Мария Талабаева
Конспект занятия «Что такое космос?»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал; глобус, модель солнечной системы, горошина, футбольный мяч, грейпфрут, микропланетарий, созвездия, чёрная ткань, звёздочки из фольги, подушки, карта ночного неба, фотография звездопада.
ТСО - магнитофонная запись.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня предлагаю отправиться в необычное путешествие. Это путешествие в бесконечность! Вы уже, наверно, догадались, что мы отправимся космос. Во Вселенную! Это космическое пространство. Оно величественно и бесконечно! Нам не нужно брать с собой особых вещей, и никакой вид транспорта нам не нужен. Я хочу, чтобы вы взяли с собой ваш пытливый ум, всю вашу фантазию и воображение! Вы готовы?
Публикация «Конспект занятия „Что такое космос?“» размещена в разделах
Дети: Готовы!
Воспитатель: Путешествие начинается.
(Педагог предлагает детям пройти и встать полукругом. Перед детьми модель солнечной системы).
Воспитатель: Ребята это модель солнечной системы. Сосчитайте, пожалуйста, сколько всего в ней планет?
Дети: В солнечной системе всего девять планет.
Воспитатель: Как называется планета, которая ближе всех к солнцу?
Дети: Ближе всех Меркурий.
Воспитатель: Ребята, покажите и назовите планету, на которой самая высокая температура?
Дети: Это Венера.
Воспитатель: Как называется третья планета Солнечной системы?
Дети: Это наша планета. Она называется Земля.
Воспитатель: На какой планете больше всего углекислого газа и сухого льда?
Дети: На Марсе.
Воспитатель: Ребята, назовите и покажите планету, у которой 16 спутников?
Дети: Это планета Юпитер.
Воспитатель: У какой планеты есть кольцо, которое образовано множеством его спутников?
Дети: У Сатурна.
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, планету Уран.
Воспитатель: До какой планеты можно долететь на ракете за 20 лет?
Дети: Это планета Нептун.
Воспитатель: Как называется самая дальняя планета Солнечной системы?
Дети: Плутон.
Воспитатель: Ребята, а на какой из этих планет больше света?
Дети: На Меркурии.
Воспитатель: Что помогает нашей планете Земля не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода?
Дети: Помогает воздушная оболочка.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Его по-другому называют атмосферой. Это удивительная «рубашка», которая защищает нашу планету не только от перегревания, но и от космических метеоритов, а также от космической радиации.
Воспитатель: Ребята, а почему планеты не падают?
Дети: Потому что они безостановочно летят каждый по своей орбите.
Воспитатель:; Ребята, а что является главным в солнечной системе?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Что такое солнце?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, солнце - это огромная звезда! Температура на её поверхности достигает 20млн. градусов. Нам кажется, что солнце –маленький кружочек. Это потому, что оно находится от Земли на огромном расстоянии. Солнце – это шар-великан! Если поставить солнце рядом с землёй - это выглядело бы так (на стол ставиться футбольный мяч и рядом горошина). Ребята, от Земли до Солнца огромное расстояние. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету. Ребята, как вы думаете, могла бы быть жизнь на земле без солнца?
Дети: Я думаю, что нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Солнце даёт тепло. Без тепла нет жизни. Без Солнца наша планета замёрзнет.
Воспитатель: Правильно! Это также заметили древние люди и поклонялись солнцу как богу! Солнце - это ближайшая к земле звезда. Также солнце - это центр солнечной системы, и наша планета Земля находится в этой солнечной системе.
(Дети подходят карте ночного неба).
Ребята посмотрите на карту ночного неба. Что вы видите на ней?
Дети: Много звёзд.
Воспитатель: Как вы думаете, они большие или маленькие?
Дети: Они маленькие.
Воспитатель: Ребята, в старину люди думали, что звёзды - блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда ещё не знали, что каждая звезда - отдельное Солнце, которое миллиарды раз больше земли!
