Раиса Муковнина
Конспект занятия «Деревья родной стороны» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Тема: Деревья родной стороны
Цель:
формирование первоначальных патриотических чувств.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.
Публикация «Конспект занятия „Деревья родной стороны“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
3. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т. д.).
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
2. Развивать связную речь у детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предшествующая работа:
1. наблюдения за живой природой на прогулке;
2. разучивание стихов о природе;
3. наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
4. чтение литературы природоведческого характера;
5. рассматривание иллюстраций о лесе;
6. знакомство с Красной книгой Красноярского края.
Словарная работа:
береза, осина, ель, сосна;
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор;
хвойный лес, лиственный лес;
белоствольная; хвоинки, хвоя.
Материалы к занятию:
1. ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
2. иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
3. хвоя сосны и ели в тарелочках;
4. шишки сосны и ели в контейнерах;
5. иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
6. мяч для игры;
7. раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.
1 часть.
Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
- Ребята, куда это мы с вами попали?
- В лес.
- Почему вы решили, что это лес?
- Птицы поют, вокруг много деревьев.
- Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:
«Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек». (Дерево)
- Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.
- Чем похожи все деревья между собой?
- У них есть ствол, ветви, листья, корни.
- Но не все деревья, которые вы назвали, растут в Красноярском крае. Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.
2 часть.
- Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
- Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы? (Осина).
- Послушайте загадку:
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…осины».
- Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
- Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке.
(Из книги «Лесная мозаика»)
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
3 часть.
- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Кто знает загадку про ель и сосну?
«Зимой и летом одним цветом».
- Почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
- Что вы можете рассказать о ёлочке?
- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
- Чем они похожи?
- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
- Иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
- Что вы расскажете про сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
4 часть.
- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).
5 часть.
- Красивы леса Красноярского края в любое время года!
(Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов).
- Какие краски использовал художник в зимнем лесу?
- Синие, белые, голубые.
- В осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья?
- В красный, желтый, коричневый, золотой.
- Как сберечь такую красоту?
- Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.
«- Ты чего скрипишь, береза?
- Стынут корни от мороза.
- Ты чего вся побелела,
Прячешь ветки в кружева?
- Я совсем заледенела.
Но не бойся…я жива».
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу Красноярского края только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
(Прошу ребенка прочитать стихотворение).
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!