Валентина Трофимова
Конспект занятия «Богородские игрушки»
▼ Скачать
Конспект занятия «Богородские игрушки». Воспитатель: Трофимова В. П.
Данный материал будет полезен для воспитателей групп младшего возраста. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественно – эстетическое развитие», «Социализация».
Цель: формирование знаний детей о Богородской игрушке.
Публикация «Конспект занятия „Богородские игрушки“» размещена в разделах
Задачи: • Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.
• Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.
• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность.
• Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому.
• Развивать умение отличать богородские игрушки.
• Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.
• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками.
Планируемые результаты: дети знакомятся с Богородскими игрушками; знакомятся с историей промысла получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками
Словарь новых слов: игрушечное ремесло, купец.
Оборудование и материалы:
• Богородские игрушки :
Оборудование. Матрешки, богородские игрушки. дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.
• Иллюстрации, картинки – раскраски.
Ход НОД
Воспитатель. : Отгадайте загадку:
Мы хотя и небольшие, Но такие славные:
Все цветами расписные, А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки. Кто же мы?
--- Дети. Матрешки. Показ матрешек.
Воспитатель. - Из чего делали матрешек? Д. Из дерева.
Воспитатель. - А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой. Эти деревянные игрушки, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины.
Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина кусочек дерева и вырезала игрушку. Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. А выросли – забросили свою Ауку.
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней купец и кричит:
– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?
– А не вырежешь таких еще? Все куплю. – Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство свое показывать.
Воспитатель. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами.
Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.
Воспитатель: Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от остальных?
Дети. - Они не раскрашены.
Воспитатель. - У мастеров выработалась своя художественная манера, свой стиль резьбы. Но они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже интереснее, и перестали их красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
Воспитатель: - А что необычного в этих игрушках?
Дети: Они не такие как наши игрушки, сделаны из дерева.
Воспитатель: Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки. Воспитатель: Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь. Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь.
А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо
клевать зерна.
Воспитатель: демонстрирует клюющих курочек.
Встрепенется петушок. О дощечку стук да стук.
Вместе с курами тук-тук. Никогда не устают.
Куры зернышки клюют, А яичек не несут.
Вот какие странные Куры деревянные!
Дети: рассматривают игрушки. !
Воспитатель: Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями. А затем покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем с вами раскрасить картинки деревянных игрушек. Дети выполняют работу.