Шалапанова Марина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в осенний лес».
Возраст детей: Старшая группа (5-6лет)
Цель: Обобщить знания детей об осени.
Программное содержание:
Обучающие:
• Уточнить и расширить знания детей об осенней поре;
• Активизировать словарь детей по теме занятия;
• Формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках;
• Закрепить знания детей об основных признаках осени.
Развивающие:
• Развивать мышление, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитывающие:
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.
Методы и приёмы:
• Наглядный: (слайды презентации, видеофильм)
• Словесный:(рассказ, диалог, художественное слово)
• Практический: (упражнения)
Оборудование и материал: Проектор, экран, ноутбук, интерактивная доска, столы, стулья.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята сегодня у нас с вами будет не простое занятие, мы с вами отправимся в путешествие.
Раздается стук в дверь, в группу заходит запыхавшийся Незнайка.
Воспитатель: Кто же там, да это же Незнайка. Здравствуй, Незнайка, в чем дело, что случилось?
Незнайка: Здравствуйте ребята, дело в том, что все мои друзья в этом году пошли в школу, а меня с собой не взяли, сказали, что я еще очень маленький и мне надо еще ходить в детский сад. Сначала я с ними спорил, но они засыпали меня своими вопросами и сказали, что я ничегошеньки не знаю, а только играть и умею. Поэтому я пришел к вам за помощью, вы не могли бы им сказать, что я все знаю, и чтоб они меня приняли в школу.
Воспитатель: Ну, хорошо незнайка мы тебе поможем, правда же ребята? Но после того как возвратимся с нашего путешествия, согласен?
Незнайка: Ух ты, путешествие это здорово, а в какое путешествие вы отправляетесь?
Воспитатель: А вот какое именно, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно:
Жаль озябшего бедняжку:
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
Дети: Осенний лес
Воспитатель: Правильно ребята, Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осеннему лесу, который сейчас стоит очень красивый, так как наступила осень.
Незнайка: Осень? А что такое осень?
Воспитатель: Как что? Незнайка разве ты не знаешь, что есть такое время года как Осень.
Ребята что же такое Осень?
Дети: Всего есть 4 времени года, Осень, Зима, Весна и Лето.
Осень-это очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой потому, что листья деревьев меняют свой цвет. Птицы улетают в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные начинают готовится к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто льет дождь.
Незнайка: Вот это да! А я всегда думал, что после лета, идет зима, а после зимы начинается лето, а оказывается времен года аж 4. Так вот почему надо мной ребята смеялись и в школу меня не взяли.
Воспитатель: Не печалься, Незнайка мы тебе поможем, если ты у нас останешься на целый год и будешь посещать занятия, ты все узнаешь и тебя примут в школу, правда же ребята?
Дети: Конечно правда.
Незнайка: И вы надо мной даже смеяться не будете? обещаете?
Дети: Правда, нет не будем.
Незнайка: Ну если вы обещаете, тогда хорошо я согласен.
Воспитатель: Ну вот и молодцы, договорились. Ребята, как я уже говорила наше путешествие будет совсем необычное, нам с вами предстоит выполнить различные задания, которые для нас приготовил хранитель леса Старичок Лесовичок.
Итак, ребята, прежде чем, мы с вами отправимся в лес, нам необходимо вспомнить правила поведения в лесу, для этого давайте с вами поиграем в игру.
Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:
- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Действия детей)
- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей. (Действия детей)
- В лесу громко не разговаривай. (Действия детей)
- Муравейники не разоряй. (Действия детей)
- Птенцов домой не забирай. (Действия детей)
- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)
- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)
Воспитатель: Молодцы, вы не ошиблись.
Незнайка: Да уж вы ребята, действительно знаете больше меня, хорошо, что я именно к вам пришел.
Воспитатель: Ребята скажите, какое самое главное правило, мы еще не назвали. Можно ли ходить в лес одним?
Дети: В лес одним ходить нельзя, так как можно заблудиться.
Воспитатель: Что же тогда делать?
Дети: Нам нужен проводник?
Воспитатель: А кто же это будет, как вы думаете?
Дети: Старичок Лесовичок.
Воспитатель: Ребята посмотрите у входа в лес на пеньке кто то сидит, кто же это?
Дети: Да это же Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, родные!
Я старичок - Лесовичок!
В бороде травы клочок!
