Лобачева Татьяна
Конспект занятия «Академия чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Академия чудес»
Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные: Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Закреплять правила безопасности при пользовании сыпучих и мелких материалов.
Уточнить представления детей о свойствах воды.
Формировать умение делать выводы на основе наблюдения
Помочь определить, какими свойствами обладают магниты в воде, познакомить детей с понятием «магнетизм», с особенностями магнита.
Публикация «Конспект занятия „Академия чудес“» размещена в разделах
Развивающие:Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление; умение анализировать и делать выводы.
Развивать познавательные способности: мыслительные операции: анализ, обобщение;
Развивать умение делать умозаключения.
Воспитательные:Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Материалы и оборудование: Фартуки, шапочки, магнит,молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды,- вода (1/4 стакана, можно чуть меньше)
- растительное масло (масла нужно больше, чем воды, но мне стало жалко)
- краситель жидкий
- шипучая таблетка,бумажные цветы, емкость с водой,
пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки,
Ход занятия:
Сегодня я хочу пригласить вас в свою лабораторию. Вы согласны?
Ну тогда давайте все встанем в круг и возьмемся за руки.
В круг широкий вижу я
встали все мои друзья,
мы сейчас пойдем направо, а
теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся
и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем и гостям привет пошлем!
Ой, как же я забыла мои лаборанты уехали на практику и попросили меня выполнить задания. Мне нужны помощники. Ребята вы согласны? Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Вы согласны? Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и поэтому необходимо соблюдать правила безопасности.
А как вы думаете, существуют специальные правила поведения в лаборатории?
1. Не кричать.
2. Не трогать ничего без разрешения.
3. Не пробовать на вкус.
4. Соблюдать осторожность.
5. Работать только на своем месте.
Ребята, а чудеса начинаются прямо сейчас.
Основная часть:
Опыт №1 «Достань, не замочив рук»
(с помощью магнита достаем ключ из банки с водой).
Я случайно уронила ключ от нашей лаборатории в воду, как же достать ключ не замочив рук? Воду выливать нельзя, она нам сегодня еще пригодится (варианты детских ответов). А поможет нам чудесный камень магнит.
Вывод: Ключ сделан из металла, а магнит притягивает все металлические предметы.
«Сила знаний проявись, Дверь в науку отварись!»
Итак, мы в лаборатории. Я вижу вы уже надели фартуки и шапочки.
Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас в первый корпус моей лаболатории.
Вы верите в то, что на на жидкости можно рисовать? Если нет, тогда давайте проведем опыт и посмотрим, что произойдет.
Опыт №2 «Рисуем на молоке»
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? ( Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).
Воспитатель:Как вы думаете, почему так получается?
Воспитатель: (дополняет)Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.
Физкультминутка:
Хомка, Хомка хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает
Моет щечки, спинку трет
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочет Хомка сильным стать.
Приглашаю вас в следующий корпус.
Опыт №3 «Фейерверк в стакане»
На день города жители заказали фейерверк.
Для опыта понадобится:
- вода (1/4 стакана, можно чуть меньше)
- растительное масло (масла нужно больше, чем воды, но мне стало жалко)
- краситель жидкий (капать лучше пипеткой, чтоб краситель сразу не начал растворяться, а капельками держался в жидкости)
- шипучая таблетка (а лучше две сразу)
А сейчас мы проведем очень красивый опыт.
Все, что нужно для этого эксперимента, уже есть у вас на столе: вода, растительное масло и пищевой краситель. А выглядит все эффектно.
Вывод: масло всегда будет плавать на поверхности, а вот краска будет тонуть, она же тяжелее масла. Выглядит это все, как маленькие цветные взрывы — отсюда и название: фейерверк в банке.
Опыт №4.
Раскрыть кувшинки без помощи рук.
Подойдите к следующему столу (закрытые бутоны цветов лежат на столе, рядом в емкости вода)
– Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили? Вы правы, мы должны их опустить в воду
(дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться, дети читают слово «вулкан»). Почему бутоны открылись? (бумага намокла)
Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?
Ответы детей.
Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?
Опыт №5 «Вулкан»
Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сами макеты вулканов.
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем стаканчики и в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом лимонную кислоту. И чтобы разбудить вулкан аккуратно вливаем подкрашенную воду. Посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.
Заключительная часть:
-Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. Благодаря исследовательской деятельности, вы узнали сегодня много нового и интересного.
- Вам понравилось быть лаборантами?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что понравилось больше всего?
- Какой опыт показался вам самым трудным?