Татьяна Новикова
Конспект занятия «Белокурая берёза — символ Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа: Беседа «Что мы знаем о деревьях русского леса?». Чтение рассказов: Б. Александров «Берёза - символ Родины», И. Балбышев «Берёзовая роща», И. Соколов-Микитов «Берёза», В. Зотов «Лесная мозаика». Разучивание загадок, стихотворений И. Бунина, А. Прокофьева о берёзе, песни «Ай да берёза!» (сл. Ж. Агаджановой, муз. Т. Потапенко).
Публикация «Конспект занятия „Белокурая берёза — символ Родины моей“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Оборудование: Фланелеграф с картинками к сказке. Модель-схема. Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень». Аудиозапись «Голоса птиц в берёзовой роще», «Времена года» П. И. Чайковского. Мольберты, краски.
Цель: Прививать у детей чувство любви к русской берёзе как символу нашей Родины, уважение за дары, которые она даёт человеку. Учить находить сходство между образом человека и берёзы; отразить настроение берёзки-девушки, подбирая сравнения, образные выражения, поэтические строки. Упражнять в подборе родственных слов. Развивать умение связно, последовательно рассказывать о берёзке по опорным сигналам. Формировать эстетическое видение, творческое воображение с помощью приёма «вхождения в картину».
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы
Ход занятия
ПЕДАГОГ: Дети, я приготовила для вас загадку. Если вы её отгадаете, сразу поймёте, о чём пойдёт сегодня речь.
Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
в зелёном полушалке.
Летом цветёт, зимой греет, Настанет весна - nотечет слеза.
ДЕТИ: Берёзка.
ПЕДАГОГ: Молодцы, дети. Берёзка! Какое милое, очаровательное создание!
На поляне, на пригорке,
Под окном среди nолей,
Белокурая берёза
Символ Родины моеи.
ПЕДАГОГ: Берёзку, милую, родную, издавна считают символом России - нашей Родины. Про берёзу в народе говорят : «Берёзонька глаз радует, радость источает». Посмотрит на неё человек, и веселее у него на душе становится.
Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы. Ребята, за что же русский народ так любит берёзу?
ДЕТИ: За красоту и пользу.
ПЕДАГОГ: Как называется лес, в котором много берёз?
ДЕТИ: Берёзовая роща, березняк.
ПЕДАГОГ: Правильно. В берёзовой роще светло и радостно, там легко дышится. Как вы думаете почему?
ДЕТИ: Там много кислорода.
ПЕДАГОГ: Как вы думаете, пахнут ли берёзы? Чем? (Берёзы пахнут Родиной.)
ПЕДАГОГ: С именем «берёзка» связаны названия городов, сёл, деревень. Из всех деревьев русского леса всех милее нам берёза. Она просыпается первой после зимней стужи. Она символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клён - добрым молодцем, а в кого же превратится берёзка?
ДЕТИ: В девушку, красавицу, принцессу.
ПЕДАГОГ: Да, издревле видели в этом деревце люди символ девичьей красоты и нежности. Как же ласково, любя, называют русские люди это дерево?
ДЕТИ: Белая, златокудрая, кудрявая, моложавая, белоствольная, стройная, краса-берёзка, ненаглядная.
ПЕДАГОГ: Недаром берёза любимая героиня народных сказок. Сейчас я поведаю вам сказку о берёзке.
(Сказка сопровождается показом картинок на фланелеграфе
Берёза из простого рода. Её батюшка - ясен месяц. Он ночью её светит. Её матушка - красное солнышко. Оно летом её греет. Брат - соловей в лесу. Он песни ей распевает. Сестра - ранняя заря. Она росой ей питает.
Понравилась вам сказка?
В старину берёзка была доброй помощницей людям, о ней говорили:
Первое дело - мир освещать,
Второе дело - тепло давать,
третье дело - больных исцелять,
Четвёртое дело- чистоту соблюдать.
(Показать детям схему-«помогалочку», предложить расшифровать значение каждого дела.)
РЕБЁНОК (1) : В длинные зимние вечера, когда люди не знали про электричество, избы освещала берёзовая лучина. Она горела ярко, но не быстро и не коптила.
РЕБЁНОК (2) : Берёзовыми дровами топили печи. Они давали много жара и долго не сгорали.
РЕБЕНОК (3) : Берёза может исцелить от многих болезней. Люди пьют отвар из берёзовых почек в нём много витамина С, он успокаивает боль и заживляет раны.
(Педагог может добавить, что из древесины берёзы делают активированный уголь - лекарство, которое помогает при болезнях кишечника.)
РЕБЁНОК (4) : Раньше люди мылись в банях и парились берёзовыми вениками, так как в берёзовых листочках много полезных веществ («Вылечился Ваня - помогла баня»).
ПЕДАГОГ: Молодцы, ребята, много знаете о берёзе. Как вы думаете, чего боится берёза и чему радуется?
ДЕТИ: Радуется солнцу, тёплому ветерку, весне, лету, речке, росе, ребятишкам, добрым людям.. Боится урагана, мороза, молнии, вредных насекомых, плохих людей.
ПЕДАГОГ: А что мы с вами можем сделать хорошего, доброго для этого деревца?
