Папки-передвижки

Конспект занятия-беседы для старших дошкольников «Год. Времена года»

Артемьева Татьяна
Конспект занятия-беседы для старших дошкольников «Год. Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о времени. Начнем с такого понятия, как год.

Что такое год?

Год — это промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца — двенадцати месяцам, т. е. время, за которое планета Земля делает один полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.

Знаете ли вы, какую форму имеет планета Земля?

Земля по форме напоминает шар. Она быстро мчится в космическом пространстве, участвуя сразу в нескольких движениях: во-первых, она вращается вокруг своей собственной оси, во-вторых — вокруг Солнца.

Публикация «Конспект занятия-беседы для старших дошкольников „Год, Времена года“» размещена в разделах

За год Земля обернется вокруг своей оси 365 и 1/4 раза! Время полного оборота нашей планеты вокруг ее оси называется сутками. В сутках 24 часа.

В обычном году — 365 суток, а в високосном, наступающем раз в четыре года, — 366 суток.

Откуда же берутся дополнительные сутки?

А вот откуда. Одна четвертая часть суток — это шесть часов. За четыре года набегает 24 часа, т. е. целые сутки. Их добавляют к самому короткому месяцу года — февралю. Поэтому в високосном году в феврале не 28, а 29 суток.

Послушайте стихотворение «Межпланетный корабль».

Летит Земля, в пути пересекая

12 месяцев, 12 разных стран.

Вот сентября корона золотая,

Вот мая изумрудный океан.

Летит Земля, летит в волнах эфира,

Круг совершая в звездной полумгле.

А мы с тобою только пассажиры

На этом межпланетном корабле!

Как же определить, когда начинается год?

Разные народы определяли начало года по-разному.

В Древней Руси наступление Нового года было связано с пробуждением природы от зимнего сна. Поэтому начало года отмечалось 21 марта — в день весеннего равноденствия.

Как вы думаете, что такое равноденствие?

Это такие сутки в году, когда день и ночь равны.

Традиция встречать Новый год в марте продолжалась на Руси вплоть до 1342 г. А с 1343 г. Новый год стали праздновать 1 сентября. В этом также заложен глубокий смысл, ведь к началу осени закончены многие полевые работы, собран богатый урожай зерна, овощей и фруктов, и в жизни крестьян начинается новый период.

А когда мы отмечаем приход Нового года?

Мы отмечаем приход Нового года с 31 декабря на 1 января. Такой обычай ввел в России царь Петр I в 1700 г. Он повелел всем жителям встречать Новый год торжественно, украшать дома и площади зелеными красавицами-елками, наряжать их, жечь на улицах костры, водить хороводы, устраивать фейерверки, дарить друг другу подарки.

Послушайте стихотворение об этом празднике.

За что мы любим Новый год?

За то, что он с собой несет

Подарки, поздравления,

Концерты, представления,

Хороводы и веселье

Под густой смолистой елью.

Мы в морозный звездный вечер

Провожаем старый год.

Знаем, что ему навстречу

Новый, молодой идет!

Новый год — день рождения года, «как его встретишь, так весь год и проведешь», — давно заметили люди.

Давайте поговорим о том, когда и как отмечали, да и сейчас отмечают Новый год в других странах.

В еврейском календаре Новый год начинается осенью — 4 или 5 сентября. Это связано с появлением на небе молодого месяца.

Новый год по восточному календарю наступает после новолуния, между 20-ми числами января и февраля, и посвящается какому-либо животному: лошади, овце, обезьяне, петуху, собаке, кабану, крысе, волу, тигру, кролику, дракону, змее.

У древних греков начало года совпадало с серединой зимы, с самыми короткими зимними днями, когда «солнце на лето поворачивает». Позже в Греции стали встречать Новый год в самые длинные, летние дни. Тогда солнце поворачивает на зиму.

Какие времена года вы знаете?

Какой вы представляете зиму?