Я хожу с клюкой вокруг
Стерегу и лес, и луг
И деревья, и кусты
Ягоды, грибы, цветы.
А вы кто такие, откуда?
Воспитатель: Здравствуй Старичок-Лесовичок, а мы приехали из детского сада № 2 хотим по путешествовать по твоему осеннему лесу, сделай милость, будь нашим проводником.
Лесовичок: Хорошо ребята, гостей я очень люблю, да и матушка Осень тоже, хоть и занята она сейчас очень, обязательно прийдет вас поприветствовать. Но вы наверное уже слышали что путешествие ваше не будет простым, вам придется выполнить много разных заданий.
Дети: Слышали Лесовичок, мы готовы!
Лесовичок: Ну что ж, ребята раз вы готовы следуйте за мной.
Вместе с Лесовичком отправляемся в глубь леса.
Лесовичок : Итак, ребята первое задание, которое я для вас приготовил, называется
«Расставить по порядку». Ребята перед вами 4 картинки времен года, вам необходимо поставить их в правильной последовательности.
Лесовичок: Молодцы, справились, теперь скажите, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Лесовичок: Идем дальше, следующее задание «Осенние месяцы» В этом задании вам нужно правильно определить осенний месяц и охарактеризовать его.
Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь
Осень в сентябре- ранняя, потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло.
Осень в октябре- золотая, потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко.
Осень в ноябре- поздняя, потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья.
Лесовичок: а сейчас ребята я предлагаю вам посмотреть мультфильм о деревьях?
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья».
Лесовичок: Ну а теперь скажите мне, а зачем деревья сбрасывают листья?
Дети : Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Лесовичок: Молодцы, какие вы внимательные ребята.
Лесовичок: Ребята посмотрите вокруг, нас окружает огромное количество деревьев, и все они разные. Ваше 4 задание «С какого дерева листок?» В этом задании вам нужно будет определить с какого дерева листок который лежит на земле перед вами.
Лесовичок: Хорошо, деревья вы уважили знаете как они называются и их листья определили верно, а как называется явления, когда падают листья?
Дети: Это явление называется листопад. (листопад на экране)
Лесовичок: Предлагаю продолжить наше путешествие. Осенью собирают богатый урожай. Посмотрите, что виднеется на той поляне?
Дети: грибы.
Воспитатель: ребята, а кто из Вас ходил в лес за грибами? А как называется человек, который хорошо разбирается в грибах и умеет их собирать?
Дети: Грибник
Лесовичок: А на какие группы делятся грибы?
Дети: Съедобные и несъедобные
Лесовичок: Все верно, вот сейчас в 5 задании мы и проверим какие вы «Грибники». В этом задании вам нужно будет распределить в две корзины съедобные и ядовитые грибы. Я буду загадывать загадки, а вы найдите гриб и относите его в одну из корзин.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я — … (Подосиновик)
Масла нет во мне нисколько,
Я съедобный гриб и только.
Кто—то так меня назвал,
Чтоб ты сразу угадал. (Маслёнок)
Что за гриб на тонкой ножке?
Места нет ему в лукошке
Красный, хлопьями узор –
Ядовитый. (Мухомор)
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберезовик)
В хвойном лесу растет паренек,
В рыженькой шляпке рыжий грибок.
Стоит задеть — и из рыженькой ножки
Вдруг побегут рыже-рыжие слезки. (Рыжик)
Дерзко выстроились в ряд
На лесной полянке,
Накопили вредный яд
Бледные… (Поганки)
Лесовичок: Молодцы, ребята, как вы думаете, почему в лесу так тихо, куда делись все звери и птицы?
Дети: Птицы улетели в теплые края, а звери готовятся к спячке, запасают припасы на зиму, готовят себе теплый кров.
Лесовичок: Все верно ребята, но вы не печальтесь, ведь наши звери, как только услышали, что вы сегодня будете путешествовать по осеннему лесу, очень обрадовались и решили вас встретить, подготовив вам свои задания.
Воспитатель: Ребята посмотрите, это же белочка спускается с ели.
Белочка: Здравствуйте ребята, я рада вас встретить в нашем красивом лесу. Надеюсь вам здесь очень понравится.
Дети: Здравствуй Белочка!
