Ирина Бушуева
Конспект занятия «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дикие животные зимой
Цель: составление рассказа-описания по плану-схеме
Задачи:
Коррекционные:
- уточнить представления о диких животных, обитающих в наших лесах, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время
- закреплять навык слогового и звукобуквенного анализа; закрепить названия и последовательность зимних месяцев
- совершенствовать грамматический строй речи (учить образовать притяжательные прилагательные)
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- развитие связной речи, общих речевых умений и навыков, расширение словарного запаса
-развивать умение правильно строить предложение на заданную тему и рассказ- описание по плану-схеме
-слухоречевую память и внимание
- развивать зрительное восприятие и тактильные ощущения
- общую и тонкую моторику, координацию речи с движением
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности
- воспитание активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки с дикими животными зимой : белка, заяц, лиса, волк; макет зимнего леса. Музыка о зиме, картина «чей хвост?», «Чьи уши», логоёжики, смайлики.
Ход занятия
Орг. момент
Вводная часть.
Логопед: - Послушайте стихотворение
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Логопед: - Какое время года описывает в своем стихотворении великий русский поэт –Александр Сергеевич Пушкин?
Дети: - В стихотворении говорится о зиме.
Логопед:- А как вы догадались, что это зима?
Дети: - Снег лежит, речка подо льдом.
Логопед: - Правильно, ребята. А сейчас назовите признаки зимы.
Дети: - Зимой кругом белым- бело, все покрыто снегом. Солнышко светит, но не греет. Бывают метели, бураны.
Логопед: - А сейчас назовите мне зимние месяцы по порядку.
Аня, назови третий месяц зимы. Артём, назови второй месяц зимы. Злата, назови первый месяц зимы.
2. Сообщение темы занятия
Логопед: - Сейчас мы отправимся в путешествие, закройте глаза (звучит музыка и логопед выставляет макет зимнего леса).
Посмотрите, куда мы попали?
Дети: Мы попали в лес.
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
И лесных зверей мы с вами
Обязательно найдем.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Шли мы, шли,
В зимний лес пришли.
Логопед: Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Скажите, кто живет в этом лесу?
Дети (работая с макетом) В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.
Логопед: Как назвать этих животных одним словом?
Дети: Дикие.
Логопед: Почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.
Логопед: Так о ком сегодня будет наше занятие?
Дети: (о диких животных). А в какое время года?
Логопед: Тема нашего занятия «Дикие животные зимой» (вывешивается тема занятия на доску)
3. Основная часть занятия
Логопед: Отгадайте загадки.
Летом серый
Зимой белый. (заяц)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дыбы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
Какой зверек опасный
Ходит в шубе красной?
Снег разгребает
И мышей хватает? (лиса)
(по одному картинки вывешиваются на доску)
Логопед: Молодцы, ребята. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверят?
Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.
Логопед: Чем покрыто тело животных?
Дети: Тело животных покрыто шерстью.
Логопед: У всех животных есть свои детеныши! А вы знаете кто у кого?
Игра «У кого кто?»
У волка-, у лисы, у зайца, у белки…
Игра“Чей хвост, чья голова?”.
Логопед: Посмотрите здесь животные спрятались за чудом-деревом. Посмотрите внимательно, кто прячется за деревом. Расскажите кого вы видите. Составьте предложения со словом «значит». А чей здесь выглыдывает хвост?
Дети: Лисий хвост. Я вижу лисий хвост, значит за деревом прячется лиса.
Логопед: Чьи это уши?
Дети: Заячьи уши. Я вижу заячьи уши, значит за деревом прячется заяц.
Логопед: Чья это голова?
Дети: Беличья голова. Я вижу беличью голову, значит за деревом прячется белка.
Логопед: Чьи это лапы?
Дети:(волчьи лапы) Я вижу волчьи лапы, значит за деревом прячется волк.
У зайца хвост короткий, а уши …
Заяц пушистый, а ёжик …
У белки большой хвост, а у зайца …
Лиса рыжая, а волк …
«Отгадай, кто?»
Логопед: Молодцы, ребята, угадали. А сейчас игра «Отгадай, кто?». Я буду называть действие животного, а вы должны отгадать, кто это животное.
Кто? юркнул в дупло
Дети: Белка юркнула в дупло
Логопед: Кто? спрятался в нору
Дети: Лиса спряталась в нору
Логопед: Кто? укрылся под кустом
Дети: Заяц укрылся под кустом
Логопед: Кто? живет в логове
Дети: Волк живет в логове
Логопед: Обобщим наши знания о диких животных. (вешаю план-схему) Давайте вспомним, как мы описываем по схеме животных. (Объяснение по схеме)
По двое описываем одного животного. Опишем волка и белку (даю им картинку животного)
Белка рыжий мех на серый,
Словно модница,меняет
И в дупле своем орехи
На всю зиму запасает!