Снежной, морозной, со льдами и сугробами. Зимой солнышко высоко не поднимается, греет слабо. Небо затянуто тучами, из которых сыпятся снежинки, укрывающие землю-матушку теплым одеялом.

А что случается зимой с водой в реках, озерах, прудах?

Вода в водоемах замерзает. Недаром говорится: «Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь — с мосточками» .

Играют вьюги белыми снежными лентами, то завивают, то развивают их, а метели заметают дороги и тропинки.

Медведь сладко спит в берлоге, ежик — в норке, белка прячется в дупле, а зайка — в сугробе под кустами.

Послушайте стихотворение «Зимушка-зима».

Приехала на тройке

Коней быстрых, бойких

Зимушка-краса,

Ледяная коса.

В белой шубке до пят,

Стала тешить ребят.

Махнула рукавом правым —

Инеем покрылись травы,

Махнула рукавом левым —

Земля заледенела.

Ударила молоточком —

Сковала реку мосточком.

Взяла лыжи, сани,

Ребятишек манит:

«Выходите на простор,

Да с крутых катайтесь гор».

Следом за Зимушкой-зимой приходит Весна-крас- на! Солнце поднимается выше, греет сильнее. Тают снега и льды, звенит капель, шумят весенние воды, плывут по рекам льдины. Прилетают из теплых стран и вьют гнезда перелетные птицы. Деревья одеваются листвой, а земля — травой и цветами. Все оживает и обновляется.

Послушайте стихотворение «Вешние воды».

Пахнет вешней влагой

Ветерок сырой.

В ямах и оврагах

Снег лежит горой.

Щука разбивает

Лед в реке хвостом,

А весна ломает

Золотым шестом.

Зашумели воды,

Льдины понеслись

Дружным хороводом

По теченью вниз.

Так сильна водица,

Что сказали б встарь :

«Ей остановиться

Не прикажет царь!»

Даст земле напиться

Щедрая река,

Зеленью гордиться

Станут берега.

Вырастет густая

На лугах трава,

В речке заиграют

Окунь и плотва.

Раз вода большая —

Значит хороши

Будут урожаи

Ячменя и ржи!

На смену весне приходит долгожданное жаркое лето. Летом все буйно растет, цветет, созревает.

Послушайте стихотворение об этом времени года.

Лето, лето — птица залетная!

Залетела ты в наши края.

Медом пахнут травы болотные,

Крылья бабочек — как кисея.

Погости у нас, лето красное,

Побалуй нас теплым деньком,

Да порадуй зорьками ясными,

Одари золотым медком!

Какое время года наступит вслед за летом?

Ну, конечно, осень. Давайте вспомним ее приметы. Дни становятся короче, пасмурнее. Часто идут дожди. Листья на деревьях делаются пестрыми: ярко-желтыми, красными, золотисто-оранжевыми, а то и лиловыми. Постепенно они высыхают и падают на землю, устилая ее пышным нарядным покрывалом.

Осенью растения и животные готовятся к долгой холодной зиме. А люди благодарят осень за щедрый урожай, снятый с полей и огородов, за лесные подарки — орехи, поздние грибы и ягоды.

Послушайте стихотворение «Осень-златовласка».

Осень, осень-златовласка,

Ты приходишь к нам из сказки.

Как прекрасен твой убор,

Янтарем горит узор!

Тихо бродишь на приволье

По лесам и по долинам.

Тебя встретим хлебом-солью,

Гроздью алою рябины.

В народе времена года сравнивают с людьми разного возраста: весна — это детство и юность человека; лето — расцвет жизни; осень — зрелые годы; зима — старость.

«Молодой — зелен, старый — сед» — так говорится в русской поговорке.

Почему же одно время года сменяется другим?

Это объясняется тем, что Земля во время вращения по-разному поворачивается к Солнцу, которое дарит ей свет и тепло.

Быстро проходят годы. Они складываются в десятилетия, а десять десятилетий составляют век. Значит век содержит ровно 100 лет!