Белочка: А вот мое задание для вас, выполнив его вас будет ждать наш Ежик. Задание называется «Исправь ошибки» .Я расскажу вам об осени,а вы должны найти в моем рассказе ошибки. Будьте внимательны.
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
Белочка: Какие вы молодцы, не хочется с вами расставаться, но меня ждут дела, до новых встреч.
Выходит Ежик: Здравствуйте ребята, наслышан, что вы очень умненькие, поэтому решил для вас подготовить задание посложнее, Белочки и Лесовичка.
Дети: Здравствуй Ежик.
Ежик: Мое задание будет в виде игры «Умный словесник».Я буду говорить предложение, а вам нужно правильно ответить, что я имею ввиду под этим предложением.
Листья растения, дерева, куста — (листва).
Опадание листьев осенью — (листопад).
Отражение звука от предметов, отзвук — (эхо).
Осадки в виде водяных капель — (дождь).
Движение воздуха над землей — (ветер).
Мельчайшие капли воды в воздухе — (туман).
Масса мельчайших капель воды в атмосфере — (облако). Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град — (туча).
Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом — (молния).
Ежик :Вот это да, не ожидал я ребята, что вы справитесь с моим заданием, Молодцы! Ну а мне прощаться с вами пора, так как зайчонок вас бежит встречать. Досвидания.
Зайчонок: Здравствуйте ребята, очень рад вас видеть, вижу вы тепло одеты, Молодцы! А почему вы тепло одеты?
Дети: Здравствуй зайчонок, потому что наступила осень и стало холодно.
Зайчонок: Все верно ребята, вы наверное устали выполнять различные задания, поэтому я решил приготовить для вас музыкально-подвижную игру «Озорной дождик».В этой игре нам нужен будет один из вас который будет дождиком, все остальные должны сделать круг и петь и выполнять движения по тексту. Когда ребята скажут последнее слово догони, дождик должен будет догонять ребят, кого заденет тот «идет домой» т. е. садится на стульчик. Ну что готовы, сыграем!
Дети идут вокруг Дождика, поют:
Осень, осень, дождик льет, погулять нам не дает!
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! шлепки по коленям
Мы наденем все сапожки, побежим мы по дорожке! имитируют движения по тексту
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! шлепки по коленям
Ты нас дождик не мочи, грозят Дождику,
а попробуй, догони! Хлопки
Дети: Да готовы.
К ребятам выходит матушка Осень
Осень: Здравствуйте ребята, я очень рада что вы пришли в наш осенний лес, скажите вам здесь понравилось, никто из обитателей нашего леса вас не обидел,понравились ли вам их задания?
Дети: Здравствуй осень, очень понравилось, а с обитателями леса мы подружились и их задания были очень занимательными для нас.
Осень: Ребята, я очень рада, что они вам угодили, а также я наслышана от них что вы очень умные и развитые ребята, ну а сейчас я хотела бы предложить вам отгадать мой кроссворд, вы готовы?
Дети: Конечно, мы с радостью отгадаем его.
Ребята с Осенью разгадывают кроссворд.
По горизонтали:
2. Хмурится природа - какое время года? (Осень)
4. Мы собрали их на грядке.
Их положим в суп и щи,
Что же это за отгадка?
Ну, конечно, … (овощи)
8. Выросли на дереве нужные продукты, сочные, полезные (фрукты)
9. Чтобы не намокли ножки, спрячем ножки мы в … (сапожки)
11. Дунет ветерок могучий и прогонит злую… (тучу)
По вертикали:
1. Осенью румяное созрело на ветке, сладенькое, сочное. Угощайтесь, детки! (Яблоко)
3. Туча по небу плывет, из нее вода течет. (Дождь)
5. Листья с дерева срывает и дорожки заметает. (Ветер)
6. Я под дождиком иду разноцветный (зонт) несу.
7. Листья кружатся, летят, значит снова (Листопад)
10. Вот нагрянет стужа и замерзнет… (лужа)
Осень: Ребятки вы действительно большие молодцы, мне очень приятно было с вами пообщаться и за ваши успехи ребята, я решила вас наградить осенними дарами, которые будут ждать вас в группе. До свидания.
Дети: Спасибо большое, нам тоже очень понравилось в осеннем лесу. Досвидания.
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись домой. Незнайка ну как тебе понравилось наше путешествие?
Незнайка: Очень понравилось и я много узнал об осени, спасибо, вам большое.