какое время года на дереве разноцветные листья?
Дети. Осенью.
Возьмите в руки по 2 листочка.
Сколько осталось листьев под деревом? (Один).
(Воспитатель берёт последний листок.) А теперь сколько? (ни одного)
Воспитатель. Давайте поиграем с осенними разноцветными листочками. Повторяйте со мной слова игры «Ходит осень».
Физминутка «Ходит осень»
Ходит осень по дорожке (шагают)
-Промочили в луже ножки (показывают листочками на ножки)
-Льют дожди и нет просвета (поднимают руки вверх и машут листочками)
-потерялось где –то лето (пожимают плечами, разводят руки в стороны)
Ходит осень, бродит осень (шагают)
Ветер с клена листья сбросил (плавные движения листьями верх и вниз)
-Под ногами коврик новый (присели)
-Желто-розовый зеленый (прыжки) .
Воспитатель. – Подул осенний ветер и полетели листочки с деревьев, что началось? (листопад)
Воспитатель. Ребята давайте подбросим наши листочки вверх, чтобы они полетели.
Воспитатель. Алина, Лера, а когда листочки падают с деревьев, как это называется? (Листопад.)
Воспитатель: Ой, ребята, кто это прячется под ёлочкой?
Отгадайте загадку?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень - много, а нитки - ни одной.
Дети: (Ёжик)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А вы знаете, что ёжик делает осенью?
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу. Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться. Ёж ест червей, лягушек, мышей. Ещё ёжик любит лесные яблоки, ягоды, грибы. На зиму ёжик устраивает себе норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает.
Давайте поможем ёжику сделать запасы на зиму.
Игра «Что лишнее?»
На проекторе изображение фруктов, среди них один овощь. Сначала поможем ёжику собрать фрукты, затем овощи (среди овощей один фрукт, на третей картинке лишним оказывается предмет рукотворного мира.
В-ль. : Молодцы! Помогли мы ёжику.
Звучит фонограмма звука дождя.
На проекторе изображение дождя.
В-ль: Ой, что это за шум? (дождь)
Вы заметили, как осенью поменялась погода? За окном стало хмуро, так значит, наше любимое тёплое солнышко спрятали тёмные тучки. А давайте поиграем с дождиком, чтобы он быстрее закончился и тогда может быть солнышко вновь вернётся на небо.
Пальчиковая игра «Дождик»
Мелкий дождь стучит по крыше (руки вверх поднять и подвигать пальчиками)
То погромче, то потише (стучим ладошками)
Кап-кап (громко стучим)
Кап-кап (тихо стучим)
Но не просто дождь идёт, дождик песенку поёт (кивок головой, кисти рук вправо, влево)
Кап-кап (громко стучим)
Кап-кап (тихо стучим)
Дождик закончился, но солнышко почему-то не появляется. Но не расстраивайтесь, я знаю, что нужно сделать. Давайте мы с вами нарисуем много маленьких солнышек, чтобы разогнать хмурые тучки.
Дети садятся за столы.
Пальчики мы натренировали, пока играли с дождиком, а теперь возьмём кисточки и нарисуем солнышки, но они не простые, с секретом. Если бумажный кружок раскрасить тёплыми акварельными красками, мы можем увидеть в нём друзей солнышка. Вот только какие же краски нам нужно взять? (Показать детям коробочку с акварельными красками и предложить оценить, какие цвета кажутся им тёплыми и почему.)
Тё плые краски: желтая, красная, оранжевая – сами похожи на солнце!
В-ль: сейчас я открою вам маленький солнечный секрет (раскрашивает один из кругов)
Напомнить детям, что акварельные краски любят воду, поэтому на кисточку краски надо набрать немного, а вот воды должно быть больше, чем при рисовании гуашью. Кисточка мягко скользит по бумаге, постепенно раскрашивая бумажный круг. Цветная картинка раскрывает секрет: на детских рисунках проявляются бабочки, птицы, цветы, весёлые лица и, конечно же, портреты самого солнышка. (На круги заранее наносятся рисунки с помощью свечи).
В-ль: Вот какие яркие красивые солнышки у нас получились!
На проекторе появляется изображение солнца.
Ворона из-за ширмы: Спасибо вам, ребята, что помогли нам вернуть солнце! Лесные обитатели очень рады и в благодарность за вашу помощь собрали вам угощение.
(корзина с яблоками)
3. Заключительная часть.
Ну что ж, в лесу хорошо, но нам пора возвращаться. Идём на наш ковёр-самолёт, становимся в круг и поднимаемся на носочках.
Ввысь ковер нас поднимает (встают на носки)
И тихонько опускает (пружинят ногами).
Вправо-влево наклонил (наклоняются сначала в одну сторону, потом в другую)
И на землю опустил (приседают)
(звучит музыка)
В-ль: Ну вот мы и вернулись в наш детский сад.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
Где мы с вами побывали?
Что интересного вы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось?
В-ль: Настроение каково? Во! (показывает большой палец, поднятый вверх, дети повторяют за воспитателем.) Давайте подарим хорошее настроение нашим гостям!
Дети раскрывают ладошки, сдувают с них «хорошее настроение» в сторону гостей и прощаются с ними.