Послушайте сказку.

Год

Жили-были в глухой лесной чащобе муж с женой — Годовик с Годовихой. Так их звали-величали. Изба у них большая, деревянная, снаружи украшенная резьбой, а внутри вышитыми занавесками, резинками, да цветными половинками.

Были в той избе и русская печка-кормилица, и стол, и лавка, и детская люлька.

Каждый год Годовиха рожала по сыну. Сыновей было так много, что называли каждого их родители, чтобы не запутаться, именем Год и прибавляли цифры.

Так появились на свет детишки с чудесными именами Год 2005, Год 2006. Сыновья росли быстро, не по дням, а по часам!

Вот родила как-то раз Годовиха сына, спеленала его, в люльку положила, стала люльку качать да колыбельную песню напевать.

А сынок вдруг распеленался и на ножки встал, белые зубки показал и весело засмеялся. На другой день по избе бегал, на лавку сам залезал, в оконце посматривал. На третий день совсем подрос. Надела Годовиха ему пальтишко, валенки, полушубок, шапку, дала в руки волшебный жезл ледяной и отпустила погулять по лесам и полям.

Вот Год все тропинки обегал, по березкам да осинкам жезлом постукивал, а когда к реке прибежал и коснулся призрачным жезлом воды — река тонким льдом покрылась. Рыбки да раки под ледяной крышей зимовать остались. Махнул Год волшебным жезлом на небо с облаками, полных снежинок — повалил с небес густой снегопад.

Ребятишки обрадовались! Новый Год настоящую зиму зимушку привел!

Стали она на коньках, на лыжах да на санках кататься. Год веселится вместе со всеми. То игру в снежки затеет, то горку ледяную построит.

Так один месяц пролетел. Догадайтесь, как его звали? Верно! Январь!

На смену ему Февраль пришел. Год тем временем еще подрос, окреп. Стал с вьюгами да метелями забавляться.

Годовик-отец смастерил сынишке саночки, легкие, быстрые. Год их за хвост к метели прицепит и давай по полям и лугам кататься. А рядом вьюга да поземка в догонялки с ним играют.

Ну вот поутихли вьюги да метели, небо голубее стало, а снег мягким, липким.

Год снова с ребятишками игры затевает: снеговика вылепит, а на голову вместо шляпы — дырявую корзину, сделает глаза — угольки, нос — морковка. А в руки метлу дадут: пусть дорожки разметает, весне пути расчищает.

Так незаметно месяц февраль и прошел. Март настал. Год еще подрос. Домой к матушке с батюшкой забегает: оладышек схватит, молока кружку выпьет и опять на улицу.

Уж больно воздух свежий, бодрый. Талым снегом пахнет, всюду ручейки бегут, сугробы темнеют, оседают. У Года дел много! Надо сосульки с крыш сшибать, ручейками дорогу расчищать, песенки капели слушать. За мартом и апрель настал — месяц большой воды.

Год только успевает реки ото льда очищать. Льдины ломаются, трескаются, плывут вниз по течению. «Ледоход пошел!» — люди говорят. Им и невдомек, что это Год своим волшебным жезлом лед ломает.

Совсем он в подростка превратился. Высокий, быстрый. Где ступит, там первые весенние цветочки появляются — первоцветы. Там подснежники зацветают, здесь хохлатки лиловые распушились, тут мать-и-мачеха свои золотые монетки рассыпала. Скоро и пригорки и лужайки зеленой травой принакрылись, цветами приукрасились. Не успел Год оглянуться, а уже месяц май тут как тут. С белой черемухой, ландышами, с соловьиным пением, сиренью. Изменился и Год, совсем взрослым парнем стал. Сильный, статный, глаза голубые, как незабудки, белая рубаха крестиком алым вышита. Но и о делах Год не забывает. Крестьянам пахать и сеять помогает рожь, пшеницу да гречиху. В огородах трудится, дождиком теплым поливает овощи, о будущем урожае заботится.

