Наталья Назарова
Конспект занятия «Дикие животные» для детей дошкольного возраста с ОНР
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме:
Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи по теме «Дикие животные».
Задачи:
Образовательные:
1. Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
Публикация «Конспект занятия „Дикие животные“ для детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
2. Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;
3. Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Обогащать словарный запас по теме: «Дикие животные»;
2. Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;
3. Формировать умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
4. Формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
5. Развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
6. Развивать слухоречевую память, внимание;
7. Развивать умение координировать речь с движением.
Воспитательные:
1. Повышать активность детей, прививать интерес к логопедической непосредственной образовательной деятельности;
2. Прививать любовь к природе, животным.
Материал: флешка, презентация, конверт с загадками, картинка с наложенными изображениями, медали, разрезные картинки по количеству детей, шарики Су- Джок.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Методы и технологии:
- словесные (беседа, рассказ);
- здоровьесберегающие технологии (физминутки);
- ИКТ (демонстрация слайдов);
- личностно – ориентированные;
- арттерапия (музыка);
- Су – Джок терапия;
Возрастная категория: 6-7 лет.
1. Вводная часть.
Рассказ стихотворения:
Здравствуй лес, чудесный лес
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Темной ночью грозовою.
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи,
Ты же видишь, мы пришли.
(Приложение 1, слайд 1). «Лес»
Арттерапия:
- Ребята, послушайте, как шумит лес.
(Звукозапись «Шум леса»)
-Ребята, останемся в лесу?
-Посмотрим какие животные здесь живут? (да)
2 Основная часть
Ребята, какие звери живут в лесу? (Лесные звери)
1. Загадки
Сейчас я вам загадаю животных, а вы угадайте, кто это:
а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь).
(Приложение 2, слайд 1)
б) Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
(Приложение 2, слайд 2)
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса).
(Приложение 2, слайд 3)
г) Всё время по лесу он рыщет. Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк. Кто скажите это - … (волк)
(Приложение 2, слайд 4)
д) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка).
(Приложение 2, слайд 5)
е) Словно елка, весь в иголках. Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач. Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это. (ёж)
(Приложение 2, слайд 6)
Игра с массажными мячиками «Ежики».
Ежик, спрячь свои иголки – мы же дети, а не волки!
(Сжимаем мяч в руке, перекладываем из руки в руку)
Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить.
(Катаем мяч по столу левой, затем правой рукой)
Ёж иголки отряхнул, завернулся и заснул.
(Катаем и сжимаем мяч в обеих руках)
А вот самая последняя загадка:
ж) Не голос – громкая труба, Большая верхняя губа, На нём - громадные рога. Ему природа дорога. В лесу крупнее зверя не нашлось. Раз он – сохатый, значит – (лось).
(Приложение 2, слайд 7)
2. Игра «Кто кем раньше был?».
А сейчас я с вами поиграю. Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами). Медведь был кем? – медвежонком. Лиса – лисенком. Заяц – зайчонком. Ёж – ежонком. Волк – волчонком. Белка – бельчонком. Лось – лосенком.
(Приложение 3, слайд 1)
3. Игра «Мама, папа и детеныш».
Ребята, у каждого животного есть семья. Давайте скажем, кто входит в состав семьи каждого животного.
Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок.
Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок.
Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок.
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок.
Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок.
Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок.
Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок.
Физкультминутка:
А теперь, ребята, прогуляемся по лесу
Дети поднимаются и выходят в центр зала.
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо)
Там деревья подрастают, (Плавно через стороны поднимают руки)
К солнцу ветки направляют (руки вверх)
Ветер сильный налетает
И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)
Тише, тише не шуми,
Лесных зверей хотим найти.
4. Беседа «Кто где живет?».
Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением):
У лисы дом называется – нора. Лиса живет в норе. (Приложение 4, слайд 1)
У медведя дом – берлога. Медведь живет в берлоге. (Приложение 4,слайд 2). У волка дом называется логово. Волк живет в логове. (Приложение 4,слайд 3).
Заяц живет под кустами. (Приложение 4, слайд 4).
У ежа дом называетс- норка. Еж живет в норке. (Приложение 4, слайд 5).
У белки домик – дупло. Белка живет в дупле. (Приложение 4, слайд 6).
Лось живет вдалеке от людей, в чаще. (Приложение 4, слайд 7).
5. Рассказ «Кто чем питается?»
Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные. (Дети отвечают на вопрос). Я вам расскажу, какое это животное.
Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это хищное животное. (Приложение 5, слайд 1).
Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу. Медведь хищник. (Приложение5,слайд 2).
Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. Это травоядное животное. (Приложение 5, слайд 3).
Волк питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Это хищное животное. (Приложение 5, слайд 4).
Белка питается грибами и орешками. Это животное называют грызуном. (Приложение 5, слайд 5).
Еж питается грибами, яблоками, ужами, лягушками.
(Приложение 5, слайд 6).
Лось питается мхами, грибами, ягодами, корой ивы, сосны, осины. (Приложение 5, слайд 7).
Задание от лисы: «Мои лисята очень любят играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей».
6. Физминутка
Логоритмическое упражнение «На водопой»
(Дети выполняют движения согласно тексту, делая шаги на каждый ударный слог).
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом).
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).
За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).
За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).
Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).
Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают «лакательные» движения).
Молодцы ребята! Лисе и лисятам очень поправилась игра.
7. Игра «Чьи уши? следы? хвост?» (образование притяжательных прилагательных по картинкам игра - лото).
Ребята, когда животные идут по снегу, они оставляют что? (следы). Следы медведя, чьи это следы? – медвежьи. Волка – волчьи. Лисы - лисьи. Зайца – заячьи. Ежа – ежиные. Белки – беличьи. Лося – лосиные.
А сейчас я положу на стол перевернутые карточки с ушами и хвостами зверей, а вы ту, которую вытяните, скажите, чьё это.
8. Рассказ «Опиши животное».
Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей дошкольного возраста о животном, которое хочет нам описать по плану: Кто это __ опиши его __ где живет __ чем питается __ назови членов его семьи. (Дети описывают животное).
9. Игра «Четвертый лишний».
Ребята сейчас я вам буду называть слова, а одно из них лишнее. Подумайте какое это слово и объясните свой выбор: - лиса, кошка, заяц, медведь, волк; - белка, медведь, жираф, заяц, лиса; - корова, лошадь, лиса, овца.
10. Беседа «Кого не увидишь зимой?».
Ребята, скажите, всех ли животных, о которых мы сегодня говорили можно увидеть зимой? (нет). Почему? (Медведь и еж впадают в спячку).
Подведение итогов непосредственной образовательной деятельности:
О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы для себя узнали? Что было интересно? Понравилось ли вам наше путешествие к диким животным?
Молодцы, ребята! Вы пополнили все задания диких животных!
Вы очень порадовали меня и гостей своими ответами.
Звери приготовили для вас в подарок медали. (Детям раздаются медали «Я знаю диких животных»).