Екатерина Ощепкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «История колеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация Верещагинского муниципального района
Пермского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 82" г. Верещагино
Познавательно - исследовательская деятельность детей подготовительной группы
«История колеса»
Разработала: воспитатель
I квалификационной категории
Ощепкова Екатерина
Александровна
2012 г
Предмет – познание
Тема: «История колеса»
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „История колеса“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Тип занятия – знакомство с новым учебным материалом через познавательно-исследовательскую деятельность
Интеграция: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд.
Цель: Актуализация знаний детей о колесе как изобретении человека через создание условий для самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представления об истории изобретения колеса и расширить знания детей о применении колеса в жизни человека;
- Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
Развивающие:
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать информацию, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
Воспитательные:
- формировать умение детей договариваться в процессе работы в парах.
Методы и приемы:
Словесные методы: слушание, беседа, инструкция к выполнению практических действий детей;
Наглядные методы: просмотр мультфильма, диафильма, использование таблиц, символов, иллюстраций;
Практические методы: - поисково - исследовательский метод (проблемные вопросы, проблемная ситуация, решение проблемной ситуаций, наблюдение, метод проб); продуктивные, коммуникативные.
Использование технологий:
- ИКТ технология,
- Методика А. И. Савенкова.
Форма организации: групповая, фронтальная.
Оборудование и материалы:
компьютер, проектор, экран, мольберты, карточки с объектами исследования, карточки с изображением методов исследования, познавательная литература, клей, ватман, иллюстрации, деревянный конструктор.
Результаты:
1. Дети приобрели необходимые знания, для проведения самостоятельных исследований.
2. Активизированы мыслительные операции: осмысление проблемной ситуации, продумывание исследовательской деятельности, словесная аргументация своего мнения.
3. Обогащены представления об истории изобретения колеса и его применении в жизни человека.
4. Дети проявляют такие личностные качества, как: активность, самостоятельность, коммуникативные навыки во взаимоотношениях друг с другом.
Ход:
Осмысление проблемной ситуации
Под мелодию интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?» вносится черный ящик.
Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, что лежит в этом ящике?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент диафильма, который вам поможет узнать, что находится в черном ящике.
Просмотр фрагмента диафильма - «Сказка про колесо»
Воспитатель: Вы догадались, на изобретение чего натолкнула кругляшка древнего человека? Значит, что находится в черном ящике?
Ответы детей: (колесо)
Воспитатель достает колесо из черного ящика.
Воспитатель: Какой формы колесо изобрел человек?
Ответы детей: (Человек изобрел колесо круглой формы.)
Воспитатель: Как вы считаете, почему человек изобрел колесо именно круглой формы?
Ответы детей: (Если колесо круглое, то оно хорошо катится.)
Воспитатель: Но может быть древние люди ошибались и колесо могло бы быть любой другой формы?
Ответы детей: (Может быть.)
Постановка задачи исследования.
Воспитатель: Я предлагаю вам как настоящим ученым это проверить. Согласны?
(на мольберт выставляется объект исследования – иллюстрация колеса)
Выбор способов решения проблемной ситуации и их фиксация.
Воспитатель: Как вы считаете, какими способами можно узнать и проверить могло ли колесо быть другой формы?
Ответы детей: (Можно прочитать в книгах, посмотреть в компьютере, спросить у кого-нибудь, вспомнить, провести эксперимент)
( Обсуждение методов исследования: на мольберте выставляются символы методов исследования).
Формулировка гипотез детьми.
-Предполагаемые ответы детей: (колесо может быть только круглой формы;
колесо может быть любой другой формы) (На мольберте выкладываются символы предполагаемых форм колеса)
После выдвижения гипотез детям предлагается разделиться на пары по парным картинкам (изображения разных колес). Цветовой символ на картинке указывает и направляет детей к методу исследования.
Проверка предположений (гипотез).
(Самостоятельная исследовательская деятельность детей.)
Воспитатель: Чтобы ничего не забыть в ходе исследования, вы можете фиксировать все, что узнаете, в таблицу с помощью знаков «+» или «-».
(На мольберте - таблица со схемами методов исследования и символами геометрических форм)
Педагог в ходе деятельности подходит к каждой паре, наблюдает за действиями детей, направляет, помогает.
Выводы детей.
Воспитатель предлагает детям подойти к таблице и рассказать докладчику от каждой пары о своих результатах исследования.
Воспитатель: (обращается к мольберту с изображением гипотез) Какая из гипотез подтвердилась?
Дети делают вывод: колесо может быть только круглой формы.
Воспитатель: Давайте вспомним сказку, которую вы слушали. Кругляшка натолкнула древнего человека на изобретение колеса. Для чего он его изобрел? Как вы думаете?
Ответы детей: (Для поднятия тяжести, для передвижения и т. д.)
Воспитатель: Я знаю, дети, что о колесе написаны сказки. Например, Владимир Сутеев написал сказку «Разные колеса», по которой снят мультфильм. Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из этого мультфильма, чтобы вы могли узнать еще больше о применении колеса в жизни человека и рассказать об этом своим друзьям и родителям.
Просмотр фрагмента мультфильма «Разные колеса».
Воспитатель: (Звучит музыка) Дети, оказывается, в черном ящике есть еще что – то (достает картинки с изображением предметов и механизмов, в которых используются колеса). Что мы можем сделать с этими картинками?
Ответы детей.
Воспитатель: Я вам предлагаю сделать коллаж, который поможет вам рассказать историю колеса своим товарищам.
Продуктивная деятельность детей – коллаж «История колеса».
(На большом листе ватмана дети делают коллаж. В центре – герой истории – колесо, вокруг него машины, механизмы и предметы).
Рефлексия:
Воспитатель:
- Узнали ли вы сегодня что-то новое?
- Что было особенно интересно?
- Что вызвало затруднение?
- Как вы думаете, знания о колесе вам где- то пригодятся?
- Что понравилось?
Приложение 1
«Сказка про колесо» фрагмент:
«Жил-был когда-то давно на свете человек. Валил он в лесу толстые деревья, выдалбливал из них лодки. А из деревьев потоньше делал разные другие вещи. Однажды осталась у него от бревна коротенькая кругляшка-
«Брошу- ка я ее в костер»- сказал человек.
И вдруг кругляшка откатилась и закричала: «Не догонишь, не поймаешь!» Удивился человек, что дерево разговаривает, и уронил бревно. Упало бревно на кругляшку и вдруг само по ней покатилось, поехало. Испугался человек, что кругляшку придавил, все-таки она живая, разговаривает… А кругляшка с бревном катится - «Догадался, какая от меня польза?». Тогда человек сделал каток, чтобы не таскать на себе тяжести».