Пчелок и шмелей посылает сады плодовые опылять, чтобы созревали золотые яблочки, румяные груши, спелые сливы, да вишня спелая наливалась соком, смородина да малина с калиной.

В июне Год тоже весь в хлопотах: помогал косарям траву косить. Теперь вы бы его не узнали. Усы золотые, волосы густые.

В августе дел у Года прибавилось. Надо помочь крестьянам урожай собрать и о хлебушке позаботиться. Хлеб ведь всему голова! Так незаметно лето и пролетело, осень пришла. Сентябрь наступил. Голова у Года золотая, как листья на деревьях, а сам он как постарел. Ходит-бродит по лесам с корзиною, грибы собирает и ягоды да матушке относит. А в октябре, когда затянуло небо туманами, посыпались мелкие холодные дожди, Год совсем загрустил. Раз сел на пенек и заплакал.

— О чем плачешь? — спрашивает его медведь, который берлогу себе подыскивал на зиму.

— Как мне не плакать! Постарел я, поседел, косточки от старости ломят. Да и в лесу грустно стало. Ни цветов, ни листьев зеленых.

— Не грусти! На все свое время, — мудрый мишка Год утешает. — Иди-ка ты лучше домой, отец с матерью по тебе соскучились.

— Пойду домой, — сказал Год и побрел к своей избушке.

Годовик и Годовиха встретили сына с ласкою!

— Соскучились мы по тебе. Поживи с нами. Угощайся медом, орехами, ягодами, солеными грибами. Мы все для тебя заготовили, с запасами.

Пожил Год с родителями, а потом и говорит:

— Хорошо у вас, тепло, светло, но пора природу к зиме готовить. Ноябрь месяц уже пришел.

Сказал так и опять в леса да на озера ушел. Годовик ему палочку деревянную дал.

Постарел ты сынок, ссутулился весь. Вот тебе палка, ты на нее опирайся, а то тропинки стали мокрые, скользкие.

Поблагодарил отца Год, взял волшебный жезл в одну руку, а в другую деревянную палочку. Снова стал реки лбом насыпать, с небес снегопады крошить. Так весь декабрь в лесах и пропадал. К концу декабря совсем поседел, ослаб. Сел на пенек и задремал.

Приснилось ему, как он малышом по избе бегал, как в мае красавцем-парнем стал, на свирели играл, соловьиное пение слушал. Как в августе веселился на праздниках яблочного, орехового да медового спасов. Так незаметно, во сне и оказался он навсегда в стране прошедших лет. Страна это большая и множество прошедших лет живет в ней, предаваясь воспоминаниям прекрасного о земной жизни. А у годовиков в это время новый сыночек родился. Назвали его родители именем Год, только цифры добавили другие — Год 2010.

И вся наша история снова повторилась: были и весна, и лето, и осень, и зима. Был Год малышом, а потом стал стариком и уступил место новому Году.

— Что в этом такого особенного? — удивитесь вы. За старым годом всегда новый приходит.

И будете правы. На смену старому Году всегда приходит Новый год! С подарками, поздравлениями, нарядными елками, огоньками цветными, с новыми надеждами и мечтами.

Вопросы и задания

1. Что такое год?

2. Сколько вы знаете времен года? Назовите их.

3. Расскажите о зиме, весне, лете и осени.

4. Как вы думаете, почему возраст человека сравнивают с определенным временем года?

5. Каким словом можно заменить слова «сто лет»?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации «Путешествие на планету «Времена года» Цель: Закрепить знания детей о временах года, их характерные особенности. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания о временах года.

Дидактическое пособие для дошкольников «Времена года»Дидактическое пособие для дошкольников «Времена года» Развивающий планшет «Времена года» - имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-беседы для старших дошкольников «Год. Времена года»
Опубликовано: 14 ноября 2024 в 15:57
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия-беседы для старших дошкольников «Год. Времена года»» (включая файлы) размещена пользователем Артемьева Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД