Горева Ирина Валерьевна
Конспект занятия в старшей группе «Осенние приключения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
на тему: "Осенние приключения"
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осени и осенних явлениях;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• продолжать учить составлять предложения по картинкам.
развивающие:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Осенние приключения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
здоровьесберегаюшие:
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Методические приемы:
1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.
2. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ.
3. Практические – дидактические игры и упражнения.
Словарная работа:
Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки,тот станет самым ласковым и добрым. Давайте проверим (Передаем желтый шарик по кругу и говорим ласковые слова).Вот так своими улыбками и теплом мы заполнили нашу группу.
Воспитатель: Предлагаю вам занять ваши места (дети садятся на стульчики полукругом)
Ребята, наше занятие, я предлагаю начать с загадки:
«Каждый год мой дружочек
Роняет тоненький листочек.
А как целый год пройдет-
У него последний лист упадет». (Календарь)
(Ответы детей)
Воспитатель: правильно, это календарь. В календаре 365 дней. В начале года календарь толстый, а в конце – тоненький, так как все листочки календаря уже оторвали.
В году двенадцать месяцев,кто из вас может назвать мне все месяцы по порядку? А кто мне назовет все времена года?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, всего в году четыре времени года -зима, весна, лето и осень. И каждое время года идет одно за другим, не обгоняя друг друга. (дети рассматривают картинки «Времена года»)Ребята, а какое сейчас время года?
Дети : Наступила осень. Сейчас первые дни осени.
(В дверь входит почтальон и приносит письмо)
Воспитатель : Ребята нам пришло письмо, кто же нам его прислал? Возможно, здесь таиться какая- то тайна. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте дети!
Спешу Вам сообщить, что Осень я у Вас забираю в свое волшебное царство. Для Вас я оставляю жаркое лето, холодную зиму и весну».
С уважением, Волшебница неумелых наук.
Воспитатель: Ребята, что же делать?
Злая волшебница хочет забрать у нас такое прекрасное время года -осень? Как вы думаете, что может случиться в природе, если не будет осени?
(Ответы детей)
(Птицы не улетят в теплые края, на деревьях останутся листья, животные не успеют приготовиться к зиме, не наступит зима)
Воспитатель: Да, я тоже считаю,что в природе произойдет катастрофа. Ведь каждое время года приходит одно за другим. Значит,зима не сможет придти, так как зима приходит после осени, а за ней не сможет придти весна. А как мы можем помочь? Что делать?Ведь осень нужно вернуть в природу. А как это сделать?
Предложения детей. (Нужно доказать,что осень в природе нужна, необходима.)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем свои знания,и тогда царство злой волшебницы разрушиться. А вот и задания, которые приготовила для нас злая волшебница неумелых наук,мы должны выполнить. Вы готовы придти на помощь природе? Достаточно ли у нас знаний, чтобы победить волшебницу?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну тогда приступаем к выполнению заданий.
Задание № 1
Блиц – турнир «Вопрос- ответ»
1. Назовите осенние месяцы.
2. Какой месяц по счету – первый,какой – второй, какой – третий?
3. Подберите прилагательные к слову –осень.
4. Чем отличаются ранняя и поздняя осень?
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы ребята.
Задание № 2
Перелетные и зимующие птицы
«Четвертый лишний»
Выбрать из предложенных картинок лишнюю и объяснить почему?
Ворона, воробей,грач, голубь.
Чиж, сова,дятел,жаворонок.
Утка, скворец, ласточка, галка.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: ребята, и с этим заданием вы справились. Переходим к следующему заданию.
Задание № 3
Игра «Продолжи предложение»
(педагог читает начало предложения, дети по смыслу его заканчивают)
На смену лету пришла…. (осень)
Осенью с деревьев опадают….(листья)
Дует холодный…. (ветер)
Стелиться густой…. (туман)
В лесу растут (грибы)
Моросит мелкий,холодный (дождик)
Солнышко все реже и реже появляется из –за …. (туч)
Птицы собираются в стаи и улетают ….(на юг,в теплые края)
Воспитатель: И это задание вы выполнили. Молодцы!
Я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Вдруг закрыли небо тучи, (Дети встают на носочки, поднимают
вверх перекрещенные руки.)
