Елена Спартак
Конспект занятия «Эти вредные конфликты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Эти вредные конфликты"
Цель: Познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
Задачи:
• Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
• Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Форма проведения: час общения.
Ход работы:
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Темочки:
2. Постановка цели.
- Ребята, тема нашего занятия : «Эти вредные конфликты». Как вы думаете, о чем пойдет речь? Что вы хотели бы узнать на занятии?
-А что такое конфликт?
Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "На такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
В чём же вред таких конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
Прежде всего, ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приё мы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т. д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т. е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.
Мягкое противостояние.
Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы:
Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие.
Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
Конструктивное предложение.
У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Примерные фразы:
Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди.
Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может попросишь у родителей такую.
Мягкое противостояние и конструктивное предложение -это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончится непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить конфликт, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило - "Шесть шагов к миру".
Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. Попробуем погасить конфликт с помощью этого правила.
Приглашаются стороны, у которых возник конфликт.
Мы вам предлагаем сделать шесть шагов к примирению.
Что бы сделать эти шаги вам нужно честно и чётко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!
А теперь дайте честный и чё ткий ответ на вопросы:
"Какое моё желание привело к конфликту?"
Теперь нужно сделать второй шаг. (И т. д.)
Из-за чего возник конфликт?
Спросите себя: "Могу ли я придумать решение, при которых мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?
Сколько таких решений мы можем придумать вместе?
А какие решения вам могут подсказать одноклассники?
Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведёт каждое из предлагаемых решений. Буду ли я доволен этим решением? Будет ли доволен мой противник?
Какие решения устроят на обоих? Будем ли мы выполнять эти решения?
Остался один шаг! Нужно дать ответ на последний вопрос:
С чего начать наше перемирие?
(нужно пожать друг другу руки)
Вот мы и погасили ваш конфликт - перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.
3. Дискуссия "Нужны ли нам миротворцы?"
Как вы считаете, ребята, помогут ли эти шесть шагов примирить противников?
Нужно ли вообще устанавливать перемирие? Может быть, у вас есть какие-то другие способы выхода из конфликтных ситуаций?
Примерные ответы детей:
Даже 10 шагов не помирят тех, кто презирает друг друга.
А если кто-то поступил подло и некрасиво? Тогда им вообще не стоит мириться.
Если они захотят действительно помириться, они это сделают.
Есть пословица: Двое дерутся, третий не лезь. Станешь их мирить, наживёшь себе двух врагов.
В конфликте обе стороны неправы. Нужно просто им это объяснить, а ни в коем случае не вставать на сторону одного.
-Ребята, расскажите, что вы чувствовали, когда вас обозвали обидным словом, и что вы сделали в ответ обидчику?
( ответы детей записываются на доску в две колонки: действия и чувства.)
- Давайте, найдём выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной.
4. Подведение итогов.