Ирина Клочкова
Конспект занятия для старшей гпуппы ДОУ (5–6 лет) «День путешественников»
Конспект по познавательному развитию
в старшей группе МОУ СОШ №64 Детский сад «Галактика»
Клочкова И. С.
1. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие
художественно-эстетическое развитие
2. Тема занятия : День путешественников.
3. Цель: Развитие познавательной активности детей, творческого воображения, мелкой моторики рук.
Задачи:
Закрепить знания о профессии археолога, водолаза.
Расширять представления об обитателях подводного мира.
Закреплять умения создавать композицию заданной тематики
Публикация «Конспект занятия для старшей гпуппы ДОУ (5–6 лет) „День путешественников“» размещена в разделах
4. Индивидуальная работа с Айлин. (активизировать ребёнка в ходе НОД)
5. Оборудование: ёмкости с водой и песком, макет замка, макет морского дна, изображение морских животных, перламутровые бусины, цветные камешки, фонограмма «Шум моря», влажные салфетки, тренажеры «осьминожки».
6. Предварительная работа: лепка из солёного теста плоскостных фигурок морских животных, беседа с детьми на тему «Кто такой археолог?», «Кто такой водолаз?», рассматривание альбома «Мир природы. Обитатели моря».
Ход занятия
Воспитатель привлекает внимание детей, обращаясь к ним
Воспитатель:
Мне ладони покажите-
Правую и левую!
В кулачок скорей сожмите
Пальчики умелые.
Разожмите, рассмотрите…
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети,
Ловкие ладошки эти?
(Ответы детей)
Посмотрите на свои руки! Какие ваши руки? (Ответы детей)
Воспит: У мальчиков они крепкие и очень сильные, у девочек – нежные и ласковые. И у всех вас руки – умелые и очень трудолюбивые. Предлагаю нашим ручкам отправится в очень увлекательное путешествие. Кто с нами? Но для этого нам нужно надо разгадать загадку.
В нём солёная вода,
Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда.
(Море)
Что это? (Ответы детей). Да, ребята, наши пальчики-«путешественники» отправляются в далёкий путь к морю. Сначала мы пройдём по суше.
(Звучит весёлая мелодия)
Физминутка
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Дети проходят вдоль столов за воспитателем, перебирая пальцами по их поверхности. Подходят к ёмкости с песком, в которой закопан макет небольшого замка.
Игра "Морской ветерок"
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: "Морской ветерок уносит того, у кого красный цвет в одежде". Дети, у которых это есть, перемещаются, занимают другое место в кругу, берутся за руки.
"Морской ветерок уносит того, у кого бантик на голове (красивые туфельки, пышная юбочка, красивая рубашка, пуговки)".
Воспит: Ребята, посмотрите, что это такое? (Ответы детей) Холм. Интересно, что он таит в себе? Как вы думаете, что там можно найти?
Дети: (Ответы детей) Разные предметы, древние орудия труда, посуду, части или целый город.
Восп: Дети, а как называют людей, которые ищут древние предметы?
Дети: (Ответы детей) Археологи.
Дыхательное упражнение «Поймай ветерок»
Дети направляют струю воздуха на ладонь.
Воспит: Ребята, а как вы думаете, зачем они это делают?
Дети: (Ответы детей) Археологи хотят узнать, как жили люди раньше.
Воспит: А как думает Айлин?
Восп: А какими инструментами пользуются археологи при проведении раскопок?
Дети: (Ответы детей) Маленькими лопатками, скребками, щётками, кистями.
Воспит: Зачем археологи используют кисти и щетки? (Ответы детей) Как следует обращаться с находками?
Дети: (Ответы детей) Ученые откапывают предметы осторожно, чтобы не повредить их, а затем счищают песок кистями и щетками.
Воспит: Ребята, представим, что мы с вами археологи и ведём раскопки. Может быть и мы с вами найдём что-нибудь интересное.
Воспитатель раздаёт кисти, дети очищают макет от песка.
Воспит: Ребята, а что это? (Ответы детей). Правильно, замок. Наверное, когда-то его построили на берегу моря. Прошли века и его засыпало песком. Мы с вами сейчас провели раскопки, и теперь все могут любоваться замком. А мы продолжим наше путешествие.
Звучит фонограмма «Шум моря». Дети проходят вдоль емкости с песком за воспитателем, перебирая пальцами по поверхности песка, самой ёмкости, подходят к ёмкости с водой.