Звёзды - громадные раскалённые шары, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.
Воспитатель: Ребята, а вы наблюдали за звёздным небом?
Дети: Да.
Воспитатель: Звёзды мерцают на небе одинаковым цветом?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, звёзды мерцают разным цветом; голубым, белым, жёлтым, красным. Закройте глаза и представьте себе эту красоту!
Белые и голубые звёзды - очень, очень горячие. Они горячее Солнца. Жёлтые холоднее белых и голубых они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красного цвета холоднее Солнца.
Ребята, каждые 30 лет жители нашей планеты наблюдают интересное явление «звёздный дождь».
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте немного пофантазируем (включается тихая музыка). Представим себе, что мы находимся в космическом пространстве. Вокруг сияют звёзды. Мы тянемся к ним (дети поднимают руки). Стараемся к ним прикоснуться. Сколько звёзд! А сейчас мы их собираем (дети считают) одна звезда, две звезды, три, четыре, пять, …. десять звёзд.
А вот летит комета (приседают). И снова наши руки тянутся к звёздам. Как это здорово очутиться среди звёзд. Давайте «отпустим» звёзды, которые мы «собрали» (десятая звезда, девятая…. первая).
Воспитатель: Когда в ночной тишине смотришь на звёзды, сами собой в голове рождаются разные сказки, одна красивее другой.
Звёздное небо - это целая книга сказок! Ещё древние люди заметили, что некоторые яркие звёзды, расположены недалеко одна от другой, образуя различные фигуры, напоминающие птиц, зверей и людей. Эти фигуры из звёзд люди назвали созвездиями и дали им имена (на магнитной доске выставлены разные созвездия).
Воспитатель: Вот здесь потребуется нам с вами включить своё воображение и фантазию. Посмотрите, пожалуйста, сюда. (Показывается созвездие Большой Медведицы).
Ребята, узоры созвездий не всегда похожи на те предметы и фигуры птиц и животных, именами которых они названы. Вот созвездие Большой Медведицы, что он вам напоминает?
(Ответы детей).
Воспитатель: Созвездие Большой Медведицы скорее напоминает изображение ковша, чем медведя. Правда? Посмотрите Большой ковш на небе. Все люди видят одинаково, а вот вообразить там медведицу можно по- разному.
Всего, ребята, на небе 88 созвездий и у каждого своё имя. (Предлагается послушать стихотворение «Созвездие»).
Воспитатель: Ребята, я много вам рассказывала о созвездиях. Наверняка вы запомнили некоторые из них и сейчас мы поиграем в игру.
Д/и «Найди и назови созвездие».
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что среди этих созвездий есть зодиакальные созвездия, которые принадлежат определённым месяцам в году. Назовите, кто вы по гороскопу.
(Дети называют свои зодиакальные знаки).
Воспитатель: Предлагаю составить их из звёзд.
(На паласе чёрное полотно, на подносе звёзды. Дети садятся вокруг ткани на подушки).
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Давайте встанем и полюбуемся вашими созвездиями. Я надеюсь,что они принесут вам удачу и счастье!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где кроме тёмных частей суток можно наблюдать за звёздами. Увидеть звёздное небо?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, за звёздным небом можно понаблюдать в планетарии. Такое сооружение есть в столице нашей Родины - в Москве. Когда будете взрослыми, обязательно его посетите.
А сегодня мы можем посмотреть на созвездия, используя микропланетарий (дети рассматривают созвездия в микропланетарий)
Воспитатель: Ребята, наше необыкновенное путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, с какой частью природы познакомились?
Дети: Космическое пространство относится к неживой природе.
Воспитатель: Вам понравилось? Было интересно?
Дети: Было очень интересно. Мы узнали много нового.
Воспитатель: Ребята, космическое пространство во многом остаётся тайной для человечества. Много времени понадобится, чтобы изучить его, как следует. Много лет будут летать в космос сотни экспедиций, тысячи исследователей, если захотите, то среди них будите и вы.