Ольга Коваленко
Конспект занятия «Деревья осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Буратино» города Смоленска
(старшая группа)
Выполнила:
Коваленко Ольга Викторовна,
воспитатель
второй младшей группы
2015 год
Образовательная деятельность для детей старшей группы
Цель: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года.
Публикация «Конспект занятия „Деревья осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, выдувание трубочкой от сока).
Развивающие:
Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Развивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкуса.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Материал для занятия : альбомные листы с готовым фоном (выполненным на предыдущем занятии, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, трубочки из-под сока.
Репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина
Предварительная работа:
• Экскурсии по участку детского сада
• Рассматривание осенних иллюстраций
• Чтение стихов об осени
• Беседы с детьми об осени и осенних явлениях
Ход ОД:
- Послушайте, ребята, историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.
В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:
- Что случилось?
- Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала воспитательница. - На дворе осень.
- А и правда! - расстроено сказал один мальчик. - Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди, и дует сильный ветер.
- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!
- А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете.
- Осень разной бывает : хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение…
Давайте передадим друг другу доброе настроение и настроимся на совместную работу!
- А теперь, ребята, отгадаем загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)
- Ребята, назовите деревья, которые растут в лесу?
- Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей.
Динамическая пауза «Мы по лесу шли…»
- Давайте представим, что мы находимся в лесу.
(Вносим корзинку с натуральными листьями)
- Это подарок Осени.
(Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол)
- Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает.
Листья по ветру кружатся
И под ноги к нам ложатся
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем…
ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»
(Дети становятся в круг, двигаясь по кругу, произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте)
Мы по лесу шли, мы листок нашли,
Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….
… листик липовый нашли…
…от березы лист нашли…
…мы кленовый лист нашли!
- А теперь вернемся к нашей истории.
Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.
- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил.
А когда ветер успокоился, воскликнул:
- Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.
Эксперимент «Как листья опадают»
- На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
- Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
- Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? (Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся)
- Посмотрите на дерево и вспомните его строение.
(Ребенок выходит к доске называет и показывает части дерева)
- А теперь полюбуемся картинами художников
Дети рассматривают картины (И. Левитана, И. Шишкина)
- Ребята, а как называются картины, на которых нарисована природа? (пейзаж). Какое время года изобразили художники на своих картинах? (осень) Осень очень красивое время года. Назовите месяцы осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Что рисует художник на пейзажах? (деревья, небо, облака, море, реки, горы, дома).
- Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и создать свой осенний пейзаж. Но рисовать дерево мы будем необычным способом. Нам понадобятся краски акварель, кисть, вода и трубочка от сока.
- Подумайте, с чего мы начнём рисовать дерево? (Со ствола)
- Правильно. Нарисую кистью прямой высокий ствол. Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть и проведу прямую линию.
- Каким цветом будем рисовать дерево? (Коричневым) Получился ствол дерева.
- А если – берёзу, то берем белую краску.
- Что еще надо дорисовать, чтобы получилось дерево? (Ветки)
- Правильно, ветки. На стволе дерева у меня образовались капельки, эти капельки я буду раздувать при помощи трубочки от сока в желаемом направлении. Вот так (показываем). И на глазах подрастают ветки у дерева.
- Ребята, получилось дерево? (Да)
- Чего не хватает? (Листьев)
- Чтобы получилось осеннее дерево, какие краски мы будем использовать для рисования листьев? (Желтый, красный, оранжевый, светло - зеленый).
- Давайте, вспомним, чем можно нарисовать листья на дереве? (кисточкой, пальчиком, ватной палочкой).
Самостоятельная деятельность детей
Способ изображения листьев дети выбирают сами. Дети рисуют деревья разными способами.
(Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Осень»)
Итог занятия :
- Какие, замечательные пейзажи у вас получились. Расскажите, кто какое дерево нарисовал? (ответы детей)
- Хорошо поработали ребята, а знаете ли вы стихотворения об осени? (чтение стихов детьми по желанию)
- Спасибо за работу.
Источники
1. Лыкова М. И. Изобразительная деятельность в детском саду- М. : Просвещение, 2013.- 112 с.
2. Николаенкова С. В. Развитие творческих способностей детей в детском саду. – М. : Дрофа, 2011. – 204 с.
3. Изображение. [Электронный ресурс] https://vospitatel.com.ua/zaniatia/kompleksnye/issleduem-listya.html ( дата обращения: 23.09.2015).