ДЕТИ: Беречь, не ломать ветки, не ранить кору, ранки на стволе обязательно заклеивать. Ведь она живая!
ПЕДАГОГ: Если бы берёзка была волшебницей, что она смогла бы сделать для нас, леса, животных?.
ДЕТИ: Она бы радовала всех, оберегала, лечила, защищала, очищала загрязнённый воздух, сделала бы всех людей добрыми.
ПЕДАГОГ: У слова «берёза» есть слова-родственники. Назовите их.
ДЕТИ: Берёзонька, берёзовый, берёзовая, подберёзовик, березняк, берёзка, берёзовица (сок в старину, береста.
ПЕДАГОГ: Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Постарайтесь подобрать красивые сравнения к моим выражениям.
Игра «Умный словесник» Берёзка стройная, словно. (девица, молодица).
Ветви берёзки, как. (девичьи косички, пышная причёска).
Белые стволы берёзы - будто. • (сарафан, платье невесты, праздничный наряд, белое лицо красавицы).
Зелёная листва берёзы похожа на. •• (ажурный узор, на зелёный остров, проплывающий в голубом небе).
Тоненькая берёзка похожа на. (молодую девушку с гибкой талией).
Берёзовая роща - будто. (волшебный, сказочный дворец; девичий хоровод в зелёных косынках; белые избы с зелёными крышами).
ПЕДАГОГ: Сейчас осень, все деревья меняют свой зелёный наряд.
Физкультминyrка (под музыку)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
ветер снова набежал
и листочки все поднял.
закружились, полетели
И на землю тихо сели.
ПЕДАГОГ: Вам хотелось бы оказаться в осенней берёзовой роще? (Ответы детей.) Тогда повторите волшебные слова:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
нам, ребятам, помоги -
в берёзовую рощу нас перенеси!
(Дети встают в круг, закрывают глаза. Звучит аудиозапись «Голоса птиц в берёзовой роще». Дети поднимают руки вверх, соединяют ладошки, изображая окошко, затем покачивают руками, будто веточками. Педагог ставит в центр круга моль-берт с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень.)
ПЕДАГОГ: Откройте глаза. Вы удивились? Это волшебное солнышко помогло нам очутиться в этой берёзовой роще. Опишите то место, у которого вы оказались.
РЕБЁНОК (1) : Я стою возле одинокой берёзки на берегу реки. Может быть, эта берёзка обиделась на своих шумных подруг, вот и отбежала на другую сторону реки. Её листочки горят на солнце, будто золотые монетки. Ветер колышет её веточки, что-то нашёптывая, а речка журчит и напевает песенки. Эта берёза очень нарядная, яркая, пёстрая. Она смотрит на своё отражение в реке, как в зеркало, и любуется собой.
РЕБЁНОК (2) : Я стою возле искривлённой берёзки. Видно, в роще ей не хватило света, и она тянулась к солнцу, изгибая свой тонкий, гибкий ствол, чтобы при коснуться к солнечным лучам и порадоваться солнышку.
РЕБЁНОК (3) : Я оказался возле большой старой берёзы. Она высокая, красивая, пышная.
РЕБЁНОК (4) : Я возле берёзы, ветки которой опущены вниз. Это плакучая берёза. Если кому-то грустно, подойдёт он к такой берёзе, обнимет ствол, а она погладит своими руками-веточками, и сразу станет легко и спокойно на душе. Мне эта берёзка очень нравится!
ПЕДАГОГ: Вот как красочно в своём стихотворении описывает осенние берёзы поэт Найдёнова.
Как хорошо в гостях у осени
среди берёзок золотых.
Подольше б золота не сбросили.
Стоял бы лес - багрян и тих.
Какие стихотворные строки приходят вам на ум, когда вы находитесь в этой берёзовой роще?
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Лес точно терем расписной.
Лиловый, золотой,. багряный,
весёлой пёстрою стеной
стоит над светлою поляной.
Сегодня так светло кругом
Такое мёртвое молчанье
В лесу и синей тишине,
Расслышишь листика шуршанье.
(И. Бунин. «Листопад»)
. Утешает осень:
- Не жалейте лето!
посмотрите – роща
Золотом одета!
(3. Федоровская. «Осень»)
ПЕДАГОГ: Дети, чтобы вернуться нам в детский сад, необходимо вспомнить слова, которые помогли нам попасть в берёзовую рощу.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Нам, ребятам, помоги.
из берёзовой рощи в сад перенеси!
ПЕДАГОГ:
На одной ножке покружись,
В детском саду ты окажись!
Какое впечатление у вас от нашего путешествия? А хотелось бы вам «вырастить» свою берёзовую рощу? Я увидела, как очаровало вас это сказочное дерево. Предлагаю вам нарисовать свою берёзу - кто-то нарисует одинокую берёзку, кто-то берёзовый «хоровод».
(Дети встают к мольбертам и рисуют под музыку П. И. Чайковского.)
МОЛОДЦЫ, ребята. Целая берёзовая роща выросла у нас! Она украсила не только группу, но и весь детский сад.
Где бы ни росла берёзка - всюду она приносит людям радость и свет. И быть ей на наших просторах всегда, потому что вечна земля Русская!