Воспит: По песчаному берегу, мы подходим к морю. Послушайте, как оно шумит? (Ответы детей) Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? (Ответы детей) Что видите? (Ответы детей)
Дети отвечают на вопросы, перебирают гальку пальцами, играют с водой. По окончании вытирают руки салфетками.
Игра – релаксация «На берегу моря»
Цель: развивать внимание детей. Учить прислушиваться к своим ощущениям.
Ход игры: дети ложатся на спину, расставив руки и ноги в стороны, и закрывают глаза. Водящий (взрослый) включает музыку «Шум моря» и начинает описывать берег моря, шум волн, как греет солнце, предлагая детям представить самостоятельно эту картинку, «ощутить» ее.
Воспит: В морских глубинах обитает множество удивительных и разных животных. Ребята, как человек может наблюдать за ними? Какие приспособления и аппараты помогают опускаться на дно?
Дети: (Ответы детей) Водолазный костюм, акваланг, маска, подводная лодка, батискаф.
Воспит: Ребята, как называют людей, которые опускаются на дно океанов, морей? (ответы детей). Ребята, предлагаю стать водолазами. Мы опускаемся на морское дно (выполняются имитационные движения). Вода чиста и прозрачна, а мы плывём все глубже и глубже. И вот мы на морском дне.
Дети за воспитателем подходят к столу, покрытому голубой тканью. На нё м оформлен ландшафт морского дна: разложена галька, изображение обитателей морского дна.
Воспит: (достаёт тренажеры «осьминоги») Посмотрите, кто-то притаился под камнем? (ответы детей) Они смотрят на нас, наверное, хотят, чтобы с ними поиграли. Давайте мы с вами поиграем с осьминогами.
Каждый ребёнок надевает на палец резинку, к свободному концу прикреплён осьминог, и играет с ним. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспит: (проговаривает текст)
Я весёлый осьминог,
У меня так много ног,
Чтоб удобно было мне
Жить среди камней на дне.
Сильным, ловким быть стараюсь,
Приседаю, поднимаюсь,
С рыбкой в танце закружусь
И на камни опущусь
Осьминоги прячутся среди камней, а мы отправляемся дальше. (Дети снимают «осьминогов» с пальцев). Ребята, а кого мы еще можем встретить на морском дне? Воспитатель показывает изображения обитателей моря, а дети называют животных, описывают их внешний вид, повадки.
Воспит: Привлекает внимание детей изображением кораллов. Ребята, а какие здесь красивые кораллы! Как вы думаете, на что они похожи. (Ответы детей).
Воспит: Посмотрите, ребятки, между кораллами лежат раковины. Попробуем раскрыть одну из них, посмотрим,что там. Бусинка-жемчужина! За блеск и красоту жемчуг называют «слезами моря». Его используют для изготовления украшений. Давайте соберем немного ракушек и жемчуга на память о путешествии, а нам пора возвращаться на сушу там нас ждёт интересное дело.
Дети набирают бусины, ракушки. Звучит фонограмма шума моря.
Воспит: Предлагаю использовать дары моря и солёное тесто, чтобы приготовить сувениры, а для кого вы решите сами. Мы будем лепить морских животных, каких сами пожелаете, и украсим их цветными камешками или жемчугом как захотите. Не забывайте о ваших помощниках: влажные салфетки, стеки, кисти, вода.
Дети рассаживаются за столы, где лежат стеки, выполняют задание.
Воспит: Какие замечательные получились у вас сувениры! Вот какие умелые у вас ручки! Ребята, а вам понравилось путешествие? (Ответы детей) Что интересного вы расскажите своим друзьям или родителям о путешествии? (Ответы детей) Айлин, а тебе, что заполнилось в путешествии? Какие профессии вы теперь знаете? (Ответы детей) Нам с вами предстоит совершить ещё немало увлекательных путешествий. Мы будем лепить, рисовать, мастерить и строить, и в этом нам помогут наши умелые пальчики!
Солнце красное взойдёт,
Утро новое придёт
Наши пальчики проснуться,
За работу вновь возьмутся.
Дети выполняют расслабляющие упражнения для рук.
Воспит: А свои красивые сувениры давайте пойдём и покажем малышам, а вечером подарим родителям. Это будет для них сюрприз.
Звучит фонограмма веселой мелодии.