Дети: Белка живет в дупле дерева. Она быстрая, легко прыгает. По размеру она маленькая. Зимой она свой красивый рыжий мех меняет на серый. Тело покрыто мягким мехом. Детеныш у нее –бельчонок. У нее есть мордочка, уши –кисточкой и длинный пушистый хвост. На лапках- когти. Белка не кричит, а цокает» ц-ц-ц». К зиме белка запасает на зиму орехи, шишки, грибы.
Логопед: День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые — торчком.
Дети: Волк- хищное животное, живет в логове. Среднего роста. Внешне похож на собаку, шерсть у него серая, он быстро бегает. Детеныш- волчонок, малыши- волчата похожи на щенят. У волка есть морда, шея, туловище, хвост, лапы. Волки воют. Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке на мелких зверей.
Развитие мелкой моторики
Ах, как стало хорошо
Вдруг пушистый снег пошел
И ребята очень рады
Поиграть в снежки им надо.
Я снежок в руках катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем снежок прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Снежок летает между рук!
Ты снежок скорей лови
И в корзину убери.
Игра «Закончи предложения»
Логопед: Ребята, подумайте про кого можно так сказать?
Неуклюжий, как…
Быстроногий, как…
Хитрый, как…
Голодный, как…
Колючий, как…
Дидактическая игра «Чья семья?»
А вы знаете что
В любой семье на свете
Есть взрослые и дети
У людей – ребята,
А у зверей – зверята
Всю семью мы соберем
Правильно всех назовем.
За столы вы проходите и на карточку смотрите.
Перед вами лежит карточка с изображением пап диких животных. Вам необходимо найти мам и детенышей. Собрать всю семью вместе.
Илья, назови заячью семью. (Папа-заяц, мама - зайчиха, детеныш - зайчонок, два - зайчонка.) Чья это семья? (Заячья.)
Тимур, назови лисью семью. (Папа-лис, мама - лиса, детеныш - лисёнок, один лисенок.) А это чья семья? (Лисья.)
Аня, назови волчью семью. (Папа-волк, мама - волчица, детеныш - волчонок, три волчонка). Чья это семья? (Волчья.)
Ребята, чью семью мы не встретим зимой в лесу? (Медвежью.)
А еще, какое дикое животное спит зимой? (Ежик).
Логопед: Молодцы, все семьи отгадали.
Маму, папу и детенышей правильно назвали.
8. Физкультминутка
Ах, какой в лесу мороз!
Ну-ка, все потрите нос!
Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши,
Грозят правым указательным
пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
Указательным и большим
пальцами держатся за мочки
ушей и вращают их вперёд,
затем назад.
По коленкам постучали,
Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали,
Руки скрестить на уровне груди,
хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали!
Топают нога
Дидактическая игра «Кто, где живет?».
Ой, ребята, посмотрите
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают – как, куда?
Помогите, детвора!
Логопед: Помогите диким животным найти свой дом.
А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)
Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)
Где спряталась белка? (Белка спряталась в дупле.)
А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)
Бегал зайка целый день,
Сделать дом ему не лень.
Да боится, что в домишко
Заберется лапой мишка,
Серый волк или лиса,-
Лучше бегать по лесам.
Дом у зайца под кустом,
Жить удобно в доме том.
Итог занятия
Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют.
Строят прочное жилище.
Место сбора сами ищут.
По своим живут законам.
Их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным,
Их повсюду охранять.
Вы сначала улыбнитесь и немного покружитесь.
А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!
Оглянитесь все назад:
Вы попали в детский сад!
5. Итог занятия
Логопед: Ребята! О ком мы с вами говорили?
Дети: О диких животных.
Логопед: Каких диких животных мы с вами разбирали?
Дети: Мы говорили о волке, зайце, белке и лисе.
Логопед: Почему они дикие?
Дети: Они живут в лесу и сами заботятся о себе и своих детенышах: добывают корм, строят жилища.
Рефлексия
Логопед: Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание выберите себе смайлик. Если у вас хорошее настроение, если вам все было понятно на нашем занятии- берете веселого смайлика, если, что-то было непонятно- берете задумчивого смайлика. Ну а если вам совсем ничего не понятно, у вас грустное настроение,- берем грустного смайлика.