Начал капать дождь колючий. (Прыгают на носочках)
Долго дождик будет плакать, (держа руки на поясе.)
Разведёт по всюду слякоть. (Приседают, держа руки на поясе.)
Грязь и лужи на дороге, (Идут по кругу, высоко поднимая колени.)
Поднимай повыше ноги.
Воспитатель: Ребята, злая волшебница перевернула некоторые фразы в рассказе про осень и нам нужно найти ошибки и все исправить. Я буду читать рассказ, а вы если услышите ошибку хлопайте в ладошки, скажите где прозвучала ошибка и исправите.
Наступила осень. С деревьев облетают листья. Деревья становятся голыми.
Медведица вышла из берлоги и удивилась,увидев разноцветный листопад.
Журавли вылетают из скворечников, собираются в стаи,чтобы улететь в теплые края. Осенью вся земля покрыта белым снегом. Люди купаются и загорают. Животные меняют летний мех на теплый,зимний.
(Дети выполняют задание,исправляя ошибки, объясняя при этом правильный ответ)
Воспитатель: молодцы! И с этим заданием вам удалось справиться.
Задание №5
Игра «С какого дерева листок?»
(Дети по картинкам рассматривают лист дерева и называют)
Воспитатель: Ребята, если лист березы –березовый
Лист дуба-….
Лист осины-…
Лист клена-….
Лист рябины-…
Лист ольхи-…
Воспитатель: Давайте расскажем о наших осенних забавах и выполним пальчиковую гимнастику “Собираем листочки” :
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Воспитатель: Какие вы умные и послушные ребята. Как много вы знаете интересного про осень и природу. А сейчас переходим к следующему заданию.
Задание №6
«Назови одним словом»
Воспитатель: нам нужно объединить одним словом несколько предметов. Готовы?
Шапка,шарф,плащ…
Валенки, туфли, сапожки….
Дуб, клен, береза…
Огурец, помидор, кабачек….
Яблоко, груша, лимон….
Воспитатель: Хорошо, вы правильно выполнили задание.
Задание № 7
Игра «Умный словесник»
Нам нужно подобрать, и назвать одним словом целое предложение
Опадение листьев осенью—(листопад)
Листья растений, деревьев, кустов-(листва)
Осадки в виде водяных капель-(дождь)
Большое темное облако-(туча)
Яркий свет в небе во время грозы, который сопровождается громом-(молния)
Воспитатель: Молодцы, все задания вы выполнили правильно.
Посмотрите злая волшебница, думала, что мы не справимся с заданием и испортила красивый пейзаж «Осень», как только мы соберем пазл, так волшебство неумелых наук разрушиться и осень вернется в природу.
(дети собирают пазл «Осень»)
Раздается стук в дверь,почтальон приносит посылку.
Воспитатель: Ребята, нам принесли посылку. Давайте посмотрим, что в ней находиться?
(дети открывают посылку в которой находятся угощения- фрукты, и письмо)
Дорогие ребята,большое спасибо вам за помощь.
Своими знаниями вы помогли не только мне, но и спасли природу от катастрофы. Царство злой волшебницы разрушено и теперь природе ни чего не вредит. А в подарок посылаю вам гостинцы.
С уважением Золотая осень.
Релаксация:
В центре стола кладется «солнышко», вокруг которого будут выкладываться бумажные облака и тучки. Дети по очереди выбирают облако (все понравилось, или тучку (не очень понравилось, было скучно) объясняя свой выбор.
Воспитатель:
– Ребята наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось, чтобы вы поделились со мной и ребятами своими впечатлениями. А сделаем мы это при помощи наших тучек и облаков (педагог ставит в центре стола блюдце с вышеперечисленными предметами). А теперь ребята, я попрошу вас выбрать тот предмет, который соответствует вашему настроению, после нашего занятия. Если вы довольны и вам все понравилось, выбирайте «облачко» и кладите его возле нашего солнышка. Ну, а если вам было скучно, или что-то не понравилось, выбирайте «тучку». (Выполнение релаксации).
Воспитатель:
– Вот и закончилось наше занятие. Ребята, вы только посмотрите, какое замечательное панно, я очень рада тому, что возле нашего солнышка совсем не видно тучек, одни облака. Это значит, что наше занятие было интересным и познавательным.