Людмила Симонова
Конспект занятия «Математическая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Математическая сказка»
Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя технологии ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные
• Упражнять детей в умении ставить вопрос об объекте, на который можно ответить только «да» или «нет», находить связи между предметами.
• Формировать у детей интерес и стремление к мыслительной деятельности.
Публикация «Конспект занятия „Математическая сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
• Формировать у детей умение самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности.
• Закреплять умения в порядковом счете от 1до 9;
• Различать и называть геометрические фигуры по цвету и форме;
• Учить ориентироваться на листе бумаги;
Развивающие:
• Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас (детектив)
• Развивать любознательность и активность, способность решать интеллектуальные задачи адекватно возрасту;
• Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к коллективному взаимодействию, взаимопомощи, взаимоконтролю. Желание помогать друг другу. Оценивать самого себя.
• Формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
• Воспитывать коммуникативные качества.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Материал : мяч, конверты с заданием, сундук, указатели, «Волшебная палочка», шапочки, мешок, набор геометрических фигур на каждого ребенка. «Волшебные мольберты» - красиво оформленные коробочки с цветным дном и разным наполнителем (очищенный песок, крупа). «Дома для фигур» - карточки разделенные на 9 клеток на каждого ребенка. Предметные картинки (солнышко, цветок, бабочка, облако) на каждого ребенка
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель.
Ход НОД:
I. Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Оно - сказочное и волшебное.
А вы любите сказки?
Вы любите сказки смотреть или слушать?
А пробовали вы сочинять сказки сами?
А хотите попробовать это сделать?
Но не забывайте, ребята, что наше занятие еще и волшебное. И чтобы появилось волшебство, нужна…. (как вы думаете, что) волшебная палочка. Вот она! Она поможет нам превратиться в волшебных сказочников. Вы хотите ими стать? Тогда встаньте в круг и мы вместе произнесем и выполним движения с волшебными словами «Крутись, вертись, в волшебных сказочников превратись!» (Выполняют).
Итак, уважаемые сказочники, усаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на ковер).
Начинаем нашу сказку. Помогать нам будут наша волшебная палочка и волшебный экран, на котором будут появляться подсказки для нашей сказки. И еще есть одно простое правило у сказочных волшебников : кому в руки попадает волшебная палочка, тот сказку и рассказывает. Сказка наша будет не простая, а математическая.
Итак, в некотором царстве, математическом государстве- была одна математическая страна. А была она математической потому, что в ней жили… (передаем палочку) (подсказки – цифры, знаки, геометрические фигуры). И правил той страной царь. И звали его … (передаем палочку) (подсказка «+», он любил все увеличивать). (свой вариант – Увеличитель). А как вы думаете, хорошо это или плохо все увеличивать? (Игра «Хорошо – плохо») встают в круг, передают друг другу мячик.
И жил в этой стране волшебник. Он все у всех отнимал, уменьшал, забирал. И звали его…. (подсказка «-»). Хорошо это или плохо «уменьшать» (играем).
И вот однажды Уменьшитель похитил геометрические фигуры. Загоревали жители страны. … (передаем палочку). (Подсказка- Волшебник отдаст, если выполните мои задания)
Воспитатель. Ребята, поможем вернуть жителям геометрические фигуры? Ответ детей)
Но перед выполнением заданий проведем разминку
Физкультминутка:
Руку правую – на плечо,
Руку левую – на бочок.
Руки в стороны, руки вниз,
И на право повернись
Задание №1 Решите задачи.
1) Курица на двух ногах весит три килограмма. Сколько будет
весить курица, если она будет стоять только на одной ноге?
2) Сколько хвостов у пяти котов?
3) Как сказать правильно : У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зубов?
Воспитатель. Молодцы ребята справились с заданием.
Задание №2 Отгадай и нарисуй
Посмотрите внимательнее вокруг, нет ли каких подсказок. Ответ детей –следы) На пути мешок.
Воспитатель. На нашем пути какой-то мешочек, давайте заглянем в него, может там мы и найдем следующую загадку.
Игра «Волшебный мешочек».
Воспитатель. В мешке какие – то записки. Нам надо выполнить задание «Отгадай и нарисуй». Но для начала разомнем наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика «1-5 научились мы считать».
(Дети загибают пальцы, начиная с мизинца) 1,2, 3, 4, 5- научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки) 1,2,3,4,5- надо нам умнее стать (загибают пальцы начиная с большого, (сжимают и разжимают кулаки).
У этой фигуры 3 угла и 3 стороны. Нарисуйте ответы. Что у вас получилось? (дети рисуют фигуру и говорят ответ).
Воспитатель. Молодцы. слушайте следующее описание
Эта фигура не имеет углов, и похожа она на солнышко, обруч, тарелку. (дети рисуют ответ).
Воспитатель. Эта фигура совсем без углов, имеет вытянутую форму, она похожа на огурец, яйцо, нарисуй ответ.
Воспитатель. Ребята, а как одним словом можно назвать эти фигуры? (Ответ детей-геометрические).
Появляется конверт на экране, ищем указатели по цвету конверта. Нашли конверт с заданием.
Задание №3 Игра «Данетка».
За одной из вышеуказанных геометрических фигур (в данном случае большой оранжевый круг) воспитатель располагает картинку с изображением.
За этими фигурами спрятано…. Вы мне задаете вопрос о том, где спрятан предмет, соответственно и вопросы должны быть подходящими. Я же на ваши вопросы буду отвечать только да или нет.
Проводится игра «Данетка».
Снова появляется конверт, идем по указателям.
Задание№ 4 Надо посчитать сколько тут предметов (Считаем 9 предметов, посчитать от первого до шестого, от третьего до девятого. Какой предмет расположен между четвертым и пятым, между вторым и четвертым, какой он по счету?
Воспитатель. Молодцы справились. Ищем следующее задание.
Дети ищут следы –проводники.
Задание №5 Мы должны решить примеры где ответ в примерах будет равен 9, не правильный пример отложить в сторону :
8+1 7+2 6+3 4+5 3+6 4+1
Почему пример с 4+1 вы отложили? (Ответы детей).
Воспитатель. Смотрите ребята, мы подошли к сундучку, на нем конверт с заданием.
Задание №6. «Продолжи геометрический ряд, только тогда вы сможете открыть сундучок и забрать фигуры» Дети выполняют задание. Сундук открывают забирают геометрические фигуры. (Передаем волшебн. Палочку, продолжаем сказку). И вернул волшебник Уменьшитель геометрические фигуры. Но вот беда негде им стало жить. Что же делать? (Построить дом) Строят.
Воспитатель. Давайте поселим друзей в одном доме.
Дети садятся за столы. Перед ними дом из геометрических фигур (треугольник и квадрат, Квадрат разделен на 9 частей- окошки дома.
Воспитатель. Посмотрите из каких геометрических фигур построен дом, какого цвета крыша, какого цвета дом?. В доме есть окошки, давайте их посчитаем (считают от 1 до 9).Один ребенок считает у фланелеграфа.
Воспитатель. Сколько окошек в доме (ответы детей). Возьмите квадрат, он будет жить в центре дома, в самой середине, круг над квадратом, овал под квадратом, справа от квадрата, поселится треугольник, слева от квадрата будет жить прямоугольник. Чтобы дом стал уютным, светлым, нарядным его надо украсить. В левое верхнее окошко, поместите солнышко, в правое нижнее окошко, посадите цветок, в правое верхнее окошко поселите облако, левое нижнее окошко украсьте бабочкой. Посмотрите, теперь все фигуры живут в одном доме. И стали они жить поживать и добра наживать. Вот и закончилась наша сказка.
Итог. Выход из сказки :
Говорим волшебные слова и делаем соответствующие движения, «Крутись-вертись из волшебных сказочников в детей превратись».
Ребята, понравилась сказка?
Понравилось вам сочинять сказку?
Что было трудным для вас?
Кому вы расскажите